graf_orlov33

Categories:

Что посеешь, то и пожнешь!

На этой фотографии —  Юрий Владимирович Ломоносов, инженер-железнодорожник, изобретатель  первых в мире тепловозов Ээл2, уполномоченный Совета народных комиссаров  по железнодорожным заказам за границей.

До октябрьского  переворота Ломоносов царской властью в общем-то обижен не был: утвержден  в 1899 году Министерством путей в должности инспектора Российских  государственных и частных железных дорог, в том же году ему было  предложено место преподавателя в Варшавском политехническом институте,  где он читал курс по теории и управлению локомотивами. В конце лета 1900  года Ломоносов принял участие в Международной выставке локомотивов в  Париже.

С 1902 года — профессор Киевского Политехнического  института. Вместе с группой студентов совершил поездку по  Китайско-Восточной железной дороге, проводя её обследование. Посетил  Иркутск, Харбин, Порт-Артур, Владивосток, а также Нагасаки и Пекин. По  должности инспектора железных дорог Ломоносов должен был знакомиться с  железнодорожными достижениями в других странах. В ноябре 1902 года  участвовал в работе Международного конгресса инженеров железнодорожного  транспорта в Вене.

Весной 1903 года посетил Италию, Швейцарию,  Францию, Испанию. Летом совершил тур по железным дорогам Восточной  Европы. В декабре 1907 года Ломоносов был назначен руководителем  Тягового отдела Екатерининской железной дороги. С 1909 по 1910 годы —  начальник тяги на Ташкентской железной дороге. В конце 1910 года  переведён в Петроград на Николаевскую железную дорогу.

В январе  1912 года Министром путей сообщения Рухловым был назначен помощником  начальника управления всех железных дорог России, проработав на этой  генеральской должности до конца 1912 года. Считался в РИ видным деятелем  железнодорожной науки, возглавлял профильную кафедру в Петербургском  институте инженеров путей сообщения. Также был удостоен нескольких  орденов и медалей Российской империи.

Но несмотря на это  Ломоносов царскую власть не любил и придерживался радикальных левацких  взглядов, являлся членом Боевой группы при ЦК РСДРП, которая занималась  вооруженными нападениями на банки, ломбарды и почтовые отделения с целью  "экспроприации" денег для финансирования большевистской фракции РСДРП.  Его кандидатура как левого кандидата от правительства Киева обсуждалась  на выборах во 2-ю Государственную Думу в 1907 г.

В Февральском  перевороте Ломоносов сыграл важную роль — именно он обеспечил остановку  императорского поезда на станции Дно, повлекшую отречение Государя:  угрожая револьвером помощнику начальника управления железных дорог  Министерства путей Устругову, он заставил его загородить разъезд  товарными поездами.

Также именно по приказу Ломоносова был  разобран железнодорожный путь, по которому из Петрограда в ставку в  Могилеве должны были прибыть эшелоны с войсками на помощь императору  Николаю II.

Когда генерал Иванов, верный царю, позвонил  Ломоносову и потребовал: «По высочайшему его императорского величества  повелению я вам приказываю вместе со всеми эшелонами пропустить меня в  Петроград», - Ломоносов ему язвительно ответил: «По повелению какого  императора, генерал?». Впоследствии Ломоносов руководил массовой печатью  акта об отречении и акта об отказе великого князя Михаила  Александровича от принятия престола.

После октябрьского  переворота Ломоносов, находившийся тогда в США на дипломатическом  задании от Временного правительства, перешел на сторону большевиков и  стал выступать на митингах в поддержку признания Советской России и  начало торговли с ней. 19 сентября 1919 года вернулся в Москву, где  Красин, руководитель той самой "Боевой группы", представил его Ленину.  Ломоносов начал работать в Наркомате путей сообщения.

5 ноября  1920 г. Декретом СНК была учреждена Российская железнодорожная миссия.  Ломоносова назначили уполномоченным Совета Народных Комиссаров по  железнодорожным заказам за границей. Вместе с семьей он выехал в Берлин,  где отвечал за закупку немецких и шведских паровозов. С августа 1923 г.  по 5 июня 1924 г. он принял участие в решении трудной инженерной  задачи: создании первого отечественного тепловоза с электрической  передачей, и с этой задачей он успешно справился. Советское  правительство, деятели зарубежной науки и техники высоко оценили  тепловоз системы Ломоносова. 4 февраля 1925 г. такой тепловоз под  номером Юэ №001 был занесен в список действовавших локомотивов на  железных дорогах Советского Союза.

Но несмотря на все старания и  успехи Ломоносова партийная элита вскоре охладела к нему, отношения с  советским правительством начали ухудшаться. Поэтому господин Ломоносов  решил... просто не возвращаться в СССР, таким образом став  невозвращенцем, одним из тех, кто «бежал и перешел в лагерь буржуазии». В  1927 году, находясь в командировке в Британии, Ломоносов попросил  политического убежища и вместе с женой принял британское подданство. За  это его имя в СССР было предано забвению и исключено из всех советских  "версий" истории железных дорог, включая авторство создания первого  отечественного тепловоза с электрической передачей.

И вот знаете,  во всем этом есть что-то забавное. Есть власть, которая тебя ценит, но  ты ее ненавидишь и присоединяешься к группировке маргиналов, которые  занимаются грабежами. Ты предаешь Государя и фактически способствуешь  его отречению, поддерживаешь новую власть красных экстремистов только  для того, чтобы выяснилось, что этой власти ты вообще не нужен. Поэтому  ты просто берешь и сбегаешь, дескать, на те, русские люди, я тут  настрелялся в революциях и помог в развале Империи, наслаждайтесь "самой  справедливой властью" теперь без меня.

И может в паровозном деле  господин Ломоносов был чрезвычайно умен, но в политическом плане он  наломал большую кучу дров и, в общем-то, заслужил свою участь: за что  боролся, на то и напоролся, как говорится.

Источники:
[1] -  Генис В. Неверные слуги режима: Первые советские невозвращенцы  (1920—1933). Опыт документального исследования в 2-х книгах. Книга 1.  «Бежал и перешёл в лагерь буржуазии».
[2] - Ю. В. Ломоносов. Воспоминания о мартовской революции 1917 года.
[3] - Ю. В. Ломоносов. В Народном комиссариате путей сообщения. Ноябрь 1919 — январь 1920.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened