graf_orlov33

Category:

КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИ – на картинах русского художника.


Имя Николая  Петровича БОГДАНОВА - БЕЛЬСКОГО ( русского художника - передвижника,  академика живописи 1868-1945) – на родине оказалось в забытьи, хотя  многие его картины стали хрестоматийными. О его жизни и творчестве нет  ни серьезных исследований, ни художественных альбомов. Он не попал даже в  «Энциклопедический словарь Русские художники».
 

 Его картины в советские времена тщательно замалчивались (а наследие  художника весьма велико, около 400 картин), потому что Николай Петрович  писал не только портреты Государя и известных людей своего времени, но и  создал множество картин из жизни простого народа, которую знал, как  никто другой. (и это составляло основу его творчества!) Его взгляд на  крестьянский быт не был пронизан обличительным социальным пафосом, но  подлинной любовью к людям, к деревне, к укладу дореволюционной России.
 

Будучи  выходцем из самых низов общества, его жизнь - замечательный пример  того, как внебрачный сын батрачки, обычный деревенский парнишка -  "безотцовщина", учившийся в церковно–приходской школе, во время  "распроклятого царизма" смог выбиться не только "в люди" но и стать  уважаемым человеком, признанным художником, достойный сыном своей  Родины.
Первым учителем будущего художника стал церковный звонарь.  Когда мальчик поступил учиться в двухклассное Шопотовское училище,  основатель и покровитель народной школы С. А. Рачинский заметил  способности Богданова и отправил его на дальнейшее обучение к  мастерам-иконописцам, даже выделив месячное содержание в 25 рублей в  месяц.
Но уже с 18-ти лет молодой художник стал жить своим трудом.
Обучался живописи и заграницей, и в России.
Когда  в 1903 году Богданов окончил Императорскую Академию, император Николай  II в дипломе о присуждении художнику звания академику лично к фамилии  через дефис сделал приписку Бельский (означающую откуда родом)
Несмотря  на то, что Богданов-Бельский был обласкан вниманием аристократов и особ  императорской фамилии, которые часто заказывали ему портреты, сам  художник особенно любил писать на тему простого деревенского быта. Он  помнил свои корни и самозабвенно передавал в своих картинах душу русской  деревни, скрупулезно выписывая каждую складочку рубах сельских  ребятишек.
Дети тоже обожали позировать художнику, ведь у него в  кармане всегда находились леденцы или орехи для них. Завидев его,  ребятишки кричали: «А когда же вы писать будете, мы за всегда рады для  вас стоять и можем прийти к вам в новых рубахах»
В его настойчивом  стремлении писать детей, мир детства, где все по настоящему, без  лукавства и фальши, также отчетливо просматривается:
«если… не будете как дети, не войдете в царство небесное».
И  окружающие на этот призыв откликались. Уже будучи состоявшимся мастером  Богданов-Бельский получил письмо от одной учительницы:
«Вы у нас один! Писать детей умеют многие художники, писать в защиту детей умеете только Вы…»
 

Работы  этого художника пронизаны душевным теплом и спокойствием, а его самого  называли живописцем русской деревни. Но его судьба и творчество совпали с  переломным моментом в истории России.
Страна бурлила. В России  стали главенствовать силы, исповедующие «левое» искусство, усилилась  травля художников реалистического направления. Даже таким известным  живописцам, как М. Нестеров, В. Васнецов, В. Поленов, К.Коровин жилось  очень и очень трудно.
В 1920 году Богданов-Бельский уезжает в  Петроград, а оттуда в Латвию. Уехать за границу Богданова-Бельского  уговорила жена. Уезжал он налегке, оставив большую часть своих вещей и  картин на хранение местным жителям. Верил ли в свое возвращение сам  Богданов-Бельский, сказать трудно, но причины, побудившие его оставить  Родину были, конечно, гораздо более глубокие, чем уговоры жены.
Умер Николай Петрович Богданов-Бельский в 1945 году в возрасте 77 лет в Германии и был похоронен на Русском кладбище в Берлине. 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened