graf_orlov33

Categories:

ПОЧЕМУ ДОРЕВОЛЮЦИОННАЯ ЦЕРКОВЬ была в упадке



ВОСПОМИНАНИЯ тов. Об.Прок. Святейшего Синода кн. Н.Д. ЖЕВАХОВА
ПАСТЫРИ И ПАСТВА РОССИЙСКИЕ
Мы  видели уже из предыдущего, что иерархи были склонны объяснять всякого  рода нестроения в Церковной жизни то внешними причинами, разумея под  ними Синодальную систему, то внутренними, связывая их со свойствами  самой паствы, оторванной от Церкви, безверной и безрелигиозной. Но это  неверно. Формы всегда неодушевлены, жизненно только содержание. И  никакая форма не способна убить Духа, если Он есть. И те, кто имел Его,  те не только являли его, но и одухотворяли других.
Синодальная  система, как я уже неоднократно указывал, явила целый сонм Подвижников,  причтенных к лику Святых Православной Церкви, целый ряд выдающихся  Церковных Деятелей, из коих ни один не жаловался на тот "гнет и оковы  рабства", о которых стали говорить в России лишь с момента общего  революционного брожения, заразившего и некоторых Иерархов, вторивших  общим крикам о “свободе”...
 

Нет, нестроения в церковной ограде  нужно искать совершенно в другом месте, и я частично уже отметил их,  когда говорил о взаимоотношениях между официальной и неофициальной  Церковью, между Епископами и монахами, между образованным классом и  духовенством.
 

Авторитет духовенства в России действительно БЫЛ  НЕВЫСОК, но вызывалось это явление не безверием и безрелигиозностью  Русского Народа, А КАК РАЗ НАОБОРОТ, его ПОВЫШЕННЫМИ религиозными  требованиями, НЕ НАХОДИВШИМИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ со стороны русского  духовенства в массе.
“Богоискательство” – чисто русское явление,  рожденное именно на этой почве религиозной НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ и  одиночества духовного.
 

Авторитет духовенства И НЕ МОГ БЫТЬ  ВЫСОКИМ при той кастовой организации, какая если не исключала, то во  всяком случае сильно затрудняла доступ в его среду представителей других  сословий. Причины этого последнего явления сложны, и я не буду их  касаться, однако тот факт, что состав русского духовенства был ограничен  рамками кастовой к нему принадлежности, а между “духовными” и светскими  Учебными заведениями стояла непроходимая стена, чрезвычайно резко  отражался на его общем уровне. Можно сказать больше того. За последние  25-30 лет перед Революцией служение Церкви в России сделалось как бы  привилегией для детей церковных причетчиков, зажиточных крестьян и  мещан, потому что даже дети бедного духовенства, в особенности  городского, получали обыкновенно образование в светских учебных  заведениях и не шли по стопам отцов, а устраивали свою будущность на  разных поприщах государственной и общественной деятельности.
В связи  с этим и Епископат пополнялся преимущественно представите- лями мало  тронутого культурой русского простонародья. Такие иерархи, не  соприкасавшиеся вовсе с интеллигенцией и не знавшие ее вплоть до  Епископской хиротонии, открывавшей им доступ в чуждую для них среду,  относились к последней не только ОТРИЦАТЕЛЬНО, но часто даже ВРАЖДЕБНО.  Воспитанные на началах ОППОЗИЦИИ “дворянству”, как к таковому, в  специфической обстановке домашнего очага, а затем в условиях  семинарского быта, русские иерархи в большинстве случаев не только не  умели ПРИБЛИЗИТЬ К СЕБЕ ПАСТВУ, но и не желали ЭТОГО и не собирались  входить в более тесное общение СО СРЕДОЙ, чуждой им и по рождению и по  воспитанию.
 

Из смиренных и простых крестьянских и псаломщицких  детей, зачастую с добрыми навыками и наклонностями, они ЧРЕЗВЫЧАЙНО  БЫСТРО превращались в ГОРДЫХ И НАДМЕННЫХ ВЛАДЫК, воспринимали почести и  славу, ПРЕСЫЩАЛИСЬ ЧЕСТОЛЮБИЕМ и ограничивали свою задачу служения  народу лишь совершением ТОРЖЕСТВЕННЫХ богослужений или подписыванием  консисторских бумаг. Но духовная жизнь паствы, общие  церковно-государственные задачи протекали не только вне поля их зрения,  но и ВНЕ ПОЛЯ ИХ РАЗУМЕНИЯ. Это были духовные сановники, неудачно  КОПИРУЮЩИЕ ГУБЕРНАТОРОВ и генерал-губернаторов, бравшие от своей паствы  все и ВЗАМЕН НИЧЕГО ЕЙ НЕ ДАВАВШИЕ.
 

При таких условиях верующие  люди по необходимости должны были искать удовлетворения своих духовных  запросов в других местах, и неудивительно, если наталкивались на тех,  кто эксплуатировал их веру.
 

О темноте русского народа и его  религиозном невежестве, о гордости и надменности русской интеллигенции и  особенно ее аристократии писалось и говорилось так много, что  потребовались бы томы для того, чтобы опровергнуть ту ложь, которая  скрывалась за этими писаниями и разговорами. И однако в области своей  религиозной жизни ни один народ в мире не проявлял столько смирения,  столько пламенной веры, столько уважения к достойным представителям  духовенства, как русский народ.
Значительно выше был общий духовный  уровень низшего духовенства и особенно подвижников монастырских и  сельских священников, между которыми встречались выдающиеся  представители, фактические держатели Веры русского Народа и его  подлинные воспитатели. Эти последние, разумеется, не только никогда не  жаловались на какие-то “системы” церковного управления, но даже не  замечали своего архиерея или игумена монастыря, ибо их начальниками были  не Синод и епископ, не обер-прокурор или секретарь консистории, а их  вера, страх Божий, сознание нравственного долга.
При отсутствии  регламентации церковной жизни в России и неоргани- зованности приходской  жизни, эти подвижники были единственными, к коим тянулись русские люди,  начиная от Царя и кончая простолюдином. Официальная же Церковь стояла в  стороне, и духовная жизнь русского народа протекала помимо ее, чего бы  никогда не случилось, если бы ее представители были похожи на этих  подвижников и являлись бы в глазах народа подлинными Пастырями Церкви. И  чем больше тянулись иерархи к власти, чем больше погружались в сферу  государственных дел, своеобразно ими понимаемых, чем более резкую грань  проводили между Церковными и государственными делами, тем дальше уходили  от своей паствы, тем меньше были ей нужны.
Вот где источник нестроений в области церковной жизни России. 

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Властолюбивым Фарисеям нужна была свобода от Монархии. Ну не могли они  существовать свободно при ней; все в богопомазанном Царизме их  раздражало и мешало... Но вот они при масонском Временном Правительстве  наконец то дорвались ДО СВОБОД неслыханных.... Можно менять  Анафематизмы, тексты Божественных служб... заниматься Обновленчеством  ... Можно нарушать Каноны, вводить Новостилие, собирать деньги с паствы  под предлогом "ЗАЕМА СВОБОДЫ"... И что? Кому стало от этого лучше -  ЦЕРКОВЬ ОСВОБОДИЛАСЬ? Докладчик скончается на Соловках, высохнув, в  последней степени от истощения... НЕ ПОМИЛУЮ ИХ, сказано БОГОМ преп.  Серафиму Саровскому: примут казнь за свою страшную вину!...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened