graf_orlov33 (graf_orlov33) wrote,
graf_orlov33
graf_orlov33

Categories:

НАША СТРАНА: О СЕПАРАТНЫХ ВИСЕЛИЦАХ СОЛОНЕВИЧ ИВАН ЛУКЬЯНОВИЧ (1891-1953)

СОЛОНЕВИЧ ИВАН ЛУКЬЯНОВИЧ - русский публицист, просветитель и общественный деятель.
Статья опубликована в журнале "Наша страна" в 1949г., Буэнос-Айрес.
...В тех «Тезисах Народно-Имперского Движения», которые были нами выпущены перед войной, решение «национального вопро- са» было предложено в такой форме. Российская Империя есть наш общий дом, имеющий нашу общую крышу и общие внешние стены. Но в пределах этого дома каждая народность имеет свою собственную квартиру, в которой она может устраиваться как ей будет угодно — с некоторыми, однако, условиями: не под- жигать Общего Дома и не устраивать в своей собственной квар- тире складов взрывчатых веществ, воровских притонов или нарушения общественной тишины и спокойствия...
Каждый человек Империи может говорить, писать, учиться и самоуправляться на каком ему угодно языке. Может знать обще государственный язык, но имеет полное право и не знать... Может вводить в свою школу этот язык — но имеет право и не вводить. Однако: язык Правительства, Армии, транспорта, связи и пр. — должен быть языком Общегосударственным. Словом, никто никого не заставляет любить Русский язык. Не любишь — не надо, тебе же будет хуже.
Никакого нового изобретения тут нет. За некоторыми исключе- ниями на Руси так и было. Ключевский пишет, что «Москва не любила ломать местных обычаев» — но не любил этого и Петер- бург. Финляндия и Бухара управлялись собственными Законами и на собственном языке. Польша до завоевательных своих ВОС- СТАНИЙ — тоже. В Прибалтике очень долгое время официаль- ным языком оставался — как и был — немецкий язык. На Кавка- зе дело было сложнее: один Дагестан во времена советской «ко- ренизации» имел шестнадцать официально признанных языков. Один грузинский имел три официально признанных наречия. В результате этого Советский Кавказ был довольно точной копией Вавилонской башни после смешения языков. Но, в общем — с поправками на всякие ошибки и промахи, — дело шло приблизи- тельно к тому предложению, которое и было сформулировано в «Тезисах». Весь вопрос, собственно, заключается "не в том, бу- дут ли латыши говорить по-латышски — конечно, будут. И даже не в том, будут ли они говорить по-русски — будут те, кто захочет пробиться в жизни... Весь вопрос заключается в том и почти только в том, что ни русское Правительство, ни Русский Народ во всех трех его ветвях — Великорусской, Малорусской и Бело- русской — никогда не признавали и, по всей вероятности, никог- да не признают своей какой бы то ни было отделенности друг от друга. Отделение Украины от Великороссии означает гибель... И Великороссии и Украины...
Таким образом, то, что я написал о сепаратистах и о виселицах, не касается никак ни латышей, ни грузинов. Политические и про- чие обстоятельства почти наверняка приведут Латвию ко вклю- чению в состав Российской Империи, но с чисто моральной точ- ки зрения мы никак не вправе считать латвийских или грузинс- ких сепаратистов какими бы то ни было изменниками... Включение Прибалтики в состав Империи неизбежно потому, что тысячелетний порыв России к морю не может быть останов- лен соображениями о «самоопределении вплоть до отделения». Но это все есть вопросы, так сказать, технические, вопросы, ни- как не грозящие бытию России. Украинский сепаратизм грозит бытию всей России — то есть и Великороссии и Малороссии... Украинский ... сепаратизм, кроме того, вырос на целой серии сплошных подлогов...
Самостийные разговоры об эксплуатации Москвой Украины — это есть, конечно, сплошной вздор. Московская власть прекра- тила безконечную гетманскую резню, и общерусскими усилиями были разгромлены и татары, и Польша, и Турция — веками и ве- ками поддерживающие Украину в состоянии пустыни или пепе- лища. Общерусскими усилиями были построены железные доро ги. Кривой Рог и Донбасс, гавани и университеты. Общерусскими усилиями были разгромлены и Наполеон и Гитлер. Это все, как мне кажется, совершенно очевидно. Это совершенно очевидно для каждого среднего Великорусского, Малорусского или Бело- русского хлебороба или сапожника. Но доказывать все это про- фессиональным самостийникам нет ...никакого смысла... Они ничего этого не будут слушать не потому, чтобы все это было неправдой, а потому, что все это им н е в ы г о д н о...
Я — стопроцентный белорус. Так сказать, «изменник родине» по "самостийному" определению. Наших собственных белорусских самостийников я знаю как облупленных. Вся эта самостийность не есть ни убеждение, ни любовь к Родному Краю — это есть нес- колько особый комплекс неполноценности: довольно большие вожделения и весьма малая потенция — на рубль амбиции и на грош амуниции... Какой-нибудь Янко Купала, так сказать белорус ский Пушкин, в масштабах большой Культуры не был бы извес- тен вовсе никому... Тарас Шевченко — калибром чуть-чуть побо- льше Янки Купалы, понимал, вероятно, и сам, что до Гоголя ему никак не дорасти. Лучше быть первым в деревне, чем вторым в Риме. Или — третьим в деревне, чем десятым в Риме...
Первая решающая черта всякой самостийности есть ее вопию- щая бездарность. Если бы Гоголь писал по-украински, он так и не поднялся бы выше уровня какого-нибудь Винниченки. Если бы Бернард Шоу писал бы на своем ирландском диалекте — его бы никто в мире не знал... Если бы Ллойд Джордж говорил только на своем кельтском наречии — он остался бы, вероятно, чем-то вроде волостного писаря... Большому кораблю нужно большое плавание, а для большого плавания нужен соответст- вующий простор. Всякий талант будет рваться к простору, а не к тесноте. Всякая бездарность будет стремиться ОТГОРОДИТЬ СВОЮ ЩЕЛЬ. И с ненавистью смотреть НА ВСЯКИЙ ПРОСТОР...
Когда я говорю о бездарности, я не говорю только об отсутствии таланта. Понятие бездарности включает в себя как неотъемле- мую часть понятие — также и тщеславие. Есть целая масса оче- нь хороших, очень разумных людей, которые не блещут никаки- ми талантами, но которых никто не обзовет бездарностями: ну не дал Бог таланта — значит, не дал. Бездарность же надувается, пыжится, на цыпочки становится, бездарность, прежде всего, претенциозна. Бездарность обвиняет весь мир в том, что весь мир не оценил ее дарований. И бездарность ненавидит весь мир за то, что весь мир не несет к ее ногам благодарственных даров за бездарность. Бездарность автоматически связана с ненавис- тью.
Тарас Шевченко, конечно, великим талантом никак не был... Я люблю его поэзию, и я знаю ее. Это не Гете и не Байрон, не Пуш- кин и не Лермонтов, и даже не Кольцов и Никитин... Он писал трогательно-провинциально-детские стишки. Они очень напоми нают стихи моего сына — в возрасте лет двенадцати:
Я ем сосиску — ах как вкусно!
Что это — сказка или сон?
Ведь в животе безмерно грустно:
Давно уже пустеет он.

Очень трогательные стишки — для двенадцати лет. Трогательность Шевченки усугубляется его трагической крепост ной судьбой; но ведь крепостная судьба — это не национально-украинское явление. И его призыв:
Кайданы порвите
И ворожьей злою кровью
Землю напоите... —
имел в виду не только крепостное право. Он имел в виду братс- кую резню...
Кое-кто из наших единомышленников исписывает горы бумаги для исторических, лингвистических и даже краниологических доказательств того, что Великороссы, Малороссы и Белорусы — это только три ветви одного и того же Народа. Я думаю, что все эти доказательства более или менее не нужны... В краниологии все равно никто ничего не понимает — даже теоретики расовой теории, а что касается лингвистики, то я бы привел Шевченко:
Думы мои, думы мои,
Лихо мене з вами.
Чого стали на папиру
Смутными рядами?
Что вас витер ни розвияв,
Як суху былину?
Что вас лихо ни прислало,
Як свою дытину?
-Как видите, никакого перевода на Общерусский язык не нужно никак.

Янка Купала:
Партизаны, партизаны, белорусские сыны!
За неволю, за кайданы режце гитлерау паганых,
Каб не ускресли век яны.
Не даваце гадам силы над собою распрасцерць,
Рыйце загодзя магилы, вырывайте с живых жылы,
Кроу за кроу, а смерць за смерць!
- Как видите — тоже никакого перевода не нужно. Нужна, я бы сказал, орфографическая корректура. Так что ни лингвистика, ни краниология тут решительно ни при чем. Вопрос вовсе не в них — вопрос в дружбе или в ненависти...
* *
Пройдя неслыханные в Истории человечества муки и испыта- ния, все три ветви одинаково Русского Народа и одинаково пра- вославного Народа сошлись наконец под скипетром Царя Мос- ковского Православного. Больше всего для этого сделали Вели- короссы. Меньше всего от этого выиграли они... Великороссы есть наиболее старинная ветвь Русского Народа — они и без нас, Белорусов, и без «вас», «Украинцев», освободили себя и от Татар и от Поляков. А вот что бы мы, Белорусы, делали без Великорос- сов? Или — что было бы без Великороссов ... с Украиной? Турец- кая, польская или немецкая колония?... Или такое же пустынное пепелище, каким Украина была под властью попеременно Гетма нов — павших Гетманов польских Королей, турецких Султанов или Крымских турок? Кто и за кого пролил больше крови: кацап за хохла или хохол за кацапа?...
--- И какой смысл взвешивать эту кровь?
Пройдя неслыханные в истории человечества муки и испыта- ния, три ветви одного и того же одинаково Русского и одинаково Православного Народа наконец построили свой Общий Отчий Дом. Я — белорус и, кроме того, крестьянского происхождения. Ко мне, белорусу, приходят милостивые государи, которые пыта- ются вбить клин ненависти между мной, «кривичем», и другим Иваном — «москалем». Другие сеятели ненависти приходят к другому Ивану — Галушке и пытаются вбить еще более острый клин ненависти между ним, Иваном Галушкой, и тем же Иваном Москалем. У этих милостивых государей нет за душой ничего..., кроме бездарности и ненависти... Больше — н и ч е г о.
Я очень хотел бы оговориться: ни с каким московитским импери ализмом это не имеет ничего общего. Я не люблю очень многих людей. Я питаю ненависть к некоторому, довольно ограничен- ному, количеству людей. Но если я к кому бы то ни было питаю искреннее отвращение, так это к ... САМОСТИЙНИКАМ...
Это отвращение не носит политического характера. Это есть моральное отвращение. Баварская самостийность была бы нам политически очень выгодна: она расколола бы Германию и све- ла бы на нет немецкую угрозу всему Славянству. Однако — к баварским самостийникам я питаю почти такие же чувства, как и к украинским: чувства отвращения — ибо и они, баварские самостийники, сеют ненависть среди разных ветвей одного и того же немецкого народа...
Но у Баварии есть, может быть, некоторые основания: язык, ко- торый больше отличается от литературного немецкого, чем шев- ченковский от литературного русского, разные религии и разное историческое прошлое. Но все-таки противно... Мы как-то про- вели целое лето у баварского города Обинга, и туземцы не жела- ли с нами разговаривать, потому что считали нас «проклятыми прусаками». Мне лично приходилось убеждать огородников и сапожников в том, что я — Русский, а не пруссак. С политической точки зрения это было приятно... Но ведь Русская политика никогда не строилась на принципе разделения людей и племен. И если бы мы строили нашу Русскую политику на, скажем, анг- лийских началах — то моральный смысл существования русской государственности перестал бы существовать. А мы все — созна тельно или безсознательно, исходим из того предположения, что наша государственность или имеет свой моральный смысл, или не имеет никакого.
В лингвистическом и религиозном отношении Германия поделе- на гораздо глубже, чем Русь в ее трех ветвях. Исторически Герма ния имеет гораздо больше основания для вражды к Пруссии, чем Белоруссия или Украина — к Москве: Пруссия завоевывала остальную Германию, и Пруссия втянула остальную Германию в две Мировые войны. Москва была нам, белорусским и малорус- ским «украинцам», помощницей и Освободительницей. Если бы не «Москали», то я, Иван Лукьянович, и до сих пор был бы кре- постным или полукрепостным пастухом какого-нибудь польско- го пана из гродненского Воеводства. Если бы не москали, то Украина стала бы колонией: или Вильгельма II или Гитлера — вероятно, еще не последнего... Если бы в Первую и во Вторую Мировую войны за нашей белорусской или малорусской спиной не стояла бы спина нашего старшего брата — «Москаля» мы бы погибли. И если Польша, Австрия, Венгрия и Германия десятиле- тиями и десятилетиями оплачивали украинских самостийников, то никакой украинский хлебороб не поверит, что они это делали во имя его, украинского хлебороба, интересов... И никакой украинский хлебороб за самостийную Украину голосовать не будет — как он за самостийную Украину не голосовал никогда...
Когда я говорю о голосовании, под ним я понимаю несколько разнообразные способы выражения народной воли. От «волим под Царя Московского, Православного» — до истинно классичес кой встречи петлюровской армии и деникинских Казаков в Кие- ве у здания Городской Думы в 1919 году: большевики покидали Киев и в него с двух сторон входили две Армии, Белая и Самос- тийная. Совершенно случайно мне пришлось быть живым сви- детелем одного исторического симптома...
С Фундуклеевской на Крещатик вливались мощные колонны каких-то серожупанников — петлюровской Гвардии, одетой и вооруженной немцами. Со стороны Липок туда же проскочил какой-то Казачий Отряд, едва ли больше двух-трех десятков нагаек. Казаки сразу атаковали петлюровскую Армию, и атако- вали ее нагайками... Петлюровская Армия бежала сразу — и только с Фундуклеевской улицы кто-то стал строчить из пулеме- та.
Если бы я сказал, что петлюровская Гвардия состояла из трусов, — это было бы глупым утверждением. Украинский парень есть существо исключительно боеспособное — Императорская Гвар- дия пополнялась главным образом этими украинскими парня- ми, — и, как я писал в своем меморандуме А. Гитлеру, украинс- кий мужик настроен патриотичнее Великоросского — как и бело русский. Серожупанники бежали вовсе не потому, что они стру- сили, а потому, что никто из них не собирался проливать своей крови из-за петлюровского ...балагана. Чрезвычайно боеспособ- ное украинское крестьянство родило из своей среды банды, или «армии», Махно и Григорьева, — «банды» или «армии», которые воевали и с Белыми и с Красными, но у которых не было никако- го оттенка самостийности: это было Общерусское явление, воз- никшее на территории Украины. Никто никогда ни за каких Ма- зеп, ни Петлюр не воевал. Галицийские Корпуса — чисто галиций ского состава, организованные тем же Петлюрой, — не знали, куда им приткнуться, и переходили то к Белой, то к Красной Ар- мии — но за Петлюру они не выпустили ни одного патрона.
Всенародные голосования проводятся разными способами. Когда в битве у реки Шелони Новгородские низовые люди про- сто перешли на сторону Москвы — это тоже было голосование. Бегство серожупанников по Крещатику было, конечно, голосова- нием. Но были и другие.
В результате предшествующих событий часть Украины — При- карпатская Русь — попала под владычество чешской демокра- тии — по бенешевскому образцу. Бенешевская демократия обе- щала всякие вещи, в том числе и самоуправление Прикарпатс- кой Руси. Было проведено совершенно официальное голосова- ние по вопросу о языке управления и преподавания. Несмотря на все усилия товарища Бенеша и присных его, за русский язык высказалось восемьдесят шесть процентов населения... Восемь десят шесть процентов. В тот короткий промежуток времени, ког да Великая Петлюра балаганила — при немецкой поддержке в Киеве, — Русская общественность подняла вопрос о плебисците. И петлюровский министр Василий Шульгин сказал прямо: ника- ких там голосований — ибо мы знаем, что голосование будет в пользу Русского языка. Поговорите, пожалуйста, с любым самос тийником — первым встречным и поперечным: ни на какое голо- сование он не согласится ... никак. И по тем же самым сообра- жениям.
Я — стопроцентный белорус. Я прожил на Украине около восьми лет. Мне, белорусу, какая-то сволочь пытается доказать, что Ве- ликоросс есть мой враг — что Малоросс есть тоже враг: если мы самоопределимся на три части, то возникнут весьма серьезные территориальные разногласия между Украиной и Белоруссией по поводу моего Пружанского уезда, в котором люди говорят на смешанном малорусско-белорусском наречии. Вероятно, возник нут какие-то войны из-за Пинских болот: почему нет? Я, белорус, вероятно, должен буду получить какую-то визу, чтобы проехать из Минска в Пинск, причем если Пинск попадет в распоряжение петлюровцев, то я визы и вообще не получу: империалист. А в Минск, вероятно, никто не пустит грузинских империалистов, ру- ками товарища Сталина-Джугашвили подчинивших себе все три великих народа — великорусский, малорусский и белорусский. И для того чтобы переслать бочонок нежинских огурцов из Нежин- ска в Курск, нужно будет получить разрешение по крайней мере двух Внешторгов.
Ведь все это понимает каждый великорусский, малорусский, белорусский и грузинский мужик, сапожник, металлист и футбо- лист. Никто из них ни за какую самостийность голосовать не будет — ни бюллетенями, ни пулеметами. Никто никогда не голо- совал и никто никогда голосовать не будет. Мазепа, Скоропадс- кий и Петлюра — и Карл XII, и Вильгельм II, и Адольф Гитлер про- верили это на своем собственном опыте. Наполеон, который был, конечно, умнее их всех вместе взятых, категорически отка- зался от проекта вооружения украинского Казачества: «Я могу их посадить на коней — но как их потом ссадить?» ...
* *
В своей книге о «Диктатуре импотентов» я делаю попытку дока- зать тот факт — или то, что мне кажется фактом, — что Револю- ция рождается из биологической неполноценности и их вождей и их Масс. Отсюда такой не вполне салонный заголовок этой работы.
Гнездом украинского сепаратизма была Галичина. Я не могу здесь излагать ее истинно трагическую историю. Но эту исто- рию я, может быть, чувствую острее, чем любой Великоросс: у нас в Белоруссии было немногим лучше. В результате чудовищ- ного политического, хозяйственного и религиозного давления все, что было стойкого в Галичине, бежало — то в САСШ, то в Россию. В России это все, разумеется, растворилось в общерус- ском море сразу...
Наша «ирредента», гнездо украинской "самостийности", было свито в Галичине на ...немецкие и отчасти на польские деньги. И под влиянием немецкого и польского давления... В результате денег и давления возник слой "самостийных" ублюдков.
Мы можем молиться о возсоединении Церквей. И можем рабо- тать для этого. Но никто, имеющий разум, не может отрицать, что Униатская форма этого объединения есть облыжная форма: под внешней этикеткой ... Православия «массам» предлагается или продается совсем другое... Это есть ублюдочная форма Религии. Язык галицийской "самостийности" есть ублюдочный язык — западный вариант украинского наречия, насквозь пропи- танный полонизмами. Национальное сознание галицийских "самостийников" относится к области психиатрии: если Украина будет самостийна, то именно они, галицийские "самостийники", будут то ли Воеводами, то ли Зондерфюрерами. Два раза такая форма была сделана: в 1918 и в 1942 годах. И когда я писал о «виселицах», то это было очень неточно: не «Москва» будет ве- шать эту публику, ее будут вешать сами же «украинцы». И в осо- бенности украинцы, которые попали на положение «ди-пи» и под контроль галицийских "самостийников". Вот те стесняться не бу- дут. В том лагере, к которому наша семья была приписана после дние годы в Германии, — лагере Хайденау, "самостийная" гали- цийская полиция Лагеря официально высекла галицийскую де- вушку, вышедшую замуж за полтавского украинца: как вы дума- ете, как будет реагировать этот украинец на галицийского зон- дерфюрера?
Вопрос об украинской "самостийности" я не считаю серьезным вопросом. Но, может быть, я и ошибаюсь. Кто в 1916 году считал Ленина серьезной величиной? Величиной Ленин стал главным образом на немецкие деньги. Не совсем исключается возмож- ность того, что на те же деньги станут величиной и галицийские "сепаратисты". В трагических условиях нашей географии наша Общерусская власть должна проявлять возможный максимум осторожности: то есть Лениных и Сталиных, а также Петлюр и Коновальцев вешать заблаговременно. А не ожидать, пока они станут отправлять на тот свет миллионы и десятки миллионов и кацапов, и хохлов, и полещуков...
Вот, собственно, это почти все, что я хотел сказать своей так плохо средактированной фразой о виселицах.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments