graf_orlov33

Category:

ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ СХИАРХ. ФЕОФИЛА (ИЗБАВЫ). ОБ ИМЕНИ БОЖИЕМ И ИМЯСЛАВЦАХ


Господи, благослови!
Поколику души многих ныне от Америки, Греции и РФ и до самой Австралии наполнены тонкой хулой на святейшее Имя Божие, распространяемой многими лжеучителями в рясах и без; имен, которых не счесть; надлежит нам рассмотреть многовековое Учение Святой Восточной Церкви об этом наиважнейшем и спасительном предмете самым подробным образом - непогрешительными очами благодатных, многоопытных и благословенных Святых Отцов Вост. Церкви. Лживое еретическое мнение о будто бы четвертой ипостаси и о афонцах «еретиках» имяславцах должно уйти туда откуда оно изошло, т.е. в преисподнюю, иначе нам не поздоровится окончательно: ибо попирать и глумиться над истиной никому не дано безнаказанно...
...........................................................................................................
Свят Игнатий Брянчанинов: — Как Господь был и есть истинным знамением, знамением пререкаемым, предметом несогласия и спора между познавшими и непознавшими Его, так и моление всесвятым Именем Его, будучи в полном смысле знамением великим и дивным, соделалось, с некоторого времени предметом несогласия и спора между занимающимися таким молением и не занимающимися им (Сл. о молит- ве Иисусовой. «Аскет. Опыты» ч.1)
Будем помнить, что на Суде Божием мы должны дать отчет за каждое праздное слово, тем страшнее отчет за слово и слова хульные НА ОСНОВНОЙ ДОГМАТ ХРИСТИАНСКОЙ ВЕРЫ. Учение о Божеской силе имени Иисусова имеет полное достоинство основного догмата и пренадлежит к всесвятому числу и составу этих догматов. Невежественное богохульное умствование против молитвы именем Иисусовым имеет весь характер УМСТВОВАНИЯ ЕРЕТИЧЕСКОГО (О моли тве Иисусовой. «Аскет. Опыты» ч. 2)
Господь наш Иисус Христос есть единственный источник нашего спасения; человеческое имя Его заимствовало от Божества Его неограниченную всесвятую силу спасать нас... Господь Иисус заповедал молиться всесвятым именем Своим; Он дал нам безценный дар; какое значение может иметь учение человеческое, усиливающееся устранить и разрушить повеление Божие, отъять дар безценный? Опасно, очень опасно проповедовать учение, противное тому Учению, которое проповедано Евангелием. Такое начинание есть ПРОИЗВОЛЬНОЕ ОТЛУЧЕНИЕ СЕБЯ ОТ БЛАГОДАТИ Божией, по свидетельству Апостола (Гал. 1.8). (О молитве Иисусовой. «Аск. опыты» ч. 2). — Благодатная сила молитвы Иисусовой заключается в самом Божественном имени Богочеловека Господа нашего Иисуса Христа.
Положить другое основание для моления именем Иисуса кроме положенного, невозможно: оно есть Сам Господь наш, Иисус Христос, Богочеловек, непостижимо прикрывший неограниченное естество Божие ограниченным естеством человека и из ограниченного человеческого естества проявляющий действие неограниченного Бога. Вся сила и все действие молитвы Иисусовой истекает из поклоняемого и всемогущего имени Иисус, имени, Единого под небесем, о нем же подобает спастись нам. Чтобы сделаться СПОСОБНЫМИ К ОТКРЫТИЮ ЭТОГО ДЕЙСТВИЕ В НАС, мы должны быть возделаны евангельскими заповедями, как и Господь сказал: не всяк говорящий мне: "Господи, Господи! внидет в Царствие Небесное"
(Слово о молитве Иисусовой. "Аскет. опыты" ч. 1).
Св. Иоанн Кронштадский: — Когда ты про себя в сердце говоришь или произносишь имя Божие, Господа или Пресвятой Троице, или Господа Саваофа или Господа Иисуса Христа, то в этом Имени ты имеешь все существо Господа: в нем его благость безконечная, премудрость безпредельная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость. Со страхом Божиим с верою и любовью прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесодержащему, всеуправляющему Имени. Вот почему строго запрещает заповедь Божия употреблять Имя Божие всуе, потому что Имя Его есть Он Сам – Единый Бог в Трех Лица, простое Существо, в едином слове изображающее и в то же время незаключае- мое, то есть НЕОГРАНИЧИВАЕМОЕ ИМ и ничем сущим...
Св. Кирилл Александрийский: — Имя Божие не просто Имя, но сокровище безчисленных благ.
Св. Иоанн Златоуст: — Свято и страшно имя Его! Если таково имя Его, то не тем ли более существо Его? Имя Божие само в себе так славно и препрос лавленно, и потому от нас не требует прославления. Оно достохвально по самому существу своему...
Св. Иоанн Кронштадский: — Неименуемый Бог пользуется (безмерно снисходя к нам) своими Именами, как средствами общения с человеками, но Сам Он в них не нуждается...
Св. Григорий Нисский: — Бог не может быть объят ни Именем, ни мыслью, никакой-либо другой постигающей силой ума. Он пребывает выше не только человеческого, но и Ангельского и всякого премирного постижения, - неизглаголан, неизреченен, превыше всякого обозначения словами и имеет одно только имя, служащее к познанию Его собственной природы, именно, что Он один выше всякого Имени. Каким именем объять мне Необъятное? Каким речением высказать Неизглаголанное?
Св. Иоанн Златоуст: — Апостолы были посланы, чтобы и мы наконец уверовали. Во что же уверовали? — Во Имя Его.
Св. Иоанн Лествичник: Иисусовым Именем поражай ратников супротивнаго (бесовские помысли и страсти, возбуждаемые в душе); ибо ни на Небеси, ни на земли не найдешь оружия более крепкого.
— Свято и страшно Имя Его (Пс. 110.9)
Св. Игнатий Брянчанинов: — После Тайной Вечери, между прочими возвышеннийшими, окончательными заповеданиями и завещаниями, Господь Иисус Христос установил моление Его именем, дал этот способ моления, как новый, необычный дар, дар цены безмерной. Апостолы уже знали отчасти силы имени Иисуса: они исцеляли им неисцелимые недуги, приводили к повиновению себе бесов, побеждали, связывали, прогоняли их. Это могущественнейшее, чудное Имя Господь повелевает употреблять в молитвах, обещая от него особенную действительность для молитвы. – "И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сотворю, да прославится Отец в Сыне". "И если чего попросите во имя Мое, Я сотворю" (Ин. 14.13-14). О, какой дар; он – залог нескончаемых, безмерных благ! он истек из уст неограниченного Бога, облекшегося в ограниченное человечество, нарекшегося именем человеческим – Спаситель. Имя, по наружности своей ограниченное, но изображающее собой Предмет неограниченный, Бога, заимствующее из Него неограни- ченное, Божеское достоинство, Божеские свойства и силу.
Величие Имени Иисуса превыше постижения разумных тварей земли и Неба: постижение его непостижимо приемлется младенческою простотою и верою.
Св. Иоанн Златоуст: — Есть у нас духовное заклинание: ИМЯ Господа нашего Иисуса Христа и сила Креста... Если же многие, хотя и произносили это заклинание, но не исцелялись, то это произошло от маловерия их, а не от БЕЗСИЛИЯ ПРОИЗНЕСЕННОГО ИМЕНИ; точно также многие прикасались к Иисусу и теснили Его, но не получили никакой пользы, а кровоточивая жена, прикоснувшаяся не к телу, а к краю одежды Его, остановила долговременные токи крови. Имя Иисуса Христа страшно для демонов, страстей и болезней. И так станем Им украшаться ИМ ограждаться.
Св. Дмитрий Ростовский: — Обоженному Младенцу было наречено при обрезании Имя Иисус, которое было принесено с неба Архангелом Гавриилом в то время, когда он благовестил о зачатии Его Пречистой Деве Марии, прежде чем Он зачат был во чреве, т.е. прежде чем Пресвятая Дева приняла слова благовестника, прежде чем сказала: «Се раба Господня, буди Мне ныне по глаголу Твоему!». Ибо при этих словах Её Слово Божие тотчас стало плотью, вселившись в пречистую и пресвятейшую Её утробу. Итак, пресвятейшее Имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия, дано было при обрезании Христу Господу, что и служило извещением, о нашем спасении; ибо Имя Иисус значит спасение, как объяснил тот же Ангел, явившись во сне Иосифу и говоря: «Наречеши Имя Ему Иисус, Той бо спасет люди Своя от грех их». И Святой Ап. Пётр свидетельствует об Имени Иисусовом такими словами: «Несть ни во единем же инем спасения: несть бо иного Имени под небесем, данного в человецех, о нем же подобает спастися нам».
Св. Игнатий Брянчанинов: — Только нищий духом, непрестанно прилепляющийся молитвою ко Господу по причине непрестанного ощущения нищеты своей, способен раскрыть в себе величие Имени Иисуса. Ради имени Иисусова, употребляемого молящимся, нисходит к нему помощь от Бога и даруется ему отпущение грехов... Ради имени Господня бывает услышана молитва наша. Силою Имени Иисусова освобождается ум от колебания, укрепляется воля, доставляется правильность ревности и прочим свойствам душевным, мыслям и чувствованиям богоугодным, каким дозволяется пребывать в душе... Во Имя Господа Иисуса даруется оживление душе, умерщвленной грехом. Господь Иисус Христос – жизнь, и Имя Его живое: оно оживотворяет вопиющих им к Источнику жизни, Господу Иисусу Христу.

Составитель Николай Тверской.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Многие проигнорируют этот вопрос об Имени Божием - не понимая его глубинной сущности и важности для личного спасения - к сожалению это так. Раскрещенность, расцерковленность и расхристоволенность дают себя знать. Тем не менее именно правильное разрешение его может гарантировать спасение не только нас самих лично, но даже нашу страну. Архиереи дореволюционной Церкви извергли хулу на святейшее имя и не только сами впали в ересь имяборства, но и потребовали от всех приходов российских подобного им ложного исповедывания, что привело отступлению благодати от Третьего Рима. Страна была обнажена от благодати Божией. Стоит только изучить Святых Отцов чтобы понять какую духовную катастрофу соделали с нами иерархи патр. Тихон Белавин, митр. Антоний Храповицкий, арх. Никон Рождественский, митр. Сергий Страгородский, надругавшись над спасительным именем Бога Живого. Они учили, что имя Божие само по себе - ничто. Сергий Страгородский даже писал его на бумаге, плевал и топтал ногами. Именно эта лютейшая ересь приводит ко всем отступлениям, включая экуменизм и сергианство.

===============

богослов В. Н. Лосский об имяславии (отрывок из письма)

"Вы ждете от меня ответа по поводу имяславия.
Постараюсь очень кратко, схематически ответить на наш вопрос, вернее, — наметить только, что я хотел бы сказать (иначе пришлось бы писать томы: столь существенна эта тема).
Вопрос (догматический) об Имени Божием, о словесно-мысленном выражении (“символе”) Божества, столь же важен, как и вопрос об иконах.
Как тогда Православная формулировка Истины об иконах стала “торжеством Православия”, так и теперь православное учение об именах вместе со всеми, связанными с ним вопросами (забытое многими учение святого Григория Паламы, — благодать, молитва, подлинная “антропология”, учение об уме и сердце, о “внутреннем человеке” и прочее) — должно привести к новому Торжеству Православия, к явлению новых благодатных сил и святости.
Вопрос об “имяславстве” стоит где-то в глубине церковного сознания. Ответа он еще не получил (вернее формулировки: ответ у Церкви всегда есть, надо его услышать и выразить).
Но “имяславские споры” наметили два тока в Русском Богословии, сознательно или бессознательно определившихся по отношению к “имяславству”. Один ток — враждебный имяславцам, отрицающий самый вопрос о почитании Имени: это только “иконоборцы”, рационалисты, видящие в религии только волевые отношения и слепые к природе (Божественной благодати); таков Митрополит Антоний [Храповицкий], как самый яркий пример. Другие течения, — не всегда прямо и открыто примыкающие к имяславию, — представляют, тем не менее, крайнее, “имябожное” его выражение, где самая звуковая материя, так сказать “плоть” имени уже становится Божественной по природе, некоей естественной силой (все равно, как если бы противники иконоборства стали утверждать Божественную “нетварность” доски и краски икон).
Этот последний ток — в широком смысле — развертывается как софианство, где смешивается Бог и тварь. И то, и другое ложно.
Путь к Православному разумению имяславства лежит через осторожную, еще слишком бледную формулу Архиепископа Феофана (Полтавского): “В Имени Божием почиет Божество” (Божественная энергия). Когда будет ясная формула, исполненная духовного опыта и “очевидная” духовно — многие вопросы сами собой отпадут, и многие сложности представятся детски простыми".

(Письмо В. Лосского митрополиту Сергию (Страгородскому) от 6/19.01.1937. Цит. по: Иларион, схимонах. На горах Кавказа. Изд. 4-е. С. 929—930).

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened