graf_orlov33

Category:

СВЯТ. ТИХОН ЗАДОНСКИЙ [Практическое Православие]


Без милости все дела христианина не имеют силы

Христос глаголет: «Будьте милосерды, как и Отец ваш Небесный милосерд» (Лк. 6, 36). Бог скорее услышит и примет милостыню творимую, нежели устами молитву, песнь и хвалу приносимую. Что есть молитва без милостыни? Как глас без силы. Милостыня сама за себя молится более, нежели все люди языками своими. Без милости нашей к ближнему, все наши дела безполезны, как древо без плодов. Нет большей милости, чем грешника увещевать и обратить на путь покаяния. Сего ради Христос, Господь наш, ради нас и в мир пришел, и жительствовал с грешниками, чтобы их обратить на путь истинный, и нас примером Своим научает, что хотя все христиане, но наипаче Пастыри, которые на то и избираются, должны творить дела милости, да будут единого духа и мысли со Христом.
Милостыню должно подавать не из похищенного и неправды, но от своих имений, Богом данных нам. Ибо у одного если отнимать, а другому давать то не милость, но безчеловечие и прельщение совести. Такая милостыня есть мерзость пред Богом: «якоже жряй сына пред отцем его, тако приносяй жертвы от имения убогих», глаголет Сирах (Сир. 34, 20)
Подающим должно просто подавать, без какой либо корысти, и взирать только на бедность просящего, которого Христос повелел миловать. И неважно будут или не будут благодарственно молиться приемлющие милостыню. Милостыня свое воздаяние неотменно получит, по реченному: «блажени милостивии, яко тии помиловани будут» (Мф. 5, 7). Милостыня, просто, от чистого и любящего сердца подаваемая, без всякого гласа молится, лучше и более молится, нежели все человеки.

Христу ничего от нас не требуется, Он Сам все нам подает; не требует, глаголю, Христос ничего для Себя, но зато часто в нужде христиане, братия наша. И что дается христианам, то по человеколюбию Своему Христос Себе вменяет, как и глаголет: «понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40). А что отказывается христианам, то Самому Христу не делается, по реченному: «понеже не сотвористе единому сих меньших, ни Мне сотвористе» (Мф. 25, 45). И что делается членам, то и Главе делается; и чего не делается членам, то и Главе не делается. Делается добро членам, то вменяет и Глава себе: не делается добра членам, не делается и главе самой.
Богатство, на прихоти и роскоши расточаемое, погибает и изнурившего его в погибель ввергает, – а вложенное в руки нищих и убогих, ради Христа, сохраняется, и далеко лучшее и с великим прибытком возвращается.
Милость, милосердие и сострадание ближнему есть свет душевный; но немилосердие и жестокосердие есть тьма душевная. Щедрое подаяние милостыни от чиста сердца есть свет душевный; но скупость показывает обдержащую человека тьму душевную.
Когда в вещественном теле един член немоществует, тогда другой нуждающемуся спешит а помощь; напр. рука другую руку или ногу больную врачует: так и в духовном Теле Христове, то есть христианстве, един здоровый другого немощного должен лечить и заботиться о его здравии.
Как человек из двух частей, тела и души, состоит, так и дела милости, которые ближнему являются, двоякии суть: «душевныя и телесныя». Дела милости, которыя телу показуем; суть: алчущаго напитать, жаждущаго напоить, нагого одеть, и проч. Дела милости душевной есть: скорбящего утешить, заблуждшегося на путь истины наставить, сумнящагося вразумить, и проч. И к той и другой милости одолжает и поощряет святое Божие Слово.
Видишь, христианин, как от благотворения познаётся христианин истинный и живый член духовнаго Тела Христова, так и от неблаготворения, более того от злотворения, примечается лицемерный, гнилой и мертвый, и того более - отсеченный уд. Разные члены одного и того же тела друг друга чувствуют болезнь и нужду, и потому друг другу помогают. А когда христианин другому не помогает, то это есть знамение, что таковой не чувствует его болезни, как чужой, и потому не чувствует, не соболезнует и не помогает ему. Иначе бы не оставил его без помощи в нужде его...
За милость Господом почитаются не только дела милости сотворенные или творимые, но и самое усердие и желание к творению милости. Ибо милость, как и всякая добродетель, имеет место в сердце, и потому хотя делом иногда и не производится, однако ж почитается, так, как бы делом самым исполнена была. Точно так же как не только тот хищник, который самым делом похищает; но и тот, который желает похитить, но не может: так не токмо тот милостив, который делает милость, но и тот, который хочет соделать милости, но не может, – желает подать просящему, но не имеет что дать, – хочет от сердца помощи бедствующему, но не может. По сердцу бо и намерению всякое дело судится.

Преп. СИМЕОН НОВЫЙ БОГОСЛОВ
Оказать милость одному кому‑либо — не спасает, а вот отнестись с презрением к одному — делает повинным огню. Ибо «алкал и жаждал» сказано, конечно, не про один случай и не про один день, а указывает на всю жизнь. Так и «напитать» Христа,«напоить» и «одеть», а также и другое подобное этому сказано не о том, что бывает однажды, но о том, что обязательно всегда и для всех, ибо Господь и Бог наш исповедал, что Он принимает это от Своих рабов.

Как это некоторые заключают в одном бедняке Того, Кто нераздельно разделяется и Кто Сам весь в каждом нуждающемся? Итак, представь сотню бедных как одного Христа, ибо Христос совершенно неразделен Поэтому если кто дал по одному оболу 99-ти бедным, а одного бедного оскорбил или ударил или выгнал ни с чем — кому он это сделал, если, конечно, не Тому, Кто сказал и всегда говорит и будет говорить: То, что вы сделали одному из этих меньших, Мне сделали?

Кто дал милостыню сотне бедных, но, имея возможность и другим дать, напоить и накормить их, отказал многим умолявшим его и взывавшим к нему, тот будет осужден как не накормивший Христа, потому что и во всех этих Он есть, и в каждом из «меньших» мы питаем Его.
Кто подал сегодня всем все необходимое, но, имея возможность и завтра сделать то же, пренебрежет кем‑либо из братьев и оставит его погибать от голода, жажды и холода, тот оставил умирать и презрел Самого сказавшего: То, что вы сделали одному из этих меньших, Мне сделали.

Что Господь принимает на Свой счет все, что относится к бедным и братьям нашим — это одно мы можем узнать из того, что праведникам Он говорит:«Мне сделали», а тем, кто слева: «Мне не сделали». И это относится не только к тем, кого мы не помиловали или оклеветали или обокрали или кому сделали еще множество гадостей, но и к тем, кем мы пренебрегли, потому что и этого достаточно для нашего осуждения, ведь мы презираем не их, а Иисуса Христа, принимающего на Свой счет все, что [претерпели] они.

Он благоволил воспринять на Себя лицо каждого бедного и уподобил Себя всем бедным для того, чтобы никто из верующих в Него не превозносился над братом своим, но каждый, смотря на брата своего и ближнего, как на Бога своего, считал себя «меньшим» не по отношению к брату, но по отношению к Сотворившему его, и принимал его и чтил, как Самого Бога, и был готов все имущество истощить ради служения ему, как Христос и Бог истощил Свою Кровь ради нашего спасения.

Получивший приказание относиться к ближнему, как к самому себе, должен, конечно, относиться к нему так не только один день, но и всю жизнь. И кому повелено давать всякому просящему, тот имеет повеление так поступать в течение всей своей жизни. И от желающего, чтобы другие делали ему добро, какое он захочет, требуется, чтобы и сам он делал то же другим.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Чистейшее Божие Слово. Святейшее спасительное Учение Божие святой Церкви, исполняя которое мы сподобляемся прощения многих грехов (душа буквально просветляется и расправляется) и получаем многие милости свыше не только внутреннего характера но и бытовые.
Тут на нас на сем ресурсе не редко полощут и обвиняют в нелюбви (за обличения) многие захожане и и свечкоставцы патриархийные, но вот беда, они этого ясного учения святоотеческого не знают и не понимают. Вся их любовь исключительно располагается в чувствах и в выставляемых на ВК виртуальных цветах и письменных поздравлениях.
У нас один брат Д.Г. два года просит о помощи на лечение серьёзной болезни и не может набрать сравнительно небольшой денежной суммы на лекарства. МП РПЦ захожан много в Контакте, а помощи, как не было, так и нет. Вот вам и сектантская любовь в гундяевском стиле СССРФ.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened