graf_orlov33

Category:

Ильин И. ИЗЖИВАНИЕ СОЦИАЛИЗМА

Было время, когда среди русской  интеллигенции господствовало воззрение, что "порядочный человек не может  не быть социалистом" и что "только социализм" осуществит на земле  "свободу, равенство, братство и справедливость". С тех пор мы много  пережили и перестрадали; опыт осуществлен и последовательно проведен в  огромном масштабе. Ныне мы должны судить на основании  этого опыта. Мы увидели социализм в жизни и поняли, что он осуществим  только в форме всепроникающе и всепорабощающего тоталитарного режима.

Социализм  прежде всего угашает частную собственность и частную инициативу.  Погасить частную собственность значит водворить монопольную  собственность государства; погасить частную инициативу значит заменить  ее монопольной инициативой единого чиновничьего центра. Так обстоит не  только в России: и в Западной Европе, всюду, где проводится советский  социализм (Польша, Чехия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия,  Албания, Восточная Германия) или социализм Второго Интернационала  (Франция, Англия), всюду вырастает (быстро или медленно) монопольная  собственность государства и слагается монопольная инициатива единого  чиновничьего центра. В этом - самая сущность социализма.

Это  ведет неизбежно к монополии государственного работодательства и создает  полную и бесповоротную зависимость всех трудящихся от касты партийных  чиновников. Знаменитый французский социолог Густав Лебон был прав,  предсказывая этот ход развития. Чтобы осуществить  государственно-централизованный хозяйственный план, эта каста вынуждена  силою вещей овладеть всею хозяйственной деятельностью страны, а потом и  политической, и культурной жизнью народа и ввести тоталитарный строй. В  тоталитарном же строе - нет ни свободы, ни равенства, ни братства, ни  справедливости. Мы видели в жизни - и левый , и правый тоталитаризм. С  нас достаточно. Пустые мечты и политические сказки предоставим детям и  агитаторам.

Почему русская интеллигенция тянула прежде к  социализму? Потому, что она, почти утратив христианскую веру (под  влиянием западного рассудочного "просвещения"), удержала христианскую  мораль и хотела социального строя; т. е. свободы, справедливости и  братства (к коим она по недоразумению пристегивала и равенство). Ей  внушали и она воображала, будто социализм есть единственно-верный путь к  социальному строю. Ныне наступает новая эпоха, которая положит в  основание другое воззрение, а именно: социализм - антисоциален; искать  социальности надо в ином, новом, несоциалистическом строе.

Социализм  антисоциален потому, что он убивает свободу и творческую инициативу;  уравнивает всех в нищете и зависимости, чтобы создать новую  привилегированную касту партийных-чиновников-угнетателей; проповедует  классовую ненависть вместо братства; правит террором, создает рабство и  выдает его за справедливый строй. Именно потому истинную социальность  (свободу, справедливость и братство) надо искать в несоциалистическом  строе. Это не будет "буржуазный строй", а строй правовой свободы и  творческой социальности.

Мы не сомневаемся: пройдут года прежде,  чем это воззрение станет господствующим в человечестве. Ибо пропаганда  социализма велась слишком долго; из социализма сделали какой-то суррогат  религии; социалистические партии и теперь еще выдают свой строй за  единственный путь к счастию и демагогируют рабочих; а коммунисты стали  партией ожесточившегося безумия, мирового разложения и завоевания. Все  это надо изжить, во всем этом надо разочароваться, от всего этого надо  отречься. Однако, те социалисты, которые ныне одумались - предпочитают  сохранять название своей программы и потихоньку вложить в нее другое,  более приемлемое и не столь тоталитарное содержание. У них нет  необходимого мужества для отказа, пересмотра и вступления на новый путь.

Силою  вещей наша многострадальная Россия идет в этом изживании, разочаровании  и передумывании впереди всех. Если бы русский народ был сейчас свободен  и услыхал вновь проповедь социализма (т.е. левого тоталитаризма), то  ответ его был бы наверное недвусмыслен и стихиен.

Мы, русские  христиане, по-прежнему будем искать в России социального строя. Однако  на основах частной инициативы и частной собственности, требуя от  частно-инициативного хозяйства, чтобы оно блюло русские национальные  интересы и действительно вело к изобилию и щедрости, а от частных  собственников - справедливого и братского хозяйствования.

Знаем,  что для этого необходимы: предпринимательский и организационный талант,  живое чувство справедливости и органическая христианская доброта сердца.  Талантом нельзя снабжать людей; однако, возможно создать такие правовые  и экономические условия, при которых бездарный предприниматель будет  сам выключаться из хозяйства. Чувство справедливости нельзя ввести  законом, но его должно воспитывать и контрольно карать всякую явную  несправедливость (введение особой социальной ответственности, слабые  начатки которой мы видели в фабричной инспекции). И доброту нельзя  предписать; но ее надо укреплять и воспитанием и организацией  общественного мнения.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Интересна паразитическая психология современных разложенных умственно  совкодуев, они считают, что монархия или любая иная существующая в мире  политическая система обязана их содержать в достатке. Если они видят  ободранного крестьянина, то тут же винят в этом Царя и его  правительство, будто бы Государь всем должен обезпечить материальные  блага... Самим трудиться - красной быдлотаре - не хочется!


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened