graf_orlov33

Category:

ЗАВЕТЫ ИСТОРИИ О ВЕРНОСТИ ПРАВОСЛАВИЮ И САМОДЕРЖАВИЮ Свящмуч. Иоанн (Восторгов) Начало


В  самый тяжкий день Своей жизни, после прощальной беседы с учениками,  отправляясь в Гефсиманский сад на страдания духа и тела, Господь Иисус  возносит к Богу, Отцу Своему, горящую «первосвященническую» молитву о  всех верующих. Не о всем мире Он молит, Он молит о тех, которые веруют в  Него. И не о том Он молит, чтобы Господь взял верующих  от мира, но чтоб Он сохранил их от всякого зла. Не одних ближайших  учеников Своих, апостолов, Он здесь разумеет, но и всех
тех, которые  уверуют во Христа по слову их. О чем же Христова молитва? Чего просит  верующим Сам Основатель Божественной и святейшей нашей веры? Какого  блага Он желает Своим последователям? Он молит Отца Своего: «Да будут  все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас  едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершенны во едино» (Ин. гл. 17).

Так  молился о нас, о Своих учениках и последователях, наш Господь. Он  желал, Он желает, чтобы все мы, право верующие и Его, как Сына Божия и  Бога, познавшие, были едино, чтобы было едино стадо и един Пастырь, чтоб  единым сердцем и едиными усты мы Его исповедовали: это едино, состоящее  из всех право верующих, и есть Единая Святая, Соборная и
Апостольская Церковь, к которой и мы с вами, возлюбленные братие и соотечественники, имеем счастье принадлежать.
 Никогда не уничтожится Церковь: ведь о ней, об ее сохранении молил Сам  Сын Божий, а Его молитва не может быть не услышана. Никогда не погибнет  принесенная на землю Сыном Божиим Истина, которую и хранит Св. Церковь:  ведь Сам Сын Божий обещал, что Он создаст Церковь, и врата адовы, т.е.  все силы зла, не одолеют ее.
Однако это не значит, что силы зла и  врата адовы не будут бороться с Церковью. Напротив, они употребят все  усилия, сатана приложит все старания, чтобы посредством злых людей, его  сообщников, нанести Церкви Христовой вред, чтоб убить в ней то единение,  которым она жива и действует. И Спаситель предсказывал, что будут после  Него приходить люди не во имя Бога, а во имя свое, что явятся  лжепророки соблазните- ли, чтобы прельстить, если возможно, и избранных,  что явятся, наконец, и такие проповедники, которые будут говорить во  имя Христа, Его именем как будто бы совершать силы и знамения и которым,  однако, в день оный и страшный Христос Спаситель скажет: «Я не знаю  вас». И апостолы уже при жизни своей видели рядом с собою лжеучителей,  видели расколы и раздоры, предсказывали о появлении новых лжеучителей  верующим, предупреждали их от грозящей опасности разъединения в Церкви.  Вот апостол Павел поспешает идти в Иерусалим на праздник Пятидесятницы.  Очень ему хотелось зайти в гор. Ефес, где он своими трудами насадил  общество верующих, которых три года он учил день и ночь со всяким  смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся ему  по злоумышлению евреев, этих злобных и упорнейших врагов всего  христианского. Время не позволяло
Апостолу зайти в Ефес, и он в  ближайшее место, на пристань города, пригласил только пресвитеров, т.е.  священников гор. Ефеса, и здесь с ними побеседовал. Он  засвидетельствовал им о своей любви, он предсказал, что идет сам на  страдание и смерть и уже более не увидится с ними на земле никогда, он  заповедал им внимать себе и всему стаду, пасти Церковь Господа и Бога,  которую Он приобрел Себе Кровию Своею, «ибо, – говорит Апостол, – ибо я  знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада, и  из вас самих восстанут
люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою» (Деян. 20 гл.).
 Все это и о первосвященнической молитве Спасителя, и о прощании  апостола Павла с пресвитерами ефесскими мы слышали сегодня в  евангельском и апостольском чтениях.
Пришло скоро время, когда  сбылось скорбное предречение Апостола. Много еретиков, раскольников и  лжеучителей восстало в Церкви. Особенно много погубила сынов Церкви  ересь Ария, который стал нечестиво учить о Сыне Божием и не признавал в  Нем Божеского достоинства. Это было через триста лет по Рождестве  Христовом. Арий имел много приверженцев, и его лжеучение сильно стало  распространя- ться. Бороться с ним было трудно. В число его учеников  вступили очень многие из тех прежних язычников, которые приняли  христианство не по
искреннему и горячему влечению сердца, а просто  по подражанию, или еще хуже, по корыстному расчету, ибо в те времена  вера Христова уже становилась господствующею в мире.
Тогда-то на  помощь Церкви Божией выступила новая сила, Промыслом Божиим к тому  приготовленная: это – сила православных самодержавных царей. Царствовал  тогда святой равноапостольный Константин, первый из царей, принявший  святую веру Христову и ее вводивший в своем государстве Византийском,  которое в то время охватывало весь мир. Конечно, блюсти целость и  чистоту веры есть дело и долг пастырей
Церкви, но власть гражданства  имеет полную возможность или помочь в этом деле пастырям, или помешать.  К тому же Царь православный есть сын Церкви, обязанный по своему  положению заботиться о ней, именно как сын о своей матери. Так именно  смотрел на себя и святой равноапостольный царь Константин. Он не взял на  себя разбор и суждение о том, почему и в чем погрешал Арий, и что нужно  предпринять по поводу его лжеучения для охраны мира и спокойствия в  Церкви. Он
захотел выслушать об этом голос пастырей церковных. И  вот, со всего христианского мира собрались в город Никею пастыри и  учители, в числе 318, для суждения о делах церковных.
Они  подтвердили правое исповедание веры и учение о ХристеСпасителе, как Сыне  Божием, как это было в Церкви с первых дней ее существования, как  заповедано было от времен святых апостолов. Арий был низложен, истина  утверждена, мир в Церкви Христовой был восстановлен: верующие знали,  чему следовать и где искать истины.
С того времени постоянно видим в  мире две силы, способствующие единению в Царстве Божием, т.е. в Церкви  Христовой: деятельность христианских пастырей и постоянную содействующую  им помощь со стороны православных Государей. Император Константин  Великий принял престол в то время, когда его Империя видимо доживала  последнее время и близка была к совершенному падению. Но, приняв веру  Христову и сделав ее сначала дозволенною, а потом господствующею в своей  Империи, он тем самым сообщил своему одряхлевшему и умирающему царству  новую жизнь и продлил его существование на 1000 лет. Так говорит наука  история; никто никогда не мог опровергнуть этого благодеяния веры  Христовой для Византийского царства. И гораздо долее стояла бы  православная Византия и достояла бы до наших дней, если бы в ней  сохранилась чистота веры, если бы Цари ее, подобно святому Константину,  всегда защищали Церковь от врагов и лжеучителей. Но этого, к сожалению,  не случилось, и Византия, когда пришел Богом определенный день ее, пала.
 Однако православное царство в мире осталось. Ко времени падения  Византии Господь воздвиг новый, молодой, сильный и даровитый народ  русский. Он при новом Константине – равноапостольном и святом князе  Владимире – принял Христову веру, возрастал в ней, под ее влиянием и  воспитанием образовал свое царство. Когда пала Византия, Русское
 царство уже было настолько сильно, что могло принять на себя наследство  Византии – охрану и распространение святого православия. В ней, слава  Богу, никогда не было ни одного князя-еретика, ни одного царя-еретика,  безбожника или гонителя веры. И оттого ширилась она, и крепла, и теперь  является самым великим царством в мире. Конечно, и в России были и есть  раскольники, сектанты, непокорствующие Церкви, безбожники и лжеучители.  Но пока стоит в ней Православная Церковь, пока право правят слово истины  ее пастыри и пока на страже Церкви, ее безопасности и силы стоит  православный Самодержец, Богом помазанный и венчанный наш Царь, дотоле  не страшны нам усилия ада. Иное дело, если бы случилось так, что сила и  власть Царя будут умалены, если Царь стал бы ограниченным, безсильным,  несвободным.

Тогда безпрепятственно придут враги в достояние  Божие, и те же евреи, от которых умер Христос, от которых страдали  Апостолы, те же евреи, которые и доныне явно и тайно стараются всеми  способами уничтожить ненавистное им христианство, получат силу и  возможность наносить Церкви Божией удар за ударом. Конечно, злобе врагов  Божиих не пересилить Божьего всемогущества; Церковь сохранится и  пребудет, как сохранилась во дни Ария и при гонениях в самой Византии,  но государство, отступившее от Церкви, погибнет, как погибла Византия,  но народ, отошедший от чистоты православия, будет отдан в рабство другим  народам, как это и случилось с тем же Византийским царством. Так  погибнет и наша Россия

До неба вознесенная за свое православие и верность Церкви, т.е. Христу, она до ада низринется.
 Избави нас, Господи, от этого ужаса! Но вы спросите: как же может так  случиться с целым верующим народом? Может это случиться, братие. Тому  примеры бывали. Знаем мы, как огромная толпа безоружная,  неупорядоченная, без вождей и правителей, легко подчиняется одной сотне  вооруженных и обученных воинов. При ограниченном Царе, покровителе  Церкви, мы и будем такою толпою, а враги Христовы будут вооруженным  отрядом. Пастырей наших ревностных и учительных они или обезславят, как  это они и теперь делают, например, с о. Иоанном Кронштадтским, или  изгонят, как это теперь делают евреи и еврействующие в христианской  стране Франции. Вождей у нас не будет, Царь обезславленный, ограниченный  и связанный чужою волею нас не в состоянии будет защитить. И что тогда с  нами будет? Мы пойдем к верной гибели: начнутся ереси и расколы,  безбожники будут гнать нас, как гонят во Франции, запечатывая церкви,  изгоняя монахов и священников из храмов и из школ, запрещая народу  исполнять правила своей веры.
Посему будем хранить чистоту веры,  будем остерегаться всяких лжеучителей, которые хулят Церковь, Свящ.  Писание, храмы, обряды, посты, поминовение усопших, наше богослужение,  наши молитвы: таких, вы знаете, и здесь, в вашей стороне, появилось  много, но будем вместе с тем всячески ограждать преданностью и любовью  Царский Престол нашего Самодержавного Царя, не ограниченного никем,  кроме Бога и Божеского закона и христианской совести. Много теперь в  среде нашей появилось людей, которые непокорны властям и которые  проповедуют об ограничении власти Царя. Это – люди, сознательно или  безсознательно, по увлечению чужеземными образцами или по наущению  заклятых врагов нашего народа ведущие нас к погибели. Не смущайтесь тем,  что среди них встречаются часто люди ученые и образованные: ведь и враг  Божий, диавол, также одарен умом, только ум этот направлен на зло.
 Впрочем, ум человека самого образованного часто не видит того, что ясно  самому обыкновенному простецу. Это бывает тогда, когда он отходит от  Христа, Истинного Света. Тогда сбывается слово Апостола.
Не много  нужно иметь ума, чтобы видеть, что у нас в России, единствен- но только у  нас – Самодержавный Царь. Если не станет этого последне- го  христианского Самодержца, если он будет ограничен и не свободен, то  наступит благоприятное время для подготовления и явления антихриста. Как  это случится? На это отвечает один из мудрейших наших церковных  учителей и толкователей Священного Писания: антихрист воспользуется так  называемой демократией, т.е. народоправством,
именно таким образом  правления, в котором все решает не христианский разум, не христианская  совесть, а так называемое большинство, то большинство, которое легко  составить искусственно, подделать, подкупить, увлечь на время пышными  словами и обещаниями. По слову и учению св. Апостола, тайна явления  антихриста, человека греха, сына погибели, противящегося и  превозносящегося выше всего, называемого Богом или святынею, – тайна  этого беззакония уже в действии. Но она
не совершится до тех пор,  пока не будет взят от среды удерживающий... От великих и богомудрых  отцов наших и учителей слышали мы, что удерживающий – это и есть  Самодержец христианский. Не будет его в мире, и тогда путем большинства  можно будет провести какие угодно постановления, в том числе и  постановления, касающиеся веры. История учит нас тому. Она говорит нам,  что, например, в Англии так называемый парламент, т.е. учреждение,  состоящее из народных представителей, ограничивающее Царя, делал  постановления о том, как
надо веровать, как спасаться, сколько  принимать Таинств. Это похоже на то, как если бы крестьяне мирским  сходом или полицейский чиновник постановили бы, сколько лиц в Боге,  какого достоинства 

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Подробнейше изложено, то, что должно знать любому истинному Христианину.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened