graf_orlov33

Category:

Св. ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ КОГО НАМ ДЕРЖАТЬСЯ


ОБ ИСТИННЫХ УЧИТЕЛЯХ И ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ
[Опровержение современных ересей и отступничеств]

Св.  Ириней Лионский: «… держаться же <следует> тех, которые, как я  выше сказал, и хранят неповреждённым Учение св. Апостолов и вместе с  чином пресвитерства ведут здравую речь и безсоблазненную жизнь к  утверждению и исправлению прочих…. Таковых пресвитеров  питает Церковь (благодатью); о них и Пророк говорит: «и дам я правителей  твоих в мире и епископов твоих в правде» (Ис.60:17). О них и Господь  сказал: «кто же будет верный слуга добрый и благоразумный, Которого  господин поставил над своими домочадцами, чтобы давать им пищу во время?  Блажен тот слуга, Которого господин, пришедши, найдет поступающим так»  (Мф. 24: 45-46). Павел, уча нас, где таковых найти, говорит: «Бог (иных)  поставил в Церкви, во-первых Апостолами, во-вторых пророками, в-третьих  учителями» (1 Кор.12:28). Итак, где находятся дарования Господни, там  надлежит учиться истине у тех, которые имеют преемство Церковное от  Апостолов, здравую и безукоризненную жизнь и неискаженное и  неповрежденное Учение»
(Св. Ириней Лионский. Против ересей, 4.26.4-5).
 

Св. Ириней указывает на три основных критерия, по которым можно отличить подлинного Учителя от лжеучителя:
1) Принадлежность к иерархии, имеющей Апостольское преемство;
2) Истинное неискаженное и неповрежденное вероучение. Знание пути;
3) Безукоризненную жизнь.
 

При  этом св. Ириней, по-видимому, убежден, что Господь будет посылать  Церкви Учителей, удовлетворяющих перечисленным критериям – именно так  можно понять его ссылку на книгу пророка Исайи.
 

Прокомментируем приведенные критерии и их понимание св. Иринеем.

I. Апостольское преемство
Несмотря  на то, что принцип Апостольского преемства иерархии описан уже св.  Климентом Римским (см. Первое послание Коринфянам, 42; 44), именно у св.  Иринея, мы впервые видим и сам термин «Апостольское преемство», и  поясняющий его пример (список последовательно сменявших друг друга  римских епископов) и использование указания на преемство как аргумент в  спорах о том, какая Иерархия и какое Учение истинны. Данный аргумент для  св. Иринея не менее важен, чем различие вероучений. Гностики, согласно  св. Иринею неправы не только потому, что они проповедуют учение  несогласное с Писанием Нового Завета (каноническим апостольским книгам  они противопоставляли апокрифы, приписанные тем же апостолам), но и  потому, что они не принадлежат к Церкви, преемство которой восходит к  Апостолам:
 

«Все, желающие видеть истину, могут во всякой церкви  узнать Предание Апостолов, открытое во всем мире; и мы можем  перечислить Епископов, поставленных Апостолами в Церквах, и преемников  их до нас, которые ничему не учили и не знали такого, чем эти (еретики)  бредят. Ибо, если бы Апостолы знали сокровенные таинства, которые они  сообщали совершенным отдельно и тайно от прочих, то предали бы их в  особенности тем, кому поручали самые Церкви, ибо они хотели, чтобы были  совершенны и безукоризненны во всем те, кого оставляли своими  преемниками и кому передавали свое место Учительства, так как от их  правильного действования должна происходить великая польза, а от падения  их — величайшее несчастие.
 

Но поелику было бы весьма длинно в  такой книге, как эта, перечислять преемства (Предстоятелей) всех  Церквей, то я приведу предание, которое имеет от Апостолов величайшая,  древнейшая и всем известная Церковь, основанная и устроенная в Риме  двумя славнейшими Апостолами Петром и Павлом, и возвещенную людям веру,  которая чрез преемства Епископов дошла до нас, и посрамлю всех тех, кто  всячески незаконным образом составляет собрания или по худому  самоугождению, или по тщеславию, или по слепоте и превратным мнениям …
 

Блаженные  Апостолы, основав и устроив Церковь, вручили служение епископства Лину.  Об этом Лине Павел упоминает в посланиях к Тимофею. Ему преемствует  Анаклит; после него на третьем месте от апостолов получает епископство  Климент…Этому Клименту преемствует Эварест, Эваресту Александр, потом  шестым от Апостолов был поставлен Сикст, после него Телесфор, который  славно претерпел мучение; потом Гигин, потом Пий, после него Аникита;  после Сотира, преемствовавшего Аниките, ныне на двенадцатом месте от  Апостолов жребий епископства имеет Элевфер. В таком порядке и в таком  преемстве Церковное предание от Апостолов и проповедь истины дошли до  нас. И это служит самым полным доказательством, что одна и та же  животворная вера сохранялась в Церкви от Апостолов доныне и передана в  истинном виде» (Там же. 3.3.1-3).
 

Учения же гностиков, как  показывает св. Ириней изобретены ими самими, а их секты – основаны ими  самими и ни организационно ни вероучительно не связаны с Апостолами.  Идейно же их учения восходят к Симону волхву:
 

«…и многие  племена варваров, верующих во Христа, которые имеют спасение свое без  хартии или чернил, написанное в сердцах своих Духом, и тщательно блюдут  древнее предание, веруя во Единого Бога…вследствие того древнего  Апостольского предания, они даже НЕ ДОПУСКАЮТ В УМ СВОЙ чудовищной речи  еретиков, так как у них не было ни (церковного) собрания, ни  установленного учения. Ибо прежде Валентина не было валентиниан, и до  Маркиона не было маркионитов, равно и прочих худомыслящих ("учителей"),  которых я перечислил выше, не было прежде, чем появились основатели и  изобретатели их превратного учения» (Там же, 3.4.3).
 

«Ты,  любезный мой друг, просил меня вывести на свет сокровенные, как думают  сами (еретики), учения Валентина, показать различия еретиков и  представить опровержение против них. Поэтому, я и предпринял, ведя  начало их от Симона, "отца всех еретиков", изложить и учения и преемства  их вместе с доказательствами против всех них» (Там же. 3.1).
 

Для  понимания как приведенных выше, так и последующих цитат св. Иринея  следует учитывать, что во II веке уже существовала сложившаяся  трехчастная иерархия (епископы-пресвитеры-диаконы), но сами термины,  описывающие разные ступени иерархии еще не устоялись. Поэтому св. Ириней  имея ввиду Апостольское преемство епископов (что видно и из  приведенного примера) иногда называет его – «преемством пресвитеров» ...
 

«Когда  же мы отсылаем <еретиков> опять к тому преданию, которое  происходит от Апостолов и сохраняется в Церквах чрез преемства  пресвитеров, то они противятся преданию» (Там же. 3.2.2).
 

В  связи с этим остается вопрос: кого именно св. Ириней называет  «пресвитерами» в исходной цитате; кому именно, согласно св. Иринею  вручен дар Учительства? Едва ли речь идет о пресвитерах в собственном  смысле слова. По-видимому, имеются ввиду либо только епископы, либо и  епископы и пресвитеры.

2. Неискаженное и неповрежденное учение
Как  следует из книги св. Иринея Лионского «образцом достоверности» Учения  являются, во-первых Писание (включая и Ветхий и Новый Завет) и,  во-вторых — Предание. Для св. Иринея Предание – это Апостольская  проповедь, которую он различает от собственно Писания и которая  передается через пресвитеров:
 

«Господь всего дал Апостолам  Своим власть (проповедовать) Евангелие, и чрез них мы познали истину, т.  е. Учение Сына Божия; к ним же и Господь сказал: “Кто слушает вас, Меня  слушает, и кто презирает вас, презирает Меня и Того, Кто послал Меня”  (Лк. 10:16)» (Там же. 3.1).
 

«Когда обличают (еретиков) из  Писаний, то они обращаются к обвинению самых Писаний, будто они  неправильны, не имеют авторитета, различны по изложению, и (говорят),  что из них истина не может быть открыта теми, кто не знает предания. Ибо  (говорят) истина предана не чрез письмена, но живым голосом, и потому  будто Павел сказал: “мы говорим премудрость между совершенными,  премудрость же не мира сего” (1 Кор. 11:6). …
 

Когда же мы  отсылаем их опять к тому преданию, которое происходит от Апостолов и  сохраняется в Церквах чрез преемства пресвитеров, то они противятся  преданию, говоря, что они премудрее не только пресвитеров, но и  Апостолов, и что они нашли чистую истину» (Там же. 3.2.1-2).
Богословы не могут изменять ни на йоту содержание Учения, добавлять или умалять его – но лишь подробнее раскрывать:
 

«И  ни весьма сильный в слове из Предстоятелей Церковных не скажет иного в  сравнении с сим Учением, ибо никто не выше Учителя, — ни слабый в слове  не умалит Предания. Ибо, так как вера одна и та же, то и тот, кто многое  может сказать о ней, не прибавляет, и кто малое, не умаляет. Большее же  или меньшее знание некоторых, по мере разумения, состоит не в изменении  самого содержания, — не в том чтоб измышляли иного Бога, кроме  Создателя. Творца и Питателя сей вселенной, как будто не довольствуясь  Им, или иного Христа, или иного Единородного; но в том, что тщательно  исследуют мысль сказанного в притчах и соглашают с содержанием веры, — в  том, что раскрывают ход дел и домостроительство Божие относительно рода  человеческого; показывают, что Бог явил долготерпение к отступничеству  преступных ангелов и к преслушанию людей; объясняют, почему один и тот  же Бог сотворил одно — временное, другое — Вечное, одно — Небесное,  другое — земное; уразумевают, почему Бог, будучи невидим, являлся  пророкам не в одном виде, но различным различно; показывают, почему было  много Заветов с родом человеческим, и учат, какое отличительное  свойство каждого из Заветов; исследуют, почему “Бог заключил все в  неверии, чтобы всех помиловать” (Рим. 11:32); с благодарным чувством  изображают, для чего Слово Божие стало плотию и пострадало; возвещают,  почему пришествие Сына Божия открылось в последние времена, то есть, в  конце, а не в начале; раскрывают, что содержится в Писании о конце и о  будущем; не умалчивают и о том, почему не имевшие упования народы  сотворил Бог “сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками  со святыми” (Еф. 3:6).
Об этом-то и подобном воскликнул Апостол: “о  глубина богатства и премудрости и знания Божия! Как непостижимы суды  Его, и неисследимы пути Его” (Рим. 11:33)! В этом состоит знание...».
(Там же. Книга 1, 10:2-3)

3. Безупречная жизнь
Третьим критерием учительства св. Ириней называет безупречную жизнь.
«<Апостолы>  хотели, чтобы были совершенны и безукоризненны во всем те, кого  оставляли своими преемниками и кому передавали свое место Учительства,  так как от их правильного действования должна происходить великая  польза, а от падения их — величайшее несчастие» (Там же, Книга 3.3.1).

4. Критерии истинности Церкви
Хотя  третьим критерием, отличия Учителя от лжеучителя св. Ириней называет  безупречную жизнь, он далек от крайностей донатизма и новатианства.  Хотя, согласно св. Иринею, слушаться следует людей, ведущих безупречную  жизнь, не все в Церкви ведут такую жизнь и наличие в Церкви грешников не  делает ее не-Церковью. Поэтому, переходя от критериев истинного Учителя  к критериям истинной Церкви, св. Ириней называет лишь первые два из  приведенных выше: наличие Апостольского преемства и неповрежденную  истинную веру:
 

«Истинное познание есть Учение Апостолов, и  изначальное устройство Церкви во всем мире, и признак Тела Христова,  состоящий в преемстве Епископов, которым те (Апостолы) передали сущую по  всюду Церковь; и она во всей полноте дошла до нас с неподдельным  соблюдением Писаний, не принимая ни прибавления, ни убавления: здесь  чтение (Писаний) без искажения и правильное и тщательное, безопасное и  чуждое богохульства истолкование Писаний и превосходный дар любви,  который драгоценнее познания, и славнее пророчества, и превосходнее всех  других даров» (Против ересей, 4.33.8).
 

«Поэтому, надлежит  следовать пресвитерам в Церкви тем, которые, как я показал, имеют  преемство от Апостолов и вместе с преемством епископства по благоволению  отца получили известное дарование истины, прочих же, которые уклоняются  от первоначального преемства и где бы то ни было собираются, иметь в  подозрении, или как еретиков и лжеучителей, или как раскольников, гордых  и самоугодников, или же как лицемеров, поступающих так ради корысти и  тщеславия…».
(Против ересей, 4.26.2).
 

Быть может, последние  слова св. Иринея имел ввиду св. Василий Великий, когда, ссылаясь на  «древних», описывал три типа отпадения от Церкви:
 

«Ибо древние …  иное нарекли … ересью, иное расколом, а иное самочинным сборищем.  Еретиками называли они совершенно отторгшихся, и в самой вере  отчуждившихся; раскольниками - разделившихся в мнениях о некоторых  предметах церковных, и о вопросах, допускающих уврачевание; а  самочинными сборищами - собрания, составляемыя непокорными пресвитерами,  или епископами, и ненаученным народом. Например, аще кто, быв обличен  во грехе, удален от священнослужения, не покорился Правилам, а сам  удержал за собою предстояние и священнослужение, и с ним отступили  некоторые другие, оставив Кафолическую Церковь: сие есть самочинное  сборище» (Св. Василий Великий. Правило 1).

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Исходя из Учения Писаний, Канонов, Предания Апостольского и трудов  Святых Отцев - МП РПЦ не имеет никакого касательства к истинной Церкви  Христовой, Апостольской. Преемство у них строго сергианско-лубянское  безблагодатное, а не Апостольское, учение модернитстско-обновленческое, а  уж о безукоризненности жительства и говорить не приходится. Они  находятся 90 лет в услужении у антихристов, служа двум господам за раз.  Если в Церкви соборной, Апостольской, Христовой первый служит всем, как  последний, то в МП РПЦ наличествуется власть лампасов - Патриархи их -  маршалы, митрополиты суть генерал-полковники, Архиепископы - генерал  лейтенанты, Епископы их - генерал-майоры. итд. Всё, как в миру. Папство и  корысть. Блуд, обжорство и пьянство.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened