graf_orlov33

Categories:

ГОСУДАРЬ ВИДЕЛ СПАСЕНИЕ РОССИИ В СВОЁМ ПАТРИАРШЕСТВЕ Ч.1


"...идея  восстановления Патриаршества с особой силой заявила о себе в 1905 г.  Заседавший 22 марта Св. Синод единогласно высказался за восстановление  Патриаршества.
 

Рассказ близкого и родного по духу С. Нилусу  молодого иеродиакона из дворянской Семьи доучивавшегося в Академии со  слов Владыки:
— Когда кончилась наша зимняя сессия,  мы - синодалы, во главе с первенствующим Петерб. митр. Антонием  (Вадковским), как по обычаю полагается при окончании сессии. отправились  прощаться с Государем и преподать ему на дальнейшие труды  благословение, то мы, по общему совету, решили намекнуть ему в беседе о  том, что не худо было бы в Церковном управлении поставить на очереди  вопрос о восстановлении Патриаршества в России. Каково же было удивление  наше, когда, встретив нас чрезвычайно радушно и ласково, Государь с  места поставил нам этот вопрос в такой форме:
"Мне стало известно,  что теперь и между вами в Синоде и в обществе много толкуют о  восстановлении Патриаршества в России. Вопрос этот нашел отклик и в моем  сердце и крайне заинтересовал меня. Я много о нем думал, ознакомился с  текущей литературой этого вопроса, с историей Патриаршества на Руси и  его значения во дни великой смуты междуцарствия и пришел к заключению,  что время назрело, и что для России, переживающей новые смутные дни,  Патриарх и для Церкви, и для государства необходим. Думается мне, что и  вы в Синоде не менее моего были заинтересованы этим вопросом. Если так,  то каково ваше об этом мнение?
Мы, конечно, поспешили ответить Государю, что наше мнение вполне совпадает со всем тем, что Он только что перед нами высказал.
- А если так, - продолжил Государь, - то вы, вероятно, уже между собой и кандидата себе в Патриархи наметили?
Мы замялись и на вопрос Государя ответили молчанием. Подождав ответа и видя наше замешательство, он сказал:
-  А что, если я, как вижу, вы кандидата еще не успели себе наметить или  затрудняетесь в выборе, что если я сам его вам предложу - что вы на это  скажете?
- Кто же он? - спросили мы Государя.
- Кандидат этот, -  ответил он, - я! По соглашению с Императрицей я оставлю Престол моему  Сыну и учреждаю при нем регентство из Госуда- рыни Императрицы и брата  моего Михаила, а сам принимаю монашество и священный сан, с ним вместе  предлагая себя вам в Патриархи. Угоден ли я вам, и что вы на это  скажете?
Это было так неожиданно, так далеко от всех наших  предположений, что мы не нашлись, что ответить и... промолчали. Тогда,  подождав несколько мгновений нашего ответа, Государь окинул нас  пристальным и негодующим взглядом, встал молча, поклонился нам и вышел, а  мы остались, как пришибленные, готовые, кажется, волосы на себе рвать  за то, что не нашли в себе и не сумели дать достойного ответа. Нам нужно  было бы ему в ноги поклониться, преклоняясь пред величием принимаемого  Им для спасения России подвига, а мы... промолчали! —
— И когда  Владыка нам это рассказывал, - так говорил мне молодой друг мой, — то  было видно, что он действительно, готов был рвать на себе волосы, но  было поздно и непоправимо: великий момент был не понят и навеки упущен -  "Иерусалим не познал времени посещения своего"...
 

Это была ,  возможно первая, но. во всяком случае, не последняя попытка Государя  восстановить Патриаршество, — пишет С. Нилус. Рассказ этот С. Нилус  поведал в 1916г. Л.А. Тихомирову, о чем имеется запись в дневнике  последнего под 21 сент.: "Вчера Нилус рассказал мне "чудо", как он  выразился. От какого то молодого человека, который это слышал будто бы  от архиеп. Антония Храповицкого, лично участвовавшего в деле... Никогда  ничего подобного я доселе не слыхал,и, признаюсь, не верю. Мысль  Государя, — если это имело место, - это была бы единственная комбинация,  при которой Патриаршество восстало из могилы в небывалом величии.
..................................................
Истинность  этих событий, сообщенных С.А. Нилусом, подтверждает в своих  воспоминаниях товарищ Обер-прокурора Св. Синода кн. Н.Д. Жевахов (т. II.  Новый Сад. 1928. С. 385-388).
+ + +
ДРУГОЙ СЛУЧАЙ ПОПЫТКИ ПРИНЯТЬ ПАТРИАРШЕСТВО РАДИ СПАСЕНИЯ ОТЧИЗНЫ
«В  зиму 1904–1905 года в покоях Петербургского митрополита Антония  (Вадковского) имел место следующий случай, достойный занесения его в  анналы истории.
Сообщивший мне его свидетель состоял в то время  студентом Петербургской Духовной Академии и, по рекомендации  академического начальства, был привлечен к работам по приведению в  порядок библиотеки митрополичьего дома. В конце каждого рабочего дня  студент должен был являться к митрополиту с докладом о результатах своей  дневной работы по разборке книг. Так было и в тот памятный для него  день, когда он вошел в комнату, где ежедневно докладывал о своих  изысканиях в богатом книгохранилище. Увлеченный успехом своих занятий в  тот день, он не обратил внимания на то, что митрополит находился не  один, и с жаром приступил к докладу, хотя и заметил, что митрополит был  не в скуфейке, как обыкновенно, а в белом клобуке, который он надевал  лишь в официальных случаях. Студент был очень удивлен тем, что  митрополит, обыкновенно с интересом слушавший его доклады, на этот раз  сразу прервал его словами: “Потом расскажете, разве не видите, что у  меня гости?”
Тут только студент заметил сидевших против митрополита  офицера и даму. Однако, считая свой дневной труд в книгохранилище особо  выдающимся по результатам изыскания, он рискнул еще раз привлечь  внимание митрополита на свой доклад, но на этот раз был строго  остановлен: “Вы не узнаете, кто у меня?”
На лице студента ясно выразилось недоумение; тогда митрополит добавил: “Это Их Величества – Государь и Государыня”.
Молодой  человек крайне смутился и, раскланиваясь, растерянно произнес: “Очень  приятно”. Радостное лицо юноши выдало, однако, волновавшее его чувство  умиления при виде Царственной Четы в такой обстановке.
Государь и  Государыня переглянулись и, улыбнувшись, ответили на приветствие. Вслед  за тем митрополит встал, повернул студента за плечи кругом и, направляя  его к двери, сказал: “Идите, после расскажете”.
Конечно, этот приезд  Государя к митрополиту вызвал большой интерес среди обитателей  митрополичьего дома, и, разумеется, все стали быстро доискиваться причин  этого посещения.
Оказалось, что Государь приезжал просить  благословения на отречение от прародительского Престола, в пользу  недавно перед тем родившегося Наследника Цесаревича Алексея Николаевича,  с тем, чтобы по отречении постричься в монахи в одном из монастырей.
Митрополит  отказал Государю в благословении на это решение, указав на  недопустимость строить свое личное спасение на оставлении без крайней  необходимости Своего Царственного долга, Богом Ему указанного, иначе Его  народ подвергнется опасностям и различным случайностям, кои могут быть  связаны с эпохой регентства во время малолетства Наследника. По мнению  митрополита, лишь по достижении Цесаревичем совершеннолетия Государь мог  бы оставить Свой многотрудный пост.
Этот случай ясно показывает,  как чутко и проникновенно сознавал Государь Император Николай  Александрович все непомерно трудные условия Своего Царствования, при  котором Венец Мономахов становился терновым венцом.
(Впервые  сведения об этом были опубликованы в 1921 г. в «литературно-политическом  издании» «Луч света», издававшемся в Берлине известным русским  монархистом полковником Ф. В. Винбергом (1871 +1927): К МАТЕРИАЛАМ  НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ).

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Позже арх. Антоний Х. признавал, что каждый из них мечтал занять патриарший престол. То есть искал себе власти...
—  "С ТОЙ ПОРЫ НИКОМУ ИЗ ЧЛЕНОВ ТОГДАШНЕГО ВЫСШЕГО ЦЕРКОВНОГО УПРАВЛЕНИЯ  ДОСТУПА К СЕРДЦУ ЦАРЕВУ УЖЕ НЕ БЫЛО...Он, по обязанности его служения,  продолжал по мере надобности принимать их у себя, давал им награды,  знаки отличия, но между ними и его сердцем утвердилась непроходимая  стена, и веры им в сердце его уже не было. Благодаря происшедшему въяве  открылось, что иерархи своих си искали в Патриаршестве, а не яже Божиих,  и дом их оставлен был им пуст. Это и было Богом показано во дни  испытания их в России огнем Революции. Читающий да разумеет (Лк.13.35.)"

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened