graf_orlov33

Categories:

Западные ветры перемен

В своей проповеди на день Рождения Наследника Цесаревича Николая  Александровича, произнесенной 8 сентября 1863 года, святитель Феофан со  скорбью констатировал:

«...Вслед за окончанием Крымской войны  (как будто плотина какая прорвалась), широкой рекой потекли к нам  западные учения о неслыханных дотоле, противных духу Христову, порядках в  жизни семейной, религиозной, политической, кои гласно стали слышаться в  речах и читаться в печати... Припомните историю судей  Израильских. В продолжение четырехсот лет повторялся у них следующий ход  событий. Как скоро отступали от правил жизни, заповеданных им Богом  чрез Моисея, и перенимали новые у соседей, тотчас были предаваемы в плен  сим самым учителям их. Когда каялись и возвращались к прежним нравам,  Бог посылал им избавителя и освобождал их из-под ига. Если снова  уклонялись, – снова подпадали игу рабства; и когда исправлялись, были  снова освобождаемы. Так было раз до 12-ти, – будто нарочно для того,  чтобы хорошенько затвердили они, а чрез них и все, что от правил жизни,  Богом преданных, уклоняться нельзя безнаказанно, что кто это делает,  гнев Божий привлекает и подрывает благоденствие и независимость  государства. Какого рода ни было бы сие отступление, все оно – как дело  Богоборное, небезопасно. У нас, например, инде бывает, что св. постов не  соблюдают, брака не считают святым и не соблюдают законов его;  монашества чуждаются и хотели бы упразднить его, не святят дня Господня и  св. праздников, обращая их в гульбища, срамные утехи и прочее тому  подобное. Все это не наши правила и обычаи, а от соседей наших переняты.  И конечно, не пройдут нам даром, если не отстанем от них и дадим им  обобщиться среди себя. Побережемся же, не прогневался бы на нас Господь и  не предал бы в руки учителей наших, буиих и злонравных, как и погрозил  было однажды.

Нельзя не видеть, что молитвословие и церковность  начали быть вытесняемы из круга жизни нашей. Многие живут и действуют  так, как бы для них не было Господа и св. Церкви Его... Идут в театр,  когда надо бы идти в церковь; учреждают гуляния с шумом и музыкой во  время церковных служб и даже близ церкви, отвлекая от нее простодушных и  развлекая в ней желающих благочествовать; торговые дни назначают в  воскресные и праздничные дни и шатаются по рынкам, когда бы следовало  предаваться молитве и богоугодным занятиям. Идут мимо церкви и не  молятся, – от того, что не помнят о ней: голова не тем занята. Входя в  дома не обращаются к иконам, не полагают крестного знамения и домохозяев  приветствуют не по-христиански. Да и иконы из домов повынесли, как  молокане. Есть даже такие, кои не считают долгом крестить детей своих.  Много и другого дурного занято нами от соседей. Не перечислить всего.  Довольно и указанных случаев, чтобы увериться, что начали прокрадываться  к нам обычаи, обличающие в приемлющих их Богозабвение. И это не пройдет  нам даром».

А в своей проповеди на день Рождения Наследника  Цесаревича, произнесенной 8 сентября 1864 года, святитель Феофан изрек  подлинное пророчество, которое исполнилось буквально:

«Издавна  охарактеризовались у нас коренные стихии жизни русской и так сильно и  полно выражаются привычными словами: Православие, Самодержавие и  Народность. Вот что надобно сохранять! – когда ослабеют или изменятся  сии начала, русский народ перестанет быть русским. Он потеряет тогда  свое священное трехцветное знамя» (там же, стр. 289).

Все  предреченное Епископом Феофаном, как мы видим теперь, исполнилось.  Действительно, мало-помалу «иссякло наше Православие». Как мало осталось  среди нас людей, понимающих св. Православие, ценящих его, любящих его и  свою жизнь старающихся устраивать по нему! Огромное большинство не  знает, да и знать не хочет Православия, живя своей собственной,  независимой от Церкви и ее уставов жизнью и руководясь полуязыческими,  полуживотными идеалами «гуманизма». А те, кто по каким-то особым своим  соображениям не порвали совсем с Православием, изобретают, измышляют  свое собственное «нео-православие». Действительно началось сначала  «скрытое», а потом и «явное гонение на христианство», достигшее столь  «больших размеров», что Церковь Русская уподобилась мученической Церкви  первых веков христианства.

Исполнилось и предречение свят.  Феофана о том, что «вновь пошлет Господь на нас таких же учителей наших,  чтобы привели нас в чувство и поставили на путь исправления», ибо  «таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к  нему». Увлекались мы материалистическими теориями Запада, нигилизмом,  марксизмом-коммунизмом – Господь и послал нам в запломбированных вагонах  облюбованных нашим интеллигентным обществом вождей марксо-коммунизма  Ленина и Троцкого с «товарищами», чтобы «привели они нас в чувство и  поставили на путь исправления». И вот они в течение более 45-ти лет уже,  в лице своих достойных преемников, «приводят нас в чувство», в целях  нашего вразумления, исправления и покаянного обращения к Богу. Страждет в  страшных цепях самого унизительного рабства наша Родина, обливаясь  кровью и слезами, подвергается издевательствам и всяческому глумлению и  поношению святое-святых души русского человека. «Вы сами этого хотели, –  как бы так говорит нам Господь, – получайте же желанное вами и  наслаждайтесь!»

«Таков закон правды Божией: тем врачевать от греха, чем кто увлекается к нему».

Не  хотело правительство наше принять решительных мер: «свободу замыслов  пресечь, зажать рот журналистам и газетчикам, неверие объявить  государственным преступлением, материальные воззрения запретить под  смертной казнью» – вот и дожили мы до революции, даже еще более  страшной, чем революция французская, и «между нами повторился конец  осьмнадцатого века со всеми его ужасами». Не хранили мы «коренных стихий  жизни русской» – Православия, Самодержавия и Народности, и в  результате: Православие заменено у нас на Родине безбожной религией  марксизма. Самодержавие – неслыханной еще в истории человечества  жесточайшей тиранией, а Народность – бездушным интернационалом. И вот  нет больше ни России, ни русского народа, ни нашего священного  трехцветного знамени!

Из всего этого мы можем убедиться, какое  подлинно-пророческое служение нес наш великий богомудрый наставник  Преосвященный Феофан, Затворник Вышенский, пытаясь вразумить своим  огненным словом наш несчастный русский народ в самую печальную пору его  исторического бытия, когда он, словно в каком-то безумном опьянении,  несся, очертя голову, в разверзшуюся перед ним страшную кровавую бездну.

Объясняя  нам причины постигших нас тяжких бедствий и раскрывая нам в своих  вдохновенных творениях, исполненных глубокого духовного опыта, дивные  возвышенные красоты духовной жизни – сокровенной жизни в Боге, –  святитель Феофан всех нас, русских людей, зовет на путь покаяния и  обращения к Богу от прелестей мира и греха. Буквальное исполнение  пророчески предреченных им бедствий, обрушившихся на русский народ,  должно со всею очевидностью убеждать нас, что только в Боге и в  руководстве учением нашей св. Православной Церкви – наше спасение.

Отношение к святителю Феофану тех или иных лиц, мнящих себя быть духовными  вождями и руководителями умов и сердец русских людей, в настоящее время  можно почитать безошибочным критерием их православности и духовной  благонадежности. Нет другого пути ко спасению и возрождению нашей  Родины, кроме единственно верного, строго православного пути,  начертанного в творениях святителя Феофана и сродных ему по духу  духоносных мужей и наставников чистого, беспримесного, святоотеческого  Православия. Только твердыми вековыми устоями такого подлинного  Православия жил и жив будет православный русский народ.
Аминь.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened