Вторая гражданская

В армии Паулюса против сталинской РККА сражалось 52 тысячи бывших совецких граждан. В 71-й, 76-й, 297-й немецких Дивизиях под Сталинградом каждый второй говорил по русски...
+ + +
Осенью 1941 года многие немецкие командиры на Восточном фронте стали по собственной инициативе брать во вспомогательные части или на вспомогательные должности советских перебежчиков, пленных и добровольцев из местного населения. Их называли сначала "наши Иваны", а потом уже официально Hilfswillige или сокращенно Хиви – в переводе с немецкого "желающие помогать".
Они использовались как охранники тыловых объектов, водители, конюхи, повара, кладовщики, грузчики и проч. Этот эксперимент дал результаты, которые превзошли ожидания немцев. Весной 1942 в тыловых подразделениях германской армии служило не менее 200 тысяч хиви, а к концу 1942 года по некоторым оценкам их было до миллиона.
Хиви в конце 1942 составляли почти четверть личного состава Вермахта на Остфронте. Так, во время Сталинградской битвы в 6-й Армии Паулюса их было почти 52 тысячи (в ноябре 1942). В трех немецких дивизиях (71-й, 76-й, 297-й пехотных) в Сталинграде "русские" (как немцы называли всех советских граждан) составляли примерно половину личного состава.
Даже в таких элитных дивизиях войск СС, как "Лейбштандарт Адольф Гитлер", "Тотенкопф" и "Райх" – в июле 1943 (Курская битва) советские граждане составляли 5-8% личного состава.
+ + +
«К концу 1942 года бывшие добровольно сдавшиеся красноармейцы составляли значительный процент личного состава действующих на Восточном фронте немецких частей. Каждый немецкий полевой пехотный полк имел сапёрную роту из русских добровольцев в 100 человек при десяти немецких сапёрах. Каждый русскоязычный доброволец получал обмундирование, паёк и денежное довольствие солдата Вермахта. В октябре 1943 года, в момент битвы за Днепр, в каждой немецкой пехотной дивизии 15% личного состава составляли граждане перебежчики из СССР. А к февралю 1945 года более 600 000 бывших советских военнослужащих служили и воевали в сухопутных войсках Германии, 150 000 служили в военной авиации и в войсках ПВО. С осени 1943 по июль 1944 года в составе ночной авиагруппы «Остланд» 1-го воздушного флота Люфтваффе сражалась 1-я русская эскадрилья под командованием Героя Советского Союза (получившего это звание ещё в финскую кампанию, фамилия не установлена – С.К.). Пленные «сталинские соколы», получив офицерские звания в германских ВВС, совершили более 500 боевых вылетов. В немецком военно-морском флоте служили, правда, не на боевых, а на вспомогательных должностях, более 15 000 бывших советских моряков.
С каждым месяцем войны доля немцев на Восточном фронте всё убывала, а советских всё возрастала. Не все они стреляли и рубили своих соотечественников – солдат РККА под красным флагом. Но они подвозили боеприпасы и продовольствие, эвакуировали немецких раненых, варили обеды, чинили оружие, одежду и обувь, тянули линии связи, строили укрепления, конвоировали пленных, ремонтировали подбитую технику... То есть взяли на себя обезпечение деятельности тыла немецкой армии, без которого, как известно, ни одна армия воевать не может.
Не удивительно, что когда, наконец, Власов получил от Гиммлера разрешение на формирование своей отдельной Русской Освободительной Армии (РОА) и попытался отозвать для этого русские подразделения из состава Германских войск, немецкие генералы и адмиралы взвыли. Если бы в одночасье русские покинули ряды вермахта, ВВС, ВМФ, войск ПВО – многие немецкие части оказались бы просто небоеспособны. <…>
C 1941 по 1945 год русскоязычные антикоммунисты дрались с русскоязычными же бывшими согражданами – граждане воевали с гражданами. Получается, что вместе с войной, которую мы называем Великой Отечественной, шла и Вторая гражданская война».
(А.А.Смирнов. Атаман Краснов. М.-СПб., 2003. Сс. 248-250)