graf_orlov33

Category:

СВЯТ. ИОАНН ТОБОЛЬСКИЙ ИЛИОТРОПИОН

О ТОМ, ЧТО НАИБОЛЕЕ УТВЕРЖДАЕТ В НАС НЕПОКОРНОСТЬ БОГУ
В  числе тяжких беззаконий, которыми укорял Господь жителей города  Иерусалима, находится и это: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и  камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей  твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!  (Мф 23, 37).
--Ожесточение в нас своей воли есть начало всех беззаконий:
--«Я хотел, – говорит Бог, – вы не захотели».
Блаженный  Августин сказал: «Многократно воздыхал я, быв связан не железом чуждой  рукой, но моей волей железною; хотение мое враг захватил и из него  сделал для меня цепь, которой и связал меня». Человеческую волю крепко  держат в противлении Богу три недобрых качества:
а) злые обычаи (навыки),
б) недостаток долготерпения и
в) непостоянство (изменчивость) желаний нашей воли.

1
Злой  обычай, или злую привычку, блаженный Августин объясняет так: «От  злобной воли выросла злая похоть (пожелание), и когда человек часто  удовлетворяет своей похоти, она обращается в обычай, и если человек ему  не сопротивляется, то обычай незаметно обращается уже в необходимость  удовлетворять оному похотению и держит человека в тяжкой работе  удовлетворения своим похотениям. Правда, в таком человеке пробуждается  по временам другое, лучшее направление воли, как бы обновление воли, –  это чувство, обращающееся к Богу в раскаянии о своих погрешностях,  желание покоиться в мире со своей совестью в Боге; но эта новая, так  сказать, воля безсильна сама собой побеждать прежнюю (ветхую) волю,  давностью своей деятельности окрепшую и как бы утвердившуюся».

Итак,  две во мне воли (в каждом человеке): одна – ветхая, другая – новая,  одна – плотская, другая – духовная, борются между собой и раздвояют душу  мою, сопротивляясь одна другой; и чаще во мне имеет перевес худшее, но  уже укоренившееся, чем лучшее, но еще непривычное для меня. Итак, когда  грех укореняется и делается обыкновенным явлением, тогда не остается уже  времени для его врачевания и не обретается в человеке место для  покаяния. Грех становится неизлечимым, если в скором времени не очищают  себя покаянием, а потом уже придется употребить много усилий и много  перенести неудобств для очищения себя от грехов, и всегда ли это удается  бедному грешнику?
В молодые годы мы легче можем исправиться, чем в  старости, когда загрязнимся и заржавеем подобно котлу, окровавленному и  заржавевшему, для очищения которого нужно употребить тяжелый труд, пока  накипь с него не сойдет посредством трения и прокаливания через огонь  (ср.: Иез 24, 11–12).
Действительно, застаревшие привычки к порокам  трудно искореняются и закрывают путь к исправлению. По словам святителя  Иоанна Златоуста: «Нет ничего крепче в делах человеческих, как  мучительство многолетней привычки к чему-либо нехорошему».

2
Второй  причиной, которая усиливает наше своеволие, является недостаток в нас  терпения; когда мы чего-нибудь желаем страстно достигнуть и наше желание  не исполняется в определенный срок, то мы мгновенно выходим из себя,  сердимся, ропщем, а иногда впадаем в звериную ярость. Часто случается  слышать от нетерпеливых людей: «Теперь же хочу, тотчас чтоб было мне, а  если нет, того я буду знать, что пропала моя надежда». Таковым оказался  царь Иудейский Саул, который не захотел повременить до прихода Самуила,  чтобы принести жертву Богу, а потому в лицо было ему сказано: «безумно  ты поступил, не исполнив повеления Господа Бога твоего: ...ныне упрочил  бы Господь царствование твое... навсегда; но теперь не устоять царству  твоему" (1Цар 13, 13–14).
Часто мы так же поступаем пред Богом,  когда по молитве и прошению нашему не исполняется скоро то, о чем просим  Бога: тотчас ослабеваем умом, впадаем в печаль, и хотя часто просим  того, чего просила у Ирода евангельская плясунья: ...хочу, чтобы ты дал  мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя (Мк 6,25). Таким образом  мы теряем всякое терпение и впадаем в отчаяние; но пророк Варух  ободряет нас, говоря: Дерзайте, дети, взывайте к Богу, и Он избавит вас  от насилия, от руки врагов (Вар 4,21).
Взгляните на древние роды и  посмотрите: кто верил Господу – и был постыжен? или кто пребывал в  страхе Его – и был оставлен? или кто взывал к Нему, и Он презрел его?..  Горе вам, потерявшим терпение! что будете вы делать, когда Господь  посетит? Боящиеся Господа не будут недоверчивы к словам Его, и любящие  Его сохранят пути Его (то есть заповеди Господни) (Сир 2,4, 10, 14–15).  Своя же воля действует во всем противоположно: чего желает она и не по  разуму, требует с повелением без всякой отсрочки: подавай мне поскорее;  чтобы сделано было сейчас...

3
Третий порок нашей воли, от  которой чрезвычайно усиливается упорство противления, есть непостоянство  ее. В этом непостоянстве мы и луну превосходим, которая изменяет свой  вид по четвертям (рождение луны, первая четверть, полнолуние, последняя  четверть); мы же всякий час и день переменяем свои пожелания: утром в  нас – одно желание, вечером – уже совсем другое, противоположное  первому, и т.д., меняемся по своим прихотям ради разнообразия их и  никогда не бываем одинаковы и похожи сами на себя. Это и естественно  нашей воле, когда она не желает подчиниться премудрому, неизменному и  всеобъемлющему Закону воли Божией, а потому и волнуется безпрерывно,  увлекаясь призрачными и непостоянными предметами. Непостоянством нашей  воли мы хотим удалить от себя всегдашнюю нашу печаль и уныние, но этим  же еще более умножаем их, попадая в бОльшую скорбь, в бОльшее уныние.  Таким образом, мы напрасно трудимся не получая никакой пользы, часто  сами себе противоречим, когда одновременно хотим и не желаем одного и  того же предмета.

Не одинаковы бываем мы в себе самих, не одного и того же человека в себе представляем, но многих, не похожих один на другого.
Об  Иове написано: «Иов был муж един». Иероним так объясняет это изречение:  «Иов не кидался то направо, то налево, но был мужем цельным, крепким и  непоколебимым – был муж един; мы же совершаем дела не «единого мужа»; но  скорее перестаем быть людьми, обнажая себя от добродетельных действий  человеческих (паче совлачимся человека)». Мы немощны и непостоянны в  добрых делах; но об этом непостоянстве человеческой воли сказано будет  яснее в другом месте. Итак, воля наша, будучи свободной, делает нас  принадлежащими себе самим; злая воля – принадлежащими диаволу, а добрая  воля – принадлежащими Богу: но те, которые желали быть своими, как боги,  знающими добро и зло, сделались не только принадлежащими себе, но и  диаволу. И действительно так: своя воля порабощает нас диаволу, ибо она  не сама; наша воля самостоятельной не бывает, пока Создателю своему  совершенно не покорится. Воистину нам лучше бы не родиться, вовсе не  оставаться своими (поступающими по своей воле). Один из церковных  писателей повествует: «Христос Господь, явившись одной из подвижниц,  сказал ей: “...знай, что все наказания, встречающиеся здесь людям,  зависят от их воли; если бы воля была направлена к добродетели и была бы  истинно покорна и согласна с Моей волей, то труды, болезни, скорби и  другие неприятности, которые встречаются каждому человеку в жизни, не  были бы для него наказанием, ибо он переносил бы их с радостным и  благодушным сердцем по любви ко Мне, рассуждая и твердо веря, что они  постигли его по Моей воле или Моему попущению для не известной ему, но  доброй цели. Ум такого человека во всяком телесном страдании бывает  свободен, и самые страдания его облегчаются мыслью, что воля во всем  сообразна и покорна Моей воле”». Таким образом, дух человеческий,  отвергшись своей воли, умиротворяется и успокаивается, пребывая еще и в  здешнем мире.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Человек должен познать себя и свою поврежденную грехом природу, чтобы  возгореться любовью к Спасителю и припадать к Нему с искренней верой.

==========

Если бы мы знали научения Святых Отцов, то мы и знали бы, как нам "в  Бозе" выкарабкиваться с помощью Божией из различных безвыходных  ситуаций, в которых мы погрязли как в болоте...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened