graf_orlov33

Category:

В БОГЕ - ЦЕЛЬ ВСЕГО СУЩАГО.


ПУСТЫННОЖИТЕЛЬ КАВКАЗСКИХ ГОР СХИМ. ИЛАРИОН

Когда  человек, движимый Божественным мановением, неленостно, со всем  зависящим от него старанием, не жалея трудов и времени, при всяком  занятии, будет днём и ночью призывать умом или устами имя Божие  священною молитвою Иисусовою: "Господи, Иисусе Христе,  Сыне Божий, помилуй мя грешнаго", конечно, исполняя вместе с этим, по  силе возможности и все прочия Евангельския заповеди, находясь в глубоком  самоуничижении и сознании своего греховнаго состояния и нужды в Божией  помощи, то по многом или малом времени, как то будет благоугодно  Сердцеведцу, бывает с ним некое дивное и преестественное дело. Имя  Господа Иисуса Христа, если можно так сказать, как бы воплощается,  человек ясно ощущает внутренним чувством своей души в Имени Божиим  Самого Господа. Это ощущение Самого Господа и Его имени сливается в  тождество, по коему невозможно бывает отличить одно от другого. А это, в  свою очередь, делается понятным при мысли о том, что если Господь Иисус  Христос принял в Свою Божественную личность наше естество и одним  именем называется Богочеловек, потому что в плоти Его обитала вся  полнота Божества (Кол. 1:19), то несомненно сия полнота Его Божественных  совершенств обитает и в Его пресвятом имени Иисус Христове. Сказать бы  так: если во плоти пребывала видимо - телесно, то в имени Его Святом  невидимо, а духовно и ощутимо только сердцем или же духом своим. И вот,  внося сие имя в сердце своё, мы прикасаемся в Нём, по слову святого  Макария Великаго, как бы к Самому естеству Христову, Его  Богочеловеческой природе, и в этом внутреннем, глубочайшем, сердечном  единении или как бы слиянии своего духа с Духом Христовым, то есть Его  Богочеловчеством, бываем с Ним, по свидетельству св. Апостола, един дух  (1 Кор. 6:17). Где по причине крайне близкаго и теснаго союза или как бы  слития, уже по неизбежности приобщаемся и Христовых свойств: Его  благости, любви, мира, блаженства и прочаго - ощутительно вкушаем, яко  благ Господь. А от этого без сомнения и сами делаемся по образу  Создавшаго нас благими, кроткими, незлобивыми, смиренными, носим в  сердце несказанную любовь ко всем и ощущаем в себе вечный живот. И  только таковый человек, ради своего сердечнаго сочетания с Господом,  явственно ощущая духом своим в имени Иисус Христове Его Божественное  присутствие (Самого Его), не обинуясь, может свидетельствовать пред всем  миром, что имя Господа Иисуса Христа есть Сам Он, Господь Бог; что имя  Его не отделимо от Его святейшаго существа, а с Ним едино, утверждаясь в  этом не на соображениях разума, но на чувстве сердца своего,  проникнутаго Господним Духом.

Сюда должно отнести и слово св.  Апостола: верующий в Сына Божия имать свидетельство в себе (1 Ин.5:10).  Что, конечно, есть чувство благодатнаго соприсутствия Господа Иисуса в  сердце, то есть во храме внутренняго человека, уверительно слышимое и  осязательно чувствуемое: точно также и имеющий в себе внутреннее действо  молитвы именем Господа Иисуса явственно слышит в сердце своём Его  спасительное со-пребывание, Его жизнь и даже, если можно так выразится,  как бы Его дыхание. В такое именно ближайшее единение с Господом  поставляет нас молитва Иисусова. В сем имени вечная жизнь, по  соприсутствию и пребыванию в Нём вечнаго Бога. По словам святых Отец,  нет единения ближе того,- какое бывает между Богом и нашею душею. И это  действуется всего ближе и ощутительнее во внутренней Иисусовой молитве,  где ум наш как бы сорастворяется с духовным, невидимым Существом Господа  Иисуса Христа.

Изъясняя сие, Первосвятитель Московский Филарет  пишет: "человек не так сотворён, чтобы ему быть и оставаться в  различении с Богом и в удалении от Него. Если душа человеческая есть  дыхание изо уст Божиих, то какова близость между дыханием и дышущим,  таковая близость должна быть между душею и Богом. Разлучение человека от  Бога есть состояние неестественное".

Равным образом и другой,  современный нам великий подвижник веры и благочестия, пишет подобное  сему: "как близка к тебе твоя мысль, как близка вера к твоему сердцу,  так близок к тебе Бог, и чем ближе и твёрже мысль о Боге, чем живее вера  и познание своей немощи и ничтожества и чувства нужды в Боге, тем Он  ближе. Или как близок воздух к телу и к внутренностям его, так близок  Бог. Ибо Бог, так сказать, есть мысленный воздух, которым дышат все  Ангелы, души святых и души людей живущих и особенно благочестивых. Ты не  можешь жить без Бога ни минуты и действительно всякую минути живёшь Им"  (Протоиерей Иоанн Сергиев).

О Нем бо живем, и движемся и есмы (Деян.11:28).

Когда  имя Господа Иисуса пребывает в сердце нашем, то сие делается  вместилищем Божества, страною света, радости и духовнаго ощущения Вечной  жизни. Святой Макарий Великий говорит: "в сердце раскрываются как бы  духовныя обители, а входя в оныя, снова видит человек другия  безчисленныя; а там и ещё и ещё... и так без конца".

Можно  сказать, что это единение с Богом есть как бы новый Эдем, подобный тому,  в котором жил Первозданный до падения: состояние особенной близости  человека к Богу, в которой мы наслаждаемся сладчайшим созерцанием.  Конечно такая близость Бога к человеку озаряет обильным благодатным  светом наши естественныя силы: просвещает ум познанием воли Божией, в  волю влагает силу и бодрость ко исполнению Божественных законов, а  сердце сочетавает с Богом теснейшими узами сладчайшей любви.

Можно  сие изяснит и другим подобием; Господь Иисус Христос учил: веруяй в Мя,  реки от чрева Его истекут воды живыя. Сие же рече,- объясняет Апостол,-  о Дусе, Его же хотяху приимати вирующие во имя Его (Ин.7:38-39).

Также  и в беседе с Самарянкою Господь Иисус объяснял Божественную жизнь,  которой Источник находится в Нём одном, образом воды, текущей в живот  вечный (Ин.4:10). И сие течение в жизнь Вечную есть любовь ко Господу  Иисусу Христу, которая, водворившись в нашем сердце, чрез исполнение Его  спасительных заповедей и глубокое смирение, движет его неусыпною  молитвою к Возлюбленному,- наподобие текущаго источника, струи коего не  засыхают никогда. И тогда, можно сказать, только, имея сию Божественную  любовь в сердце, мы невозмутимо пребываем на водах упокоения, имея в  самих себе источники живых вод, текущие в вечную жизнь.

И сия  любовь или память Божия, выражаемая молитвою, необходимо соединяет с  Господом наш дух во едино: в каковом единении, приобщаясь духом своим  Его Божескаго естества, мы становимся причастными Вечной жизни.

Одно  только это и может утолить ничем другим неутолимую жажду нашего духа,  успокоить его высшия стремления. Что и выразил Господь словами: а иже  пиет от воды, юже Аз дам ему, не возжаждется во веки (Ин.4:14). Ибо  вселение Христа и пребывание Его в нас неизбежно знаменуется  Божественною жизнию, движения коей, выражаемыя действиями любви,  наполняют всю нашу душу сладчайшими ощущениями Божества, в которых дух  наш получает полное и всецелое удовлетворение своим Вечным безсмертным  стремлениям, и сердце достигает последняго края всем своим потребностям,  желаниям, чаяниям. Далее идти некуда, и не за чем. В Боге - цель всего  сущаго. Признаками сего высокаго состояния служат: омертвение для мира и  оживление внутренняго человека на духовныя и святыя дела, жажда Вечных  благ; ум бывает тогда возвышен над тварию, и ему покорены все чувства  души и тела, а, сам он всецело соединившись с Богом, безчувственным  пребывает ко всему тварному бытию. Состояние блаженное и  достожелательное, достигнуть котораго да сподобит Господь Бог всякаго из  ревнующих о сем!...

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Именно на этого автора этой книги пошла клевета и нешуточная война со  стороны еретически мыслящих членов свят. Синода. Их не остановило даже и  то, что эта книга прошла цензуру и имела уже три тиража на тот момент.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened