graf_orlov33

Category:

СВЯЩМУЧ. ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ О ЦЕРКВИ

[Что подразумевалось им под словами «БЕЗ ЕПИСКОПА - НЕТ ЦЕРКВИ»].

СВЯЩМУЧ. ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ: «Без Епископа нет Церкви», или «где нет Епископа – там нет Церкви», или «где Епископ – там Церковь».
Таким  буквальным пониманием слов сказанных святым, зачастую всем нам,  поминающим «всякое епископство православных, право правящих слово  истины», выносится «смертный приговор» и хулится имя Божие. «У вас нет  Епископа, вы раскольники и сектанты»: такие и подобные слова приходится  слышать часто в свой адрес. Это от непонимания, что есть Церковь.  Давайте постараемся разобраться во всем по порядку, что говорил свящмуч.  Игнатий Богоносец и что он подразумевал...

Во первых:  историческая ситуация во время написания святым Игнатием его посланий  была такова, что на юную Церковь Христову со всех сторон диавол воздвиг  брань, как внешнюю, от политических языческих властей (гонение импер.  Декия Траяна), так и внутреннюю - через ереси. В этот период Церковь  начинает тяжелую борьбу с ересями, только недавно возникшими. Судя по  посланиям св. Игнатия, данная борьба велась на два фронта: против ЕРЕСИ  ИУДЕОХРИСТИАНСТВА и против ЕРЕСИ ДОКЕТОВ (преимущественно гностического  или, точнее, «псевдогностического» толка).
На первую св. Игнатий явно  указывает в «Посл. к Филадельфийцам», где говорит: «Если кто будет  проповедовать вам иудейство (букв.: толковать иудаизм), не слушайте его.  Ибо лучше от человека, имеющего обрезание, слышать христианство, чем от  необрезанного – иудейство» (Филад.6).
(Об опасности докетической  ереси святитель предупреждает преимущественно в «Послании к  Траллийцам»). Примечательно, что обе ереси выступали в ХРИСТИАНСКОМ  ОБЛИЧЬЕ, претендуя на то, что они являются «единственно подлинным  неповреждённым христианством». Свят. Игнатий замечает: «К яду своего  учения [еретики] примешивают Иисуса Христа, чем и приобретают к себе  доверие; ибо они подают смертоносную отраву в подслащенном вине»  (Трал.6). Выявляя это внешнее обличье, за которым скрывались  сознательное отторжение от живого Тела Христова и отказ от участия в  литургической жизни Церкви, святитель говорит: «… они удаляются от  Евхаристии и молитвы, потому что не признают, что Евхаристия есть Плоть  Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но  которую Отец воскресил по Своей благости» (Смирн.7)».

Из  вышесказанного мы видим, что обе эти ереси признавали Иисуса Христа, как  Спасителя мира, но при этом искажали Еванг. Учение о Христе, как  Истинном Боге и истинном Человеке. И обе они отвергали Церковь, и  Церковную Иерархию вообще, преемственно идущую через Апостолов. Это были  своего рода первые отщепенцы «протестанты».
Поэтому, все Послания  свящмуч. Игнатия направлены на утверждение истины, что спасение возможно  только в ограде Церкви, начавшейся в День Сошествия Святого Духа на  Апостолов. На утверждение истинности Церкви, не просто как чего-то  мистического и неопределенного, но в своем четко определенном проявлении  в этом мире, с законной, Христом Богом благословлённой и установленной  Иерархией: Епископами, священниками, диаконами и мирянами.

Приведем несколько фраз из Посланий святого Игнатия.
«Некоторые  имеют обычай коварно носить имя Христово, между тем делают дела,  недостойные Бога. От них вы должны убегать, как от диких зверей…»  (Ефес.7).
«Не обольщайтесь чуждыми учениями, ни старыми безполезными  баснями. Ибо если мы доселе ещё живём по закону иудейскому, то чрез это  открыто признаёмся, что мы не получили благодати» (Магнез.8). Затем  святой приводит пример ветхозаветных Пророков, которые по дару  пророчества видели Христа и «уже не субботствовали, но жили жизнию  Воскресения, в котором и наша жизнь возсияла чрез Него и чрез смерть  Его, - хотя некоторые и отвергают её, (то есть смерть, говорят о  призрачности страданий Господа), но чрез ея тайну получили мы начало  веры…» (Магнез.9).

«Потому не слушайте, когда кто будет говорить  вам не об Иисусе Христе, который произошел из рода Давидова от Марии,  истинно родился, ел и пил, истинно был осуждён при Понтие Пилате,  ИСТИННО был РАСПЯТ и УМЕР, в виду небесных, земных и преисподних, -  Который ИСТИННО ВОСКРЕС из мёртвых…» (Тралл.9). (Здесь явно идет речь о  ереси докетов).

Поэтому во всех своих Посланиях святой  действительно делает сильнейший акцент на единстве Церковном в Духе  Святом. При этом примечательно, что в большинстве случаев он говорит о  единстве не только с Епископом, но и со священниками и диаконами,  практически не выделяя особо, хотя и не умаляя, роль Епископа:  «Почитайте диаконов как заповедь Иисуса Христа, а Епископа как Иисуса  Христа, Сына Отца; пресвитеров же как собрание Божие, как сонм  Апостолов. Без них нет Церкви» (Трал.3). «…как Господь без Отца, будучи  соединен [с Ним], ничего не делал ни Сам Собою, ни через Апостолов, так и  вы ничего не делайте без Епископов и пресвитеров» (Магн.7).
Вот эту  фразу Святого Игнатия Богоносца как раз и преподносят в виде: «Без  Епископа – нет Церкви». Но если делать особый акцент на слове «Епископ»,  то получается искажение смысла. Более правильно понимается это  выражение святого, как «без Апостольского преемства благодати, т.е. без  законной иерархии – нет Церкви».

При правильном понимании  выражения «без Епископа – нет Церкви, в смысле – Поместной Церкви» -  вопросов не возникает. Естественно; кто-то же должен рукополагать  священников и диаконов, передавая им апостольскую благодать Святого Духа  Божия? Но когда, сверкая очами, говорят, что у вас нет Церкви, или, вы  находитесь вне Церкви, потому что у вас нет епископа, ибо вы не  поминаете конкретного, уклонившегося в ересь Патриарха или Епископа, а  поминаете «всякое Епископство православное право правящее слово истины»,  и что даже еретичествующего Епископа все обязаны поминать только ради  того, чтобы была соблюдена церковная дисциплина, то это есть грубейшее  неправославное уклонение от истины, буквально погибельное...

Свящмуч.  Игнатий Богоносец не абсолютизирует власть и роль Епископа в Церкви  Христовой, как Теле Христовом. В свое послании к Ефесянам он говорит:  «…вы соединены с ним (т.е. Епископом) так же, как Церковь с Иисусом  Христом, и как Иисус Христос со Отцем» (Ефес.5). И в Посл. к Смирнянам  он выражает ту же глубочайшую мысль: «Где будет Епископ, там должен быть  и народ, как и где Иисус Христос, там и Кафолическая Церковь»  (Смирн.8).
Отношение между паствой и Епископом является лишь образом  ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЦЕРКОВЬЮ И ЕЕ ГЛАВОЮ, ИИСУСОМ ХРИСТОМ. Кафолическая  Церковь не там, где Епископ, а там – где ИИСУС ХРИСТОС.

В Посл. к  Магнезийцам святой говорит: «И вам надобно не пренебрегать возрастом  Епископа, а… оказывать ему всякое уважение, как я заметил во святых  пресвитерах ваших, что они… повинуются ему, впрочем, не ему, но ОТЦУ  ИИСУСА ХРИСТА, ЕПИСКОПУ всех, в честь того, который возжелал его (то  есть дать вам), нам надобно повиноваться без всякого лицемерия; потому  что такой обманывает не этого, видимого Епископа, но НЕВИДИМОГО»  (Магн.3).
Из этой и двух выше приведенных цитат вытекает один вывод,  что Епископ не является в Церкви Христовой некой САМОДОВЛЕЮЩЕЙ и, тем  более, самодостаточной независимой величиной.

Да, в условиях  земного существования Церкви он, несомненно, является высшей степенью  ВИДИМОЙ иерархии, так как Господь наш Иисус Христос до времени Своего  Второго Пришествия не находится с нами на земле видимым образом (только  во Святой Чаше и действием благодати Святого Духа). Но в Церкви  Христовой как Его Пречистом Теле, Епископ является только лишь орудием  Божиим, преподающим сакраментальные Таинства пастве как и священник, как  и диакон, так как над ним (епископом земным) стоит «Епископ НЕВИДИМЫЙ».

Таким  образом "Епископоцентричность" любой Поместной Церкви явление порочное и  гибельное, тогда как ХРИСТОЦЕНТРИЧНОСТЬ Церкви, как мистического Тела  Христова – непреложна и обязательна!

От. Георгий Флоровский  замечает: «В то же время святой мученик подчеркивает, что «епископ не  есть внешний начальник, владычествующий во имя начала власти. Он несет  служение, и несёт его в неразрывном единстве со ВСЕЮ Церковью. Внешним  проявлением этого единства служит совет старейшин, окружающий епископа».  
(«Отцы первых веков». Кировоград, 1993. С. 18).

И еще по  поводу послушания Епископу. Святой Игнатий в Посл. к Ефесянам пишет: «Но  как любовь не позволяет мне молчать в отношении к вам, то я и решился  убеждать вас, чтоб вы сходились с МЫСЛИЮ БОЖИЕЮ. Ибо и Иисус Христос,  общая наша жизнь, есть МЫСЛЬ Отца, как и Епископы, поставленные по  концам земли, находятся в МЫСЛИ Иисуса Христа. Посему и вам надлежит  согласоваться с МЫСЛИЮ Епископа, что вы и делаете» (Ефес.3-4).

Из  слов святого совершенно очевидно, что паства должна оказывать  послушание своему епископу потому, что он «находится в МЫСЛИ Иисуса  Христа». Не трудно сделать вывод, что если Епископ не «находится В МЫСЛИ  Иисуса Христа», а "в мысли антихриста или под влиянием чуждого Христу  учения», то ни о каком послушании ему не может быть и речи.(Помните  Епископу сказанное? "Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то  ИЗВЕРГНУ тебя из уст Моих". Апок. 3.15.).

Хотелось бы заострить  внимание читателя на одном моменте в посланиях Св. Игнатия Богоносца, на  который не обращают внимание все «кликуши» и проповедники «слепого»,  «глухого» и «безумного» «послушания» епископам. Святой в своих посланиях  говорит о послушании и единстве с конкретными Епископами. Давайте  посмотрим, кто и какие это были Епископы?

«И вот я, во имя Божие,  принял многочисленное общество ваше в лице Онисима, мужа несказанной  любви, вашего по плоти Епископа (то есть епископа видимого,  представляющего власть Невидимого епископа – Самого Христа). Любите его,  умоляю вас Иисусом Христом, и все будьте подобны ему; ибо благословен  Тот, Который даровал всем быть достойными иметь такого Епископа»  (Ефес.1)
В послании к Филадельфийцам святой говорит: «Я узнал, что  Епископ ваш не сам собою и не чрез людей принял это СЛУЖЕНИЕ обществу  верующих (обратите внимание; не начальствование – а служение), и не из  тщеславия, но по любви Бога Отца и Господа Иисуса Христа. Я поражен его  кротостию: он в МОЛЧАНИИ сильнее тех, которые говорят пустое. Ибо он так  согласен с заповедями (Евангельскими), как струны в цитре» (Филад.1).

Можем  ли мы сказать например: «и ВСЕ будьте подобны» патриархам Кириллу и  Варфоломею, митр. Илариону или Тихону Шевкунову? Да не дай Бог! Уж  «кротость» и богоподобие патриарха Кирилла всем известна. А уж о  «СЛУЖЕНИИ обществу верующих», а не о деспотическом начальствовании над  НАРОДОМ Божиим и говорить не приходится.

КРАТКИЕ ВЫВОДЫ.

ПЕРВОЕ.  Свящмуч. Игнатий Богоносец не говорил, что без Епископа нет Церкви.  Смысл его экклисиологии тот, что без благодатной Иерархии, идущей от  Апостолов – НЕТ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ. Или если еще больше углубиться в смысл  всей экклисиологии святого, то: «без сопричастия с единым истинным  Первосвященником Церкви, ИИСУСОМ ХРИСТОМ – НЕТ СПАСЕНИЯ».

ВТОРОЕ.  Послушание, как и честь, христиане оказывают как Епископам, так и  священникам и диаконам не по их личным достоинствам, но через них  непосредственно действующему «Первосвященнику и Архиерею будущих благ»,  Господу нашему Иисусу Христу. И если Епископ и священник этого не  понимают или забывают, и вместо того, чтобы со смирением СЛУЖИТЬ народу  Божию, требуют послушания и чести себе лично, то они этим проповедуют  ересь «папизма» и «фарисейства», то есть восхищают на себя власть и  честь, принадлежащие Самому Христу.

ТРЕТЬЕ. Не о каком «слепом»,  «глухом» и «безумном» «послушании» епископам и священникам, ни свящмуч.  Игнатий Богоносец, ни кто другой из Святых Отцов никогда не учили. Тем  более, если Епископ или священник или диакон уклонились в ересь. 15-ое  Правило Двукратного Константинопольского Собора при святителе Фотии  Великом таковых определенно называет лжеепископами и лжеучителями и  определяет от общения с таковыми ограждаться, прекратив их поминовение,  не взирая на их ранги и звания.

Святая Гора Афон. 2 января 2018 года Память преп. Серафима Саровского.
Грешный монах Варсонофий.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Эту статью мы выкладываем, потому что из сотен современных ложных статей  о Церкви она несет в себе истинное Учение Святых Апостолов и Отцов и  вписывается в то, что называется Преданиями церковными. Хотя статья и  принадлежит перу непоминающего Афонского патриархийщика мы не нашли в  ней расхождений с истиной.

===============

Что если христианин не имеет возможности участвовать в таинстве  Евхаристии, по причине ли гонений, уз или иных обстоятельств? - Пусть не  смущается он, ибо мы имеем много свидетельств, как подвижников и  исповедников, по вере их, причащали Ангелы.

"Во  времена гонений, - говорит св. Афанасий Александрийский, - при оскудении  Учителей, сам Господь Духом Своим препитает верующих в Него" (Творения.  Ч. 4, с. 129). Ибо даже если кто на смертном одре возжелает  причаститься Св. Даров, но по не зависящим от него причинам не  сподобиться приобщения, тому одно это желание послужит в награду и  оправдание. Но кто не устоит в истине, тот унаследует погибель Вечную,  хотя бы таковой и причащался.

Лишенный возможности, видимо,  принимать св. Евхаристию, не терпит ущерба, если пребывает во Христе,  ибо таковой невидимо причащается в храме сердца своего.

"И сами  яко камение живозиждитеся во храм духовен, святительство свято,  возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисусом Христом'' (1 Пет.  2, 5).

«Дивно сие, братия мои, - говорит преп. Ефрем Сирин, -  весьма досточудно, возлюбленные мои, непостижимо для горних и  неизреченно для дольних. Недоступный для всякого ума входит в сердце и  обитает в нем. Сокровенный от огнезрачных обретается в сердце. Земля не  выносит стопы Его, а чистое сердце - обитель Его. Небо объемлет Он  горстию Своею, и одна пядень пространства - жилище Его. Если  распрострется вся тварь, не заключит Его в пределы свои, но если взыщет  сердца, то и малое сердце вмещает его. Малое место избирает в человеке  для жилища Своего, и делается человек храмом Божиим, в котором пребывает  и обитает Бог. Душа - храм Его, а сердце - святый жертвенник, на  котором приносится хвала, словословие и жертвы. Иереем же бывает Дух,  Который стоит и священнодействует там»
(Твор. Ефрема Сирина. Ч. 4, стр. 308).

А  блаж. Иероним свидетельствует: "Так как тело Господа есть истинное  брашно и кровь Его есть истинное питие, то, по толкованию таинственному,  в настоящем веке мы имеем только то единственное благо, если питаемся  плотию Его и пием кровь Его, не только в таинстве (евхаристии), но и в  чтении писаний: ибо истинное брашно и питие, которое приемлется из слова  Божия, есть знание писаний"
(Твор. Блаж. Иеронима. Ч. 6, с. 37).

«Причащаться  Господа в Таинстве Тела и Крови можно только в определенные времена,  кто как может и как усердствует, не более, однако ж, одного раза в день.  - Пишет св. Никодим Святогорец - Внутренне же, в духе, причащения Ему  можем сподобляться каждый час и каждое мгновение, т. е. пребывать, по  благодати Его, в непрестанном общении с Ним и, когда благоволит Он,  сердцем ощущать сие общение... Со сладостью вкушения Господа ничто  сравниться не может, почему ревнители, ощутив оскудение её, спешат  восставить его в силе и когдавосставят, чувствуют, что как бы снова  вкушают Господа. Это и есть причащение Господа духовное.

Оно  имеет, таким образом, место между одним и другим причащением Его в  Тайнах Святых, Но оно может быть и непрерывно - в том, кто всегда блюдет  сердце свое чистым и непрерывным имеет внимание свое и чувство к  Господу. При всем том, однако ж, оно есть дар благодати, даемой  труженикам на пути Господнем, усердным и к себе безжалостным.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened