graf_orlov33

«САМОДЕРЖАВІЕ»


Живъ Господь Богъ Израилевъ, живы и души наши.
 

Антихристъ,  по объясненію толковниковъ св. Писанія, долженъ придти во время  безначалія на землѣ, а до тѣхъ поръ онъ еще дѣйствуетъ чрезъ предтечей  своихъ. Сперва онъ дѣйствовалъ чрезъ разныхъ еретиковъ, а нынѣ чрезъ  нигилистовъ сталъ дѣйствовать нагло и грубо паче мѣры.  Они проповѣдуютъ чуждый гласъ (Іоан. X, 5): будете, яко бози (Быт. III,  5). «Поставьте», говорятъ они, «за/с. 140/кономъ своихъ дѣйствій волю  свою, и вы будете независимы, получите разумѣніе высшее и величіе  превосходное. Будете, яко бози, — говорилъ нѣкогда змѣй въ раю Адаму и  Евѣ, и праотцы, забывъ повелѣніе Господне, преклонили слухъ свой къ  преступному внушенію. Не тотъ-же ли лестчій гласъ возбуждаетъ и нынѣ въ  умахъ и сердцахъ человѣческихъ мысли о ложной свободѣ и безначаліи?!
 

Всевышній,  владѣя царствами и племенами земными, даруетъ надъ ними господство,  ему-же хощетъ (Дан. V, 21), возноситъ избраннаго отъ среды подобныхъ  ему, требуетъ отъ всякой души повиновенія властямъ предержащимъ (Рим.  XIII, 1), такъ какъ имъ дается сила и держава отъ Господа (Прем. VI, 3)  для спокойствія и благоденствія народовъ Единъ есть Господь и  законоположникъ, — одна власть и одно Богоначаліе надъ всѣмъ. Это  единоначаліе — источникъ всякой премудрости, благости и благочинія,  простираясь на всѣ, отъ благости Божіей получившія начало, твари, безъ  произволенія ихъ, дано только одному человѣку. Ибо божественный Моисей,  въ описаніи происхожденія міра, изъ устъ Божіихъ исшедшее приводитъ  слово: «сотворимъ человѣка по образу Нашему и по подобію» (Быт. I, 26).  Отсюда учрежденіе между людьми всякаго начальства и власти. На основаніи  сего св. Отцы учатъ, что земной Царь долженъ управлять самодержавно и  неограниченно, какъ помазанникъ и избранникъ Божій; и если бы не  управляла всѣмъ воля одного, то ни въ чемъ не было-бы строя и порядка и  не на добро бы это было: ибо разноволіе разрушаетъ все, а потому  управленія конституціонныя, при ограниченіи самодержавной власти, и  республиканскія представляютъ измышленіе людей, забывшихъ законъ Божій, и  такія правленія безусловно съ Божественнымъ закономъ не согласны.  (Твор. Ѳеодора Студита 102 и друг. писателей древности). Ибо даже и  церковныя каноны именуютъ царей благочестивѣйшими и самодержцами.  (Карѳаг. Соб. 104 прав.).
 

Не силится-ли врагъ исконный (Іоан.  VIII, 44) поколебать непререкаемую эту истину въ самомъ ея основаніи? Не  заставляетъ-ли почитать законное правленіе игомъ чуждымъ, и малѣйшее  отреченіе для пользы общей дѣломъ тяжкимъ? Не влечетъ-ли къ  неповиновенію и крамоламъ, вопія неразумнымъ: «свергните иго, васъ /с.  141/ тяготящее: вы можете быть независимы, управляться своими законами,  составлять свое отдѣльное царство: будете, яко бози?»
 

Намъ,  послѣдователямъ Христа, должно во всеуслышаніе всего міра взывать такимъ  обольстителямъ, предтечамъ антихриста: «идите отъ насъ (Лук. IV, 8), мы  боимся Бога и чтимъ Царя (1 Петр. II, 17), какъ Помазанника Божія; намъ  ли попирать законъ Его, когда все желаніе сердца Царева устремлено  только къ тому, чтобы подъ мирнымъ Его кровомъ проводили люди тихое и  безмолвное житіе во всякомъ благочестіи и чистотѣ (1 Тим. II, 2)!? Не  должно-ли намъ изобличать всякаго обольстителя твердымъ увѣреніемъ, что  не знаемъ иного Царя, кромѣ Небеснаго, и поставленнаго отъ Него Царя  земного! Пусть враги Божіи и Царевы уразумѣютъ и убѣдятся въ своемъ  заблужденіи!.. Нѣтъ, всѣ революціонеры и анархисты требуютъ свободы  только для себя, а кто съ ними не согласенъ, того они всячески  преслѣдуютъ и даже убиваютъ, а больше всего кричатъ о свободѣ.
 

«Всяка  душа властемъ предержащимъ да повинуется: нѣсть бо власть, аще не отъ  Бога, сущія же власти отъ Бога учинены суть» (Римл. 13, 1).
 

Откуда  власть на землѣ? — Оттуда-же, откуда и на небѣ, гдѣ легіоны ангеловъ  творятъ волю Владыки вселенной. У небожителей есть и Власти, и Престолы,  и Начала и архангелы, начальствующіе надъ ангелами.
 

«Нѣсть  власть, аще не отъ Бога: сущія-же власти отъ Бога учинены суть;  противляйся власти, Божію повелѣнію противляется» (Римл. 13, 1–2). «Мною  Царіе царствуютъ и сильные пишутъ правду». «Всевышній владычествуетъ  надъ царствомъ человѣческимъ и даетъ его, кому хощетъ» (Дѣян. 4, 14).  «Будите покорни Царю, какъ Верховной Власти: Бога бойтеся, Царя чтите»  (1 Петр. 2, 17).
 

Въ Царскомъ Самодержавіи православный русскій  человѣкъ видитъ какъ-бы отраженіе Божія Вседержительства: «одинъ Царь на  землѣ», говоритъ онъ, «какъ одинъ Богъ на небѣ». Богъ по образу Своего  Вседержительства поставилъ Царя Самодержавнаго; по образу Своего  царства, непреходящаго, продолжающагося отъ вѣка и до вѣка, — Царя  наслѣдственнаго (Филаретъ Митр. Москов.) /с. 142/ «Вознесохъ избраннаго  отъ людей Моихъ», вѣщаетъ Богъ о Царѣ: «елеемъ Моимъ святымъ помазахъ  Его. Не прикасайтеся помазаннымъ Моимъ» (Псал. 114, 15). «Ибо касаяйся  ихъ, яко касаяйся въ зѣницу ока Господня» (Зах. 2, 8). «Сердце Царево въ  руцѣ Божіей» (Пр. 21, 1) говоритъ Писаніе, и какой-же безбожникъ  посмѣетъ Царю, Божію Помазаннику, не довѣрять? Кто посмѣетъ говорить  противъ даннаго Ему Самимъ Господомъ Богомъ неограниченнаго полномочія?  «Гдѣ слова Царя, тамъ власть», глаголетъ Духъ Святый, «и кто скажетъ  Ему: что ты дѣлаешь?» (Эккл. 8, 4). Не будь власти, не будетъ порядка;  не будь порядка, произойдетъ смятеніе, разстройство вездѣ: въ  государственной, въ общественной и семейной жизни. Произойдутъ ссоры,  брани, раздѣленія, грабежи и убійства, захватъ чужой собственности, и не  будетъ ниоткуда защиты. Откажись законная власть отъ своихъ правъ, — на  ея мѣсто станетъ власть незаконная. Полнаго безначалія быть не можетъ.  Не будь законной власти, будетъ начальствовать тотъ, кто сильнѣе, кто  наглѣе, кто похитрѣе другихъ. Даже и тамъ, гдѣ попираются всѣ  нравственные законы, существованіе власти признается необходимымъ: и у  шайки разбойниковъ есть атаманы, у крамолы есть распорядительные  комитеты и исполнительныя власти; даже и въ аду есть власть. Если-же въ  царствѣ безпорядка необходима власть, то не тѣмъ-ли болѣе она нужна  среди святыхъ, у людей чести и порядка? Не много нужно здраваго смысла,  чтобы понять, что власть необходима прежде всего для защиты правъ,  свободы и имущества гражданъ. Не будь этой законной защиты со стороны  власти, каждому гражданину пришлось бы самому защищать себя. Отсюда  произошли-бы междусобная брань и раздѣленія. «А всякое царство,  раздѣлившееся само въ себѣ, опустѣетъ, и домъ, раздѣлившійся самъ въ  себѣ, не устоитъ» (Лук. II, 17). Необходимость власти для страны  сознаетъ и самъ народъ, а потому, когда нѣтъ у него начальствующаго, то  выбираетъ такового изъ среды своей или призываетъ властителя изъ другой  страны. «Земли у насъ много, но порядка въ ней нѣтъ, — говорили русскіе  послы варяжскимъ князьямъ: «прійдите и княжите надъ нами». Если  обратимся къ свидѣтельству исторія, то найдемъ тамъ, что царская власть  почти всегда находила для себя опору въ религіи, и въ то-же время она  сама являлась охранительницей религіи. /с. 143/ Въ частности, на долю  монархическаго Самодержавія выпалъ счастливый жребій сдѣлать  христіанство господствующей религіей, а православіе господствующимъ  исповѣданіемъ въ странѣ. Въ лицѣ Императора Константина Великаго  монархическому самодержавію дана честь освободить христіанство отъ  трех-вѣковыхъ гоненій на него со стороны язычества и даровать миръ  церкви. А въ лицѣ русскаго Великаго Князя Владиміра единодержавіе  даровало темной языческой Руси свѣтъ православнаго христіанства, а съ  христіанствомъ пришелъ и свѣтъ науки. Но вслѣдъ затѣмъ междоусобица  русскихъ князей дала памятный урокъ, сколько гибельно бываетъ  многовластіе безъ верховной, объединяющей власти. Многовластіе князей  ввергло Русь въ безчисленныя бѣдствія, возложило на нее монгольское иго и  задержало ростъ Россіи на двѣсти лѣтъ. Единодержавію и самодержавію  принадлежитъ честь собиранія Руси во единое цѣлое. Грозенъ былъ Іоаннъ,  первый Царь всея Руси, но онъ крѣпко держалъ бразды правленія,  преградивши всякій путь крамолѣ. Онъ допустилъ зло, но спасъ Русь отъ  зла злѣйшаго. Послѣ самодержавія и единодержавія перваго Императора —  Преобразователя, Россія пошла впередъ широкими и быстрыми шагами. Не  единодержавіе-ли поставило ее въ рядъ первѣйшихъ государствъ всей земли,  расширивъ предѣлы ея отъ Днѣпра до Амура и сдѣлавши границами ея моря и  океаны!
 

Неисчислимо много добра принесено на Руси  православіемъ съ единодержавіемъ. Будемъ дорожить этими источниками  добра. Будемъ хранить эти сокровища. Вѣдь, отъ добра добра не ищутъ!

Источникъ: Іеромонахъ Серафимъ. Слова, бесѣды и рѣчи. Выпускъ 1-й. — Кунгуръ: Типографія М. Ф. Летунова, 1907. — С. 139-154.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened