graf_orlov33

Category:

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ ТИХОН, ХАРАКТЕР ЕГО ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ЧАСТЬ 3)


(По личным воспоминаниям)  
Второй Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Анастасий (Грибановский)
Единственным  утешением для патриарха в наступившие страдные дни для Церкви были  церковные службы, которые он совершал не только в праздничные или  воскресные дни, но часто и в будние, по случаю храмовых праздников или  по каким-либо другим поводам в многочисленных храмах Москвы.
Литургии,  которые он служил с большим проникновением, обновляли и укрепляли его  духовно. Он выходил из храма светлым и преображенным сквозь густые массы  народа, радовавшего и поддерживавшего его своей искренней любовью.
Для  него, видимо, было приятно погружаться в церковную народную стихию,  которая тем охотнее притекала на его богослужения, что у русских людей  не оставалось других способов и возможностей поддерживать духовное  общение между собой.
Каждый выезд Патриарха на служение был торжеством Церкви, напоминавшим картину незабвенных служений о. Иоанна Кронштадтского.
Было  трогательно также видеть, с каким усердием верующие заботились об  обеспечении материальных потребностей своего любимого Святейшего Отца и,  прежде всего, о снабжении его пищевыми продуктами, жертвуя для этого,  подобно евангельской вдовице, последним своим достоянием.
В эти  ответственные и смутные дни Патриарх утешал, ободрял и объединял свою  паству: паства защищала своего Патриарха и поддерживала его нравственно в  борьбе с врагами Церкви. Пока на последнюю нападали только большевики в  лице советской власти и ее агентов, Святейший Тихон, опираясь на  единодушно преданных ему епископов и духовенство, мог без особого труда  отражать их удары. Но эта борьба стала для него значительно тяжелее с  тех пор, как внешние враги Церкви нашли себе союзников внутри Ее самой —  в известной части духовенства, сознательно приявшей Революцию и  возмутившейся против своего Кириарха. Такова печальная логика всякой  Революции. Патриарх Тихон, как мы видели, самым ходом исторических  событий вознесен был на высоту народного Вождя.
Идея верховной  власти, не находя себе после падения Царского трона законного  воплощения, могла обрести в нем своего временного блюстителя, но то, что  было так естественно в Древней Святой Руси, было опасно в эпоху  революционного распада русского народа и открытого гонения на Церковь.
Его  личное смирение, выразившееся в полном отсутствии властолюбия и  честолюбия, также не располагало его к ПОЛИТИЧЕСКИМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ. Он  хотел остаться только Первосвященником и Пророком своего народа, но не  стремился стать подобным Судьям Израильским в то время, когда на Руси не  стало Царя и каждый делал, что хотел (а пример свят. Гермогена был ему  безразличен -прим.).

Он остался почти одинок, когда большинство  верных ему епископов отправлены были в тюрьмы или ссылку (что было  неизбежно, таковой путь избрал сам патриарх, чтобы его паству поглощали  жыды, как рыбу - прим.).
В свое время МНОГО писалось о так  называемом покаянном Послании Свят. Тихона, в коем он заявил себя «не  врагом» Советской власти. Происхождение этого документа,  предшествовавшего освобождению его из тюрьмы, до сих пор покрыто тайной.  Трудно допустить (??? - прим.), чтобы Патриарх - исповедник подписал  его вполне свободным решением своей воли. Вся его предшествующая и  последующая деятельность говорит за то, что такой акт мог быть вырван у  него под влиянием террора, тяготевшего над ним в то время.
Отделенный  от всего мира, не имея точных сведений относительно истинного состояния  Церкви, он, естественно, мог искать путей для спасения не себя лично, а  своей паствы (это называется "подвиг лжи во спасение" - прим.), боясь,  что она будет совершенно расхищена и поглощена обновленцами; этим легко  могли воспользоваться в своих видах Советские власти, предложив ему  подписать заранее составленное для него заявление. С другой стороны, КАК  ОПРЕДЕЛЕННО ГОВОРИЛИ ОБ ЭТОМ В ТО ВРЕМЯ, он хотел ТАКИМ ОБРАЗОМ  избавить от казни многих священников, осужденных на смерть в связи с  Декретом об изъятии церковных ценностей (то есть не выдержал  психологически -прим.).
Мысль об угрожавшей им участи тем более  угнетала его, что он считал себя лично ответственным за осужденное  духовенство, которое исполняло его распоряжение, отказываясь выдать  большевикам освященные предметы
Вынудив у Патриарха формальное  ПРИЗНАНИЕ (де юре) Советской власти, большевики хотели одновременно  поднять значение последней во мнении населения (и массово подняли  естественно. Теперь они стали законными в глазах народа- прим.) и  унизить самого Патриарха в глазах верующих, привыкших видеть в нем  мужественного, стойкого и неподкупного блюстителя Православия. Но они  ошиблись в своих расчетах.
Народ верил своему Патриарху и своему  внутреннему чувству больше, чем людям с сожженной совестью. Он был  убежден, что Святейший Тихон внутренне в своей архипастырской совести  никогда не мог иметь ничего общего со "слугами сатаны", и если он по тем  или другим обстоятельствам и подписал вышеуказанное заявление, то  «чернила не замарали его души» (Как это не "замарали" подписанные им  бумаги? Признанием слуг антихриста - законной властью, тех, кого сам  предал Анафеме - есть черное пятно на душе - прим.). Преобладающее  большинство епископов и прочего духовенства осталось верным своему  Первоиерарху, отшедшие возвратились вновь и только немногие (в том числе  епископ Волоколамский Феодор) соблазнились его заявлением и отдалились  от него.
По существу отношение Патриарха к советской власти не  изменилось, и после опубликования этого акта большевики не могли не  почувствовать, что он по-прежнему не с ними, и потому продолжали зорко и  подозрительно следить за ним; не решаясь снова налагать своих рук на  него самого, они отнимали у него лучших сотрудников, лишая их свободы  или отправляя в отдаленные ссылки (как все напоминает современные методы  зачистки наиболее горячих врагов Режима- прим.). В этой напряженной  борьбе и угас великий светильник. Кончина его, последовавшая неожиданно  для всех в лечебнице Бакунина, обвеяна до сих пор неразгаданной тайной.  Если она не была насильственной, то во всяком случае была  страдальческой. О нем можно сказать словами апостола, что «он умирал во  вся дни» в последние годы своей жизни. Народ, оставшийся верным ему до  конца, увидел в нем истинного Исповедника Православия и выразил это  особенно в день его погребения, явившийся новым торжеством его над его  врагами.

История еще не успела произнести над Патр. Тихоном  Беллавиным и его деятельностью своей окончательной оценки, но суд  православной народной совести предрешил ее заранее.
Тем, кто дерзнул  бы зазирать его в недостатке последовательности в отношении  большевистской власти, мы напомним о том, что это вопрос скорее  практической целесообразности или икономии, чем ДЕЛО ВЕРЫ ИЛИ  НРАВСТВЕННОЙ ПРАВДЫ (чудовищное по сути умозаключение -прим.).  Принципиально Патриарх всегда осуждал большевизм как явление безбожное и  безнравственное, но практически был вынужден ослабить открытую борьбу с  Советской властью, чтобы не подвергать большей опасности Церковь.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

А того то, что п. Тихон от лица Церкви вручил всю полноту власти над ней и над Россией отдал антихристам, владыченька Анастасий и не приметил. Ай, да и архиерей...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened