graf_orlov33

Category:

ВЕРНЫЙ ХРИСТУ ПРИНАДЛЕЖИТ ИСТИНЕ, А НЕ ОРГАНИЗАЦИИ


1925 год. Новосвященномученик еписк. Марк (Новоселов) КЦ

"Трудность  настоящего времени для православного человека состоит, в том, что  теперешняя жизнь Церкви требует от него высокодуховного отношения к  себе. Нельзя полагаться на официальных пастырей  (епископов и иереев), нельзя формально применять Каноны к решению  выдвигаемых Церковной жизнью вопросов, вообще нельзя ограничиваться  внешне-правовым отношением к делу, а необходимо иметь духовное чувство,  которое указывало бы путь Христов среди множества троп, протоптанных  дикими зверями в овечьей одежде.

Жизнь поставила вопросы, которые  правильно, церковно правильно, возможно разрешить, только перешагивая  через обычай, форму, правило и руководствуясь чувствами, обученными в  распознавании добра и зла .
Иначе легко осквернить святыню души своей  и начать сжигание совести (1Тим. 4, 2) через примирение — по правилам с  ложью и нечистью, вносимыми в ограду Церкви самими епископами.
На «законном» основании можно и Антихриста принять... " (Письмо к другу).

Жизнь  Церкви течет не по руслу канонов, а по руслу удовлетворенной совести и  чистоты чувств. Это главное и существенное, ради чего и дана,  внешне-юридически, церковная организация. Но если церковная организация  начинает идти по пути сжигания совести, то зачем она нужна? Ведь в день  Страшного Суда совесть наша осудит нас - в чем мы ее не удовлетворили. А  Господь подтвердит суд совести. Об этом Сам Христос говорит в притче о  сопернике. Соперник - это совесть (Лук.12:58).

Смысл цель и  назначение Церковной организации: помочь человеку удовлетворить этого  соперника-совесть и приобрести чистоту чувств. И если церковная  организация не может помочь в этом человеку, то зачем она нужна, по  слову Христа, такая соль несоленая :"Соль - добрая вещь; но если соль  потеряет силу, чем исправить ее? Ни в землю, ни в навоз не годится; вон  выбрасывают ее" (Лук.14:34,35).

Современное искушение для всех:  подмена Церкви - церковной организацией; подмена внутренней духовной  жизни, жизни за удовлетворение совести и чистоты чувств, - душевными  переживаниями, чувствами и ощущениями, которые удовлетворяются внешней  обрядовостью, внешней стороной церковной жизни.

Ведь Господь наш  Иисус Христос пошел против Церковной организации, в лице  Первосвященников (иерархии, священства), фарисеев (обрядоверов, внешних  праведников), законников (профессоров канонического права), книжников  (ветхозаветных богословов). Христос, который учил смирению, кротости и  послушанию, Сам первый не послушался их и не смирился на соучастие во  зле и нечестии, на которое склонял Его сатана непосредственно через их  страсти, а также и на горе искушений.

И тогда они собрали высшую,  юридически-каноническую, церковную инстанцию — собор (Синедрион); и  соборно осудили Его, на основании Закона Божия (который был дан Богом  через Моисея), обвинив Его в богохульстве. И за богохульство, ссылаясь  на Каноны и Правила в Законе Моисеевом (Законе Божием), предали Его на  Распятие, на смерть, говоря, что «по закону нашему Он должен умереть»  (Иоан.19:7).

На тот момент времени, это была единственная  истинная церковь на земле. И Христос своим примером, своею жизнью  показал, что выше: удовлетворение совести и сохранение чистоты чувств  или церковная Иерархия, буква Закона. За то, что Он не послушался в лице  иерархии, внешних праведников, канонистов и богословов, — за это Его  распяли, предали смерти.

Когда Христос ходил по земле и  проповедовал, то некоторые говорили о Нем, что Он Пророк; некоторые  говорили, что Он подобен Пророку; другие называли Его посланным от Бога и  т. п. А Господь спрашивал у Апостолов, за кого они Его почитают. И ап.  Петр восклицает: «Ты — Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16, 16). Что  значило в то время назвать Христа Сыном Бога Живого? Это значит признать  Христа за Мессию — Спасителя, которого ожидал весь еврейский народ,  которого предвозвещали Пророки, который должен был прийти и спасти весь  род человеческий. Вот как исповедовал Христа Ап. Петр, на тот момент  времени. И тогда Христос сказал ему: «блажен ты, Симон, сын Ионин,  потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на  небесах»(Мф.16:17).

И дальше Господь сказал: «И Я говорю тебе: ты  — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют  Ее…»(Мф.16:18). - Видите, на чем основывается Церковь? — на камне! А под  камнем разумеется ПРАВОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ. На тот момент времени нужно  было правое исповедание веры. Ибо все веровали во Христа по-разному:  одни говорили, что Он пророк и верили так; другие - что Он Илия; третьи —  по-другому; и т. п.

Христос сказал, что Петр не просто поимел  правое исповедание, а это открыл ему Отец Небесный, по дару благодати.  На что Она сошла? — на камень, т. е. на ту решимость, на то  самоотвержение, ревность, стремление к Истине, во что бы то ни стало,  вплоть до смерти. Вот на эту решимость, самоотвержение, ревность по Богу  и сошло Божественное откровение, поэтому ап. Петр и сказал: «Ты —  Христос, Сын Бога Живого» (Мф. 16, 16). Вот на все на это и сошел дар  Божественной благодати. Вот оно! — основание Церкви. И вот на этом  основании! — по слову Христову — врата ада не одолеют Церковь до  скончания века.

В каждый период истории существования Церкви на  земле, нужно иметь ПРАВОЕ ИСПОВЕДАНИЕ ВЕРЫ. Ибо только на правом  исповедании веры, которое является от Божественного откровения, Христос и  основал Свою Церковь.

А Божественное откровение является там,  где есть истинное самоотвержение, решимость и ревность по Богу до  самозабвения и отвержения себя: своей гордыни, самомнения, душевного и  телесного сладострастия и прочего. Вот, через это все, Божественная  благодать открывала правую веру таковым человекам. Они содержали ее и  наставляли других — тех, которые воспринимали это исповедание веры; вот  на таких сходила Божественная благодать, и таким образом основывалась  Церковь. И так будет до скончания века.

И получается, что: в  церковной организации можно лишиться всего, можно лишиться даже самой  церковной организации, но ПРАВОГО ИСПОВЕДАНИЯ ВЕРЫ никак нельзя терять. И  ради сохранения его можно жертвовать всем и даже своею жизнью, ибо  главное в Церкви — правое исповедание веры — хранение его. И это всегда  должно быть, так как от этого зависит Вечная участь каждого из нас.

Святые  Отцы говорят, что Таинства могут совершаться только в Церкви. Вне  Церкви Таинств нет, а Она основывается — НА ПРАВОМ ИСПОВЕДАНИИ ВЕРЫ.

Значит,  Таинства могут совершаться только в Церкви; а Она есть только там — где  есть правое исповедание веры, на текущий момент времени, по отношению  ко всем отступлениям; ибо одни говорят о Христе — о Истине (ибо Христос  сказал: «Я есть Истина» (Ин.14;6)) так, другие — по-другому, а третьи —  иначе. А надо говорить точно: «Ты — Христос, Сын Бога Живого»(Мф.16,16).  — То есть: надо правильно исповедовать Истину, в каждый момент времени  жизни Церкви на земле, по отношению к тем искушениям — уклонениям от  Истины — перед лицом которых оказывается Церковь. Это необходимо для  того, чтобы не отпасть от Церкви, которая есть столп и утверждение  Истины(1Тим.3,15).

«Христос Господь назвал Соборною Церковью ту,  которая содержит истинное и спасительное исповедование веры. За это  исповедование Он и Петра назвал блаженным и на нем обещал основать  Вселенскую Церковь» (преп.Максим Исповедник). - Вот на каком основании,  по слову преп. Максима основана Церковь.

Как и с самого начала,  так и во все времена существования Церкви на земле появлялись различные  еретики. Поэтому одни говорили об Истине «так», другие «по-другому»,  третьи и четвертые — «иначе». А кто-то говорил об Истине — правильно. И в  этом состояло правильное исповедание Христа, ибо Он сказал: «Я есть  Истина» (Ин.14;6). И вот на это основание и сходил дар Божественной  благодати, Божественное откровение. На этом основании и утверждалась  истинная Церковь, которую основал Христос, и которую "не одолеют врата  адовы до скончания века".

И это потому, что таковые отвергались  самомнения, гордыни, самоцена, — имели истинное самоотвержение, истинную  решимость, истинную ревность по Богу. На все на это и снисходила  Благодать, открывала им, и они, исповедуя право Истину, говорили об  Истине — правильно; в этом и состояло правильное исповедание Христа, на  данный момент времени существования Церкви на земле, подобно ап.Петру.  Вот на этом основании, по дару Благодати, и утверждалась Церковь; и все  кто так веровал, те и составляли истинную Церковь, в свои времена.

А  все те, которые хотя и не отрицали Христа, но не право исповедовали  Истину и отступали от Нее: то все они, таким образом, отрекались от  Христа, ибо Он сказал: «Я есть Истина». И в этих церковных организациях,  которые не исповедовали, внешне, право Истину, не было основания для  Церкви: не было основания, на которое могла бы сойти благодать Духа  истины — не было правого исповедания веры, поэтому таинства там были  недействительны и безблагодатны. Потому что Таинства могут совершаться  только в Церкви, а Церковь может созидаться и стоять только на  правильном основании — на правом исповедании веры.

Вот так и в  наше время! — так будет и до скончания века! — и Церковь будет  сохраняться. Там, где внешне, официально, будут хранить правое  исповедание веры, — на текущий момент времени, по отношению к тому  нечестию и злу, происходящему в мире, которое искажает Истину, а значит  Христа(ибо Он сказал:«Я есть Истина»), — там и будет Церковь.

Для  того, чтобы иметь правое исповедание веры, и чтобы Господь его открыл,  нужны не одни книжные знания, а нужно, чтобы человек поимел вот такое  душевное расположение, такое самоотвержение, решимость и устремление к  Истине, чтобы Отец Небесный открыл правое исповедание веры.

И если кто искажает Истину, тот искажает Христа, — значит, верует неправильно.

Можно  лишиться всего: священства, внешних таинств (т.е. возможности внешнего  совершения Таинств), можно лишиться церковной организации, богослужений,  но нельзя лишаться правого исповедания веры. Преп. Ефрем Сирин пишет,  что если тебя бьют, гонят, стараются разными путями увести от Истины, то  можешь жертвовать всем, но только храни главу — правое исповедание. Как  змея: ее бьют, а она подставляет разные части тела, лишь бы сохранить  голову. Так и христианин, когда его бьют и лишают всего, — может  отдавать все, кроме головы, а голова есть — правое исповедание веры  (преп.Ефрем Сирина, Пс.57).

Поэтому и преп.Максим Исповедник  лишился всего, ради сохранения правого исповедания веры. И готов был  остаться в полном одиночестве, лишь бы только не отступить от Истины:

«Если и вся вселенная начнет причащаться с патриархом, я не причащусь с ним» (Житие).

-  И таким образом остался в Церкви, хотя умер не имея церковной  организации, иерархии, Таинств. И многие последовали преп.Максиму  Исповеднику и оставались без епископов, без Причастия, без храма, без  церковной организации, но оставались в Церкви.

Да и великое  множество новомучеников, включая простой народ, предпочитали остаться  без организации, иерархии и Таинств, но лишь бы только не отступить от  Истины, не омрачить своих чувств, не начать сжигание своей совести.

Письмо митр. Сергию Страгородскому:
"Враг  вторично заманил и обольстил Вас мыслью об организации Церкви. Но если  эта организация покупается такой ценой, ...то лучше бы нам не иметь  никогда никакой организации"(новосвящмуч. еп. Виктор Островидов).

"В  современных церковно-исторических условиях истинной Христовой Церковью  можно считать только ту, что ушла в пустыню (Апок.гл.12). В эпоху  иконоборческой ереси церковь-блудница пользовалась благами легализации, а  истинная Церковь пребывала в гробах, пещерах, пустынях, ссылках,  заключениях и т. п."(новосвящмуч.Павел Кратиров).

"Если же  Господь попустит, и Вы останетесь без Епископата, — да будет Дух Истины,  Дух Святый со всеми Вами, Который научит Вас решать все вопросы,  могущие встретиться по Вашему пути, в духе Истинного  Православия"(новосвящмуч. Димитрий еп. Гдовский).

Такие времена  есть исповеднические (а христиане и должны быть всегда исповедниками  правой веры, жизнью и словом), и в этот период главное сохранить Истину и  чистоту чувств, удовлетворить свою совесть. А если в таковой период  времени пытаться сохранить, во чтобы-то не стало, все  внешне-юридически-канонические принадлежности, то очень легко можно  отступить от пути Истины и начать сжигание своей совести. — В этом и  суть сергианства, ереси антихристовой последних времен. — Это искушение  нашего времени и последних христиан.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Именно молчащий о еретичествующем патриархе христианин даст ответ перед  Богом, как кощунник и хулитель Церкви, ибо молчанием предается Бог. И  Правила Церкви свидетельствуют, что обличать еретиков следует дособорно.  И не только обличать, но и отходить от такого патриарха. Ибо патриарх,  не стоящий в Истине есть - лжепатриарх. Молчанием предаётся Бог.
(Свят.Григорий Богослов)

===============

Свт. Афанасий Великий

Святой Афанасий, понимая всю серьёзность  вопроса о недостойных, худых клириках, своим поведением соблазняющих  верных, утверждает следующее:
Верующим предпочтительнее собираться в  молитвенных домах, то есть храмах, одним — без архиереев и иереев, —  нежели вкупе с ними наследовать геенну огненную, как это произошло с  теми иудеями, которые вместе с Анной и Каиафой восстали против  Спасителя:
«Если епископ или священник, будучи очами Церкви, имеют  недоброе поведение и соблазняют народ, то следует их изгонять. Лучше без  них собираться в доме молитвы, чем вместе с ними, как с Анной и  Каиафой, быть вверженными в геенну огненную».

===============

Святой Григорий Палама:
«Ибо к Церкви Христовой принадлежат лишь те,  кто принимают истину Церкви; те же, кто непослушны этой истине, никоим  образом не могут составлять Церковь, не имеют к ней никакого отношения.  Такие люди занимаются самообманом, даже если и именуют себя иереями или  Архиереями.
Христианство, подлинное и истинное, характеризуется и  определяется НЕ ЛИЧНОСТЯМИ, но непреложной ИСТИНОЙ и НЕПРЕКЛОННОСТЬЮ В  ВЕРЕ: «И те, кто от Церкви Христовой, суть от истины, а те, кто не от  истины, те и не от Церкви Христовой, сколь бы они ни возводили о себе  лжи, когда называют самих себя святыми пастырями и архипастырями, и так  зовутся другими. Ведь мы помним, что христианство определяется НЕ  ВНЕШНИМ ВИДОМ, но истинностью и точностью веры»...
(в «Опровержении послания Игнатия Антиохийского»)

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened