graf_orlov33

Categories:

ПАСТЫРИ И ПАСТВА

ЕЩЁ РАЗ О ГУБИТЕЛЯХ РОССИЙСКИХ кн. Н.Д. ЖЕВАХОВ товарищ Обер - Прокурора СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА


Мы  знаем, что Иерархи ПРЦ были склонны объяснять всякого рода нестроения в  Церковной жизни то внешними причинами, разумея под ними Синодальную  систему, то внутренними, связывая их со свойствами самой паствы,  оторванной от Церкви, безверной и безрелигиозной. Но это  неверно. Формы всегда неодушевлены, жизненно только содержание. И  никакая форма не способна убить духа, если он есть. И те, кто имел его,  те не только являли его, но и одухотворяли других.

Синодальная  система, как я уже неоднократно указывал, явила целый сонм подвижников,  причтенных к лику святых Православной Церкви, целый ряд выдающихся  церковных деятелей, из коих ни один не жаловался на тот гнет и оковы  рабства, о которых стали говорить в России лишь с момента общего  революционного брожения, заразившего и некоторых иерархов, вторивших  общим крикам о «свободе».

Нет, нестроения в церковной ограде  нужно искать совершенно в другом месте, и я частично уже отметил их,  когда говорил о взаимоотношениях между официальной (высшим духовенством)  и неофициальной Церковью, между Епископами и монахами, между  образованным классом (академическим) и духовенством (практическим).

Авторитет  духовенства в России действительно был невысок, но вызывалось это  явление не безверием и безрелигиозностью русского народа, а как раз  наоборот, его повышенными религиозными требованиями, не находившими  удовлетворения со стороны русского духовенства в массе.
«Богоискательство»  – чисто русское явление, рожденное именно на этой почве религиозной  неудовлетворенности и одиночества духовного.

Авторитет  духовенства и не мог быть высоким при той кастовой организации, какая  если не исключала, то во всяком случае сильно затрудняла доступ в его  среду представителей других сословий. Причины этого последнего явления  сложны, и я не буду их касаться, однако тот факт, что состав русского  духовенства был ограничен рамками кастовой к нему принадлежности, а  между «духовными» и светскими учебными заведениями стояла непроходимая  стена, чрезвычайно резко отражался на его общем уровне. Можно сказать  больше того. За последние 25-30 лет перед Революцией служение Церкви в  России сделалось как бы привилегией для детей церковных причетчиков,  зажиточных крестьян и мещан, потому что даже дети бедного духовенства, в  особенности городского, получали обыкновенно образование в светских  учебных заведениях и не шли по стопам отцов, а устраивали свою  будущность на разных поприщах государственной и общественной  деятельности.

В связи с этим и епископат пополнялся  преимущественно представителями мало тронутого культурой русского  простонародья. Такие иерархи, не соприкасавшиеся вовсе с интеллигенцией и  не знавшие ее вплоть до Епископской хиротонии, открывавшей им доступ в  чуждую для них среду, относились к последней не только отрицательно, но  часто даже враждебно. Воспитанные на началах оппозиции «дворянству», как  к таковому, в специфической обстановке домашнего очага, а затем в  условиях семинарского быта, русские Иерархи в большинстве случаев не  только не умели сблизиться с паствой, но и не желали этого и не  собирались входить в более тесное общение со средой, чуждой им и по  рождению и по воспитанию...

Из смиренных и простых крестьянских и  псаломщицких детей, зачастую с добрыми навыками и наклонностями, они  чрезвычайно быстро превращались в гордых и надменных Владык,  воспринимали почести и славу, пресыщались честолюбием и ограничивали  свою задачу служения народу лишь совершением торжественных богослужений  или подписыванием консисторских бумаг. Но духовная жизнь паствы, общие  церковно-государственные задачи протекали не только вне поля их зрения,  но и вне поля их разумения. Это были духовные Сановники, неудачно  копирующие Губернаторов и Генерал-губернаторов, бравшие от своей паствы  все и взамен ничего ей не дававшие.

При таких условиях верующие  люди по необходимости должны были искать удовлетворения своих духовных  запросов в других местах, и неудивительно, если наталкивались на тех,  кто эксплуатировал их веру.
О темноте русского народа и его  религиозном невежестве, о гордости и надменности русской интеллигенции и  особенно ее аристократии писалось и говорилось так много, что  потребовались бы томы для того, чтобы опровергнуть ту ложь, которая  скрывалась за этими писаниями и разговорами. И однако в области своей  религиозной жизни ни один народ в мире не проявлял столько смирения,  столько пламенной веры, столько уважения к достойным представителям  Духовенства, как русский народ.

Значительно выше был общий  духовный уровень низшего духовенства и особенно подвижников монастырских  и сельских священников, между которыми встречались выдающиеся  представители, фактические держатели веры русского народа и его  подлинные воспитатели. Эти последние, разумеется, не только никогда не  жаловались на какие-то «системы» Церковного управления, но даже не  замечали своего Архиерея или игумена монастыря, ибо их начальниками были  не Синод и Епископ, не Обер-прокурор или Секретарь консистории, а их  вера, благодать, страх Божий, сознание нравственного долга, подвиг...

При  отсутствии регламентации Церковной жизни в России и неорганизованности  приходской жизни, эти подвижники были единственными, к коим тянулись  русские люди, начиная от Царя и кончая простолюдином. Официальная же  Церковь (высшее деховенство) стояла в стороне, и духовная жизнь русского  народа протекала помимо ее, чего бы никогда не случилось, если бы ее  представители были похожи на этих подвижников и являлись бы в глазах  народа подлинными пастырями Церкви. И чем больше тянулись (властолюбиво)  Иерархи к власти, чем больше погружались в сферу государственных дел,  своеобразно ими понимаемых, чем более резкую грань проводили между  церковными и государственными делами, тем дальше уходили от своей  паствы, тем меньше были ей нужны.

Вот где источник нестроений в области церковной жизни России.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Всё в этом земном мире происходит по причинам духовного характера.  Насколько народ свят, благочестив, праведен и творит заповеди Господни,  настолько он благословен или отвергнут. И духовная жизнь народа Божия во  многом зависит от дух. состояния его Пастырей и Предстоятелей. Ежели  они слепы, то рано или поздно все падают в бездну - все дела народа  приходят в полную негодность. Слова Спасителя о ветхозаветных пастырях  были таковы: "оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой  ведет слепого, то оба упадут в яму". Спустя 30 лет после сказанного -  Израиль перестал существовать, а остаток оказался в рассеянии, Иерусалим  был разрушен до основания, часть его жителей была убита или съедена во  время осады, а остатки проданы в египетское рабство по самой бросовой  цене.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened