graf_orlov33

Category:

О СВЯТООТЕЧЕСКИХ ТВОРЕНИЯХ и св. ПИСАНИИ


Свят. Игнатий Брянчанинов
Вы  спрашиваете, почему необходимо чтение святых Отцов! не довольно ли  будет руководствоваться одним священным Писанием, – чистым Словом  Божиим, в котором нет примеси слова человеческаго?

Отвечаю:  непременно нужно при чтении Писания, чтение Святых Отцов Восточной  Церкви. Вот что говорит св. Апостол Петр о священном Писании: “Всяко  пророчество книжно по своему сказанию не бывает” (Русс. пер.: никакого  пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою). “Не бо волею бысть  когда человеком пророчество, но от Святаго Духа просвещаеми глаголаша  святии Божии человецы” (2 Петр, 1, 20-21). Как же вы хотите произвольно  понимать духовное слово, которое и произнесено не произвольно, а по  внушению Духа, и само запрещает произвольное толкование себя. Дух  произнес священное Писание, и только Дух может истолковать его.  Вдохновенные Богом мужи, – пророки и апостолы написали его; вдохновенные  Богом мужи, святые Отцы истолковали его. Поэтому всякому, желающему  стяжать истинное познание Священнаго Писания, необходимо чтение Святых  Отцов. Еслиж вы ограничитесь чтением одного Священнаго Писания, то по  необходимости должны понимать и объяснять его произвольно. По той же  необходимости невозможно вам будет избегнуть заблуждений; потому что  “душевен человек не приемлет яже Духа Божия, и не может уразумети, зане  духовне востязуется” (Р.перевод: душевный человек не принимает того, что  от Духа Божия, и не может разуметь, потому что о сем надобно судить  духовно). “Божия никтоже весть, точию Дух Божий” (Кор. 2; 14, 11).

Особенно  ненавидят Отеческие Писания еретики всех времен: писания Отцов  открывают прямой смысл Свящ. Писания, который враги Истины хотели бы  исказить для утверждения своих лжеумствований. Ересиарх Евтихий выразил  свое нерасположение к Отцам на Поместном Константинопольском Соборе.  “Свящ. Писание”, лукаво сказал он, “следует больше уважать, нежели  Отцов”, – и сказал потому, что тогда Писаниями Святых патриархов  Александрии Афанасия Великаго и недавно почившаго Кирилла ясно  обличалось его заблуждение Бога хульное. Вселенская Церковь, напротив  того, всегда питала особенное уважение к Отеческим Писаниям: этими  Писаниями сохранялось единение церковное, для котораго необходимо всеми  принятое, истинное, благодатное изъяснение Писания. Вселенские Соборы  всегда начинались с чтения тех отеческих Писаний, в которых с особенною  подробностию излагались догмат или предание, разсмотрение которых  составляло предмет совещаний Собора. И опираясь на отеческих Писаниях,  Собор обличал ересь, произносил православное Учение и исповедание. Точно  также и в частной жизни святые подвижники первоначально воспитывались  отеческими Писаниями, только тогда они переходили к чтению  преимущественно Свящ. Писания, когда уже достигли особеннаго духовнаго  преуспеяния. “Глубоко море Писания”, – сказал св. Иоанн Лествичник, – “и  не безбедственно носится по нему ум безмолвника: опасно плавать в  одежде, и касаться Богословия страстному” (Сл. 27, о безмолвии). Эта  опасность, это бедствие, очевидно, заключается в произвольном  толковании, в ложном понятии Писания, отчего многие иноки впали в  гибельное заблуждение.

Напрасно еретики выставляют свое мнимое  уважение к Свящ. Писанию, коварно намекают, что Правос. Церковь мало его  уважает, излишне уважая Святых Отцов, которых они отвергают, которых  они осыпают клеветами и ругательствами безстыдными и безсовестными.  Уважение еретиков к Свящ. Писанию – ложное, лицемерное: что за уважение к  слову Божию, когда предоставлено каждому, как бы он порочен ни был,  понимать и толковать его произвольно? Святая Церковь, принимая  благодатное толкование Свящ. Писания Св. Отцами, этим самым доказывает  свое глубокое уважение к Свящ. Писанию: она чтит его, как должно чтить  слово Божие. Она научает чад своих не быть дерзкими относительно Слова  Божия, удерживает их от гордостнаго своеволия и безчиния, повелевает  воспитываться чтением Св. Отцов и при руководстве их проникать в чудный  свет слова Божия, поражающий слепотою тех, которые осмеливаются воззреть  на него без должнаго приготовления, умом нечистым и сердцем  грехолюбивым. Стоит только обратить внимание на Богослужение Восточной  Церкви, чтоб убедиться в ея глубоком благоговении к Свящ. Писанию.  Евангелие – всесвятая книга, заключающая в себе слова, произнесенныя к  человекам Самим воплотившимся Богом – всегда присутствует на святом  престоле, живо изображая Самого Христа. К всенародному чтению его  допускаются одни священныя лица; когда оно читается – все внимают ему,  как говорящему Христу: когда оно выносится из алтаря, – предшествуют ему  зажженныя свечи. Выносится оно и полагается на аналой среди храма:  тогда все присутствующие православные христиане благоговейно преклоняют  пред ним колена, как пред словом Божиим, со страхом и любовию лобызают  его. А в это время еретик, только что хвалившийся уважением своим к  Свящ. Писанию, соблазняется на благоговение чад святой Церкви пред  Евангелием, насмешливо называет их поклонение слову Божию  идолопоклонством, поклонением бумаге, чернилам, переплету; несчастный  слепец! он видит в этой книге только бумагу, чернила, переплет, – не  видит Евангелия Христова. Всенародное чтение Апос. Посланий совершается  диаконами и чтецами; чтение прочаго Свящ. Писания совершается чтецами  посреди храма. Церковныя же песнопения, сочиненныя Св. Отцами содержат в  себе полный курс догматическаго и нравственнаго Богословия. Слава Богу,  сохранившему Церковь Свою в чистоте и святыне! Слава святой Восточной  Церкви, единой святой и истинной! Все предания, все обычаи ея святы,  благоухают духовным помазанием! Да постыдятся все противомудрствующие  ей, все отделяющиеся от единения с нею.

Имейте благоговение к  Священному Писанию благоговение, должное для истиннаго сына истинной  Церкви; имейте должную доверенность и благоговение к Писаниям отеческим.  Тот же самый Дух Божий, который действовал в Пророках и Апостолах, –  действовал в Св. Учителях и Пастырях церковных: свидетель этого догмата  Св. Апостол: “Положи Бог, – говорит он, – в Церкви первее Апостолов,  второе Пророков, третие Учителей” (1 Кор. 12, 28).

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Свят. Василий Великий:
«Мы даже на малое время не принимаем в  общение тех, кто хромает в вере»… «Даже если кто-то очень благороден и  чрезвычайно знатен, но мешает творить заповеданное Господом или  побуждает делать запрещённое Им, от такового нужно убегать, он должен  быть мерзок для каждого из любящих Господа». Св. Василий Великий далее  говорит: «Древняя практика была не принимать кого-то, не испытав его  веры, чтобы нам не оказаться виновными в общении с врагами веры». «Кто  учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и  учению о благочестии… Удаляйся от таких!. Апостол не исключает епископов  или пресвитеров из этой заповеди, и ни в одном из толкований великих  Св. Отцов-толкователей ничего не говорится о том, что эти слова не  относятся к епископам/пресвитерам.

===============

Святой Григорий Палама (в «Опровержении послания Игнатия Антиохийского»)  прямо отрицает достоинство епископа, когда таковой не следует Истине:  «Ибо к Церкви Христовой принадлежат лишь те, кто принимают истину  Церкви; те же, кто непослушны этой истине, никоим образом не могут  составлять Церковь, не имеют к ней никакого отношения. Такие люди  занимаются самообманом, даже если и именуют себя иереями или Архиереями.  Христианство, подлинное и истинное, характеризуется и определяется НЕ  ЛИЧНОСТЯМИ, но непреложной ИСТИНОЙ и НЕПРЕКЛОННОСТЬЮ В ВЕРЕ: «И те, кто  от Церкви Христовой, суть от истины, а те, кто не от истины, те и не от  Церкви Христовой, сколь бы они ни возводили о себе лжи, когда называют  самих себя святыми пастырями и архипастырями, и так зовутся другими.  Ведь мы помним, что христианство определяется НЕ ВНЕШНИМ ВИДОМ, но  истинностью и точностью веры»...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened