graf_orlov33

Categories:

СВЯТ. ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ

Ад
 

Будут бояться в последний день и  грешные люди, когда Христос, Спаситель наш, придет судить живых и  мертвых, ибо в тот час Он пошлет их в ад вечно мучиться; там за разные  согрешения им будут и разные муки. Будут они там терпеть и огонь  неугасающий, ибо Христос, Спаситель наш, сказал: «огонь их не угасает»  (Мк. 9:44). В этом огне будут гореть нечистые люди,  блудники, прелюбодеи и гневливые за то, что они распалялись то гневом,  то похотью. Будет же там и зима лютая, и грешники, терпя стужу, будут  скрежетать своими зубами. Об этом сказал Христос, Спаситель наш, так:  «Там будет плач и скрежет зубов» (Лк. 13:28). Такую лютую зиму будут  терпеть те люди, которые немилостивы к убогим, не принимают в свои дома  странников, лежащих без крова на гноище и терпящих снег и лютый мороз;  таковые и сами будут иметь товарищество с дьяволом и ангелами его, ибо  им Христос Бог сказал: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный,  уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41). Такое товарищество с  дьяволом будут иметь и горделивые люди, которые ныне презирают убогих,  гнушаются ими и минуют их своими очами. Будет же там непрестанное  движение червей, которые будут, не переставая терзать и есть грешных  людей, и никогда они не умрут, ибо сказано: «червь их не умирает»  (Мк. 9:44). Эти черви будут терзать и есть тех людей, которые здесь  отнимают что-либо лихоимством у других. Будет там еще от серного огня и  смрад нестерпимый, ибо написано: «огонь и сера, и дух бурный – их доля  из чаши» (Пс. 10:6). Этот смрад будут терпеть те люди, которые заботятся  о том, чтобы сделать себе удовольствие всякими благовонными духами и с  усиленным прилежанием ищут для себя всякие благоуханные зелья.
 

Будет  же там тоска великая и такая ужасная, что если бы возможно было  умереть, то рады были бы принять смерть в качестве сладости, но никогда  не умрут там, ибо написано: «люди будут искать смерти, но не найдут ее;  пожелают умереть, но смерть убежит от них» (Откр. 9:6). Будут терпеть  такую тоску те люди, которые ныне непрестанно пребывают в веселье,  пьянстве и в великой роскоши, с музыкой и танцами, а о Боге не помышляют  никогда. Кроме этого, там будет и тьма внешняя, ибо написано: «связав  ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю» (Мф. 22:13).  Вверженные в эту тьму будут сидеть в ней вечно, видеть лица Божия они  никогда не будут. Такую тьму наследуют те, которые не допускают к себе  убогих. Будет там голод, ибо Сам Христос сказал: «Горе вам, пресыщенные  ныне! ибо взалчете» (Лк. 6:25), – и голод этот будут терпеть те люди,  которые в этом веке не питают бедных и убогих. Будет там еще и жажда,  ибо Сам Христос сказал: «возжаждете» (см. Ин. 4:13). Жажду эту будут  терпеть те люди, которые здесь не желают напоить жаждущих странников и  убогих.
 

Будет там и теснота великая, ибо ад будет полон грешных  людей: одни вверху, другие в середине, а иные на самом дне ада. Как кто  насыпает полный мешок монет и завязывает или как кто-либо накладывает  полную бочку рыбы и закупоривает ее, так и Бог наполнит весь ад грешными  людьми и запрет его, чтобы грешники не могли выйти оттуда. На Страшном  Суде, когда Христос Бог наш скажет грешникам: «идите от Меня, проклятые,  в огонь вечный», – в тот час расступится под грешниками земля, как  расступилась некогда под Кореем, Дафаном и Авироном, и тогда все  грешники упадут в ад. После этого земля снова сомкнется на прежнем  месте, а грешники останутся под землей в аду как бы запертыми в тесном и  железном сосуде и не выйдут оттуда вовеки, как говорит и Сам Господь:  «пойдут сии в муку вечную» (Мф. 25:46). В эту адскую тесноту будут  ввергнуты те, которые здесь отнимают у других что-либо насилием,  например, вотчины, палаты или дома, и притесняют бедных и сирот; и кто  каким образом согрешил, таким и пострадает. Точно так сказал и Соломон:  «чем кто согрешает, тем и наказывается» (Прем. 11:17)(1).
 

В  одно время Господь наш явился Своему возлюбленному ученику Иоанну и  сказал: «не бойся; Я есмь Первый и Последний, и живый; и был мертв, и  имею ключи ада и смерти» (Откр. 1:17–18). Здесь особенного рассуждения  заслуживает следующая вещь. Почему Христос Господь не Сам носит ключи  вечной жизни и Царства Небесного, но отдал их святому Петру: «дам тебе  ключи Царства Небесного» (Мф. 16:19); – те же ключи, которыми  отверзаются и затворяются ад и смерть, Он стал носить Сам? "Имею, –  сказал Он, – ключи ада и смерти» (Откр. 1:18). Неужели Господь наш  настолько жесток и немилосерден, что скорее готов погубить человека,  нежели спасти, скорее готов отворять для людей врата ада и смерти,  нежели жизни и Царства? Но такого нельзя о Нем не только сказать, но и  помыслить, ибо Он – Прещедрый и Премилосердный Создатель наш: «ибо Он  благ, ибо вовек милость Его» (Пс. 117:2). Он исключительно «хочет, чтобы  все люди спаслись» (1Тим. 2:4), смерти же Он не желает ни одному  грешнику, ибо говорит: «Разве Я хочу смерти беззаконника?.. Не того ли,  чтобы он обратился от путей своих и был жив?» (Иез. 18:23). Почему же не  говорит Господь: «Имею ключи жизни и Царства Небесного», но: Имею ключи  ада и смерти? Господь наш благоволил так сделать потому же, почему так  поступают и некоторые хозяева. Если какой-либо господин видит, что его  казначей слишком расточителен, что он слишком часто открывает двери его  хранилищ и истощает его казну, тогда он берет от него ключи и держит их у  себя. Подобно этому и Господь наш знал нрав человеческий, знал, что  люди очень скоры на то, чтобы отверзать смерть и ад, как для себя, так и  друг для друга. Себе они отверзают смерть и ад частыми грехопадениями, к  которым очень склонны, ибо ни к чему так легко не склоняется человек,  как к греху, к которому уже давно привык. Друг другу же люди отверзают  двери смерти и ада гневом, яростью и злопамятством, ибо каждый, если  что-либо разгневает его, настолько разъяряется в гневе, что бывает готов  послать другого и в ад, и на смерть. Разве это не правда? Господь наш,  видя такой недобрый человеческий нрав, берет ключи смерти и ада Себе,  Сам их носит и потому-то и говорит: «Имею ключи ада и смерти». Этими  словами Он говорит как бы следующее: «Грешный человек! По жестокости  твоей и непокаянному твоему сердцу ты давно уже собрал гнев на день  гнева, уже над шеей твоей смертная коса, уже ад отверзает уста свои,  чтобы пожрать тебя, однако Я еще жду твоего обращения и покаяния, не  попускаю смерти внезапно умертвить тебя и аду пожрать тебя: ад Я держу  заключенным, чтобы не похитил он тебя, чтобы не пожрал тебя: Имею ключи  ада и смерти. О человек! Я вижу еще, что ты враждуешь с ближним твоим и  желаешь ему зла, а не добра, ты желал бы его тотчас предать смерти и  аду, ты проклинаешь его, предаешь анафеме, однако не имеешь такой власти  над ним: не даны тебе на то ключи, и не дам Я их тебе. Сам их ношу и  никому не даю: Имею ключи ада и смерти». Благодарим Тебя, Владыка наш,  за такое Твое Промышление, за то, что Ты не дал нам тех ключей, как ножа  малому дитяти. О, если бы мы имели эти ключи, ключи смерти и ада! Уже  давно мы и ближних своих погубили бы, предав их смерти и аду, и сами бы  погибли, будучи пожраны смертью и адом


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened