graf_orlov33

Св. Нектарiй Эгинскiй о именахъ Божiихъ


Имя Сынъ Человѣческій есть имя, черезъ которое человѣчеству Благовѣствовался будущій Спаситель и Избавитель.
  Выраженіе Сынъ Человѣческій,  которое Господь какъ перефразированное предназначеніе Своего Лица  употреблялъ всякій разъ, когда говорилъ о Себѣ, есть имя, черезъ которое  человѣчеству Благовѣствовался будущій Спаситель и Избавитель его.
   По всему видно, что Ветхое Писаніе, защищало это мнѣніе. Въ Бытіи  сообщается, что Богъ, проклиная змія, причину паденія человѣка,  предвозвѣстилъ ему, что сѣмя жены сотретъ главу его, сказавъ: Вражду  положу между тобою и между женою, и между сѣ́менемъ твоимъ и между  сѣ́менемъ тоя: той твою блюсти будетъ главу, и ты блюсти будеши  его пяту (Быт. 3:15). Это проклятіе змія всѣ иже отъ Адама разсматривали какъ Еνангеліе къ человѣчеству. Человѣческій родъ, принявъ это Благовѣствованіе, ожидалъ сѣмя жены, Сына жены, безъ сомнѣнія Сына Человѣческаго.  Еврейское слово, Ζαρά, которое семьдесятъ толковниковъ перевели  буквально сѣмя, понимается въ Святомъ Писаніи всякій разъ, если не  всегда, какъ Сынъ. Анна, мать Пророка Самуила,  просившая у Бога сына, использовала слово Ζαρά, но какъ женщина, имѣвшая  супруга, прибавляла слово аѵаσίμ (Ζαρά ѵаσίμ) = сѣмя мужа, или сына  мужа.
       Поскольку въ Обѣтованіи не говорилось мужа, но просто сынъ жены –  Ζαρά εσά, то слѣдуетъ, что было сказано къ объявленію того, что будущій  Избавитель, хотящій сокрушить главу змія, будетъ сыномъ жены, безъ  мужа зачатый, то есть сыномъ человѣка, ибо между сѣменемъ жены  безбрачной и сѣменемъ змія, между сыномъ человѣка и змія, объявлялась  вражда. Въ этомъ смыслѣ ожидали Спасителя всѣ этносы и Народы.  Пришествіе Спасителя и Избавителя было общимъ чаяніемъ всѣхъ языковъ.  Народы ожидали нѣ́коего Спасителя, надежда же Израиля была содержаніемъ  Его служенія. Черезъ ожидаемаго Спасителя человѣчество надѣялось  получить всѣ будущіе блага. Отъ него ждали упраздненія тираніи  діавола, освобожденія человѣческаго рода отъ работы вражія и примиренія,  и общенія съ Богомъ. Ожидаемаго Сего Спасителя и Избавителя  человѣчества Пророкъ Давидъ описываетъ какъ сына человѣческаго (Пс. 2; 109). Также и Пророкъ Даніилъ  Хрiстомъ [Владыкой] называетъ будущаго Избавителя, Котораго онъ видѣлъ  въ Откровеніи въ образѣ сына человѣческаго и время Пришествія Котораго  опредѣляет (Дан. гл. 9, видѣніе 10 и гл. 10, видѣніе 11; Іезек., гл. 1).
Такимъ образомъ, имя Сынъ Человѣческій было точное характерное имя Спасителя,  подъ которымъ ожидали Его всѣ колѣна земные, посему и Спаситель нашъ,  всякій разъ, говоря о Себѣ, употреблялъ это характерное имя. Въ Еνангеліи отъ Матѳея, Господь, говоря о Себѣ, 28 разъ называетъ Себя Сыномъ Человѣческимъ. Такая точность наблюдается и у остальныхъ Еνангелистовъ: Марка, Луки и Іоанна. Имена Іисусъ Хрiстосъ, Еммануилъ, Сынъ Благословеннаго и сынъ Давида, каждое изъ нихъ примѣняемое, не можетъ выразить смысла, который выражаетъ характерное имя Сынъ Человѣческій, ибо Іисусъ выражаетъ только смыслъ Спасителя человѣчества, Мессія = Хрiстосъ (Помазанникъ) – смыслъ Пророческаго, Архіерейскаго и Царскаго достоинства Спасителя; имена же Сынъ Благословеннаго и сынъ Давида: первое – Божественную природу Хрiста, второе же показывало человечѣскую природу и происхожденіе.
      Итакъ, никакое  изъ этихъ именъ не могло дать полнаго и совершеннаго смысла Лица  Господа нашего, ибо каждое имя опредѣляло одно Его свойство, выражало  одинъ Его характеръ. Значитъ, была необходимость характеризовать  Себя именемъ собирательнымъ, въ которомъ проявлялись бы всѣ Его  особенности. Таковымъ, какъ наиболѣе правильной характеристикой Своего  Лица, посчиталъ Богочеловѣкъ Господь имя Сынъ Человѣческій; избраніе же имени Спасителя указываетъ на совершенное предназначеніе Богочеловѣка и выражаетъ всѣ въ совокупности свойства Его (Ч. I. Гл. 1. § 2).

Объ  открывшемся Богѣ въ Ветхомъ Завѣтѣ подъ именемъ Іегова (Ιεχωβά), что  Онъ есть Сынъ Бога Отца, Который въ послѣдніе дни ставшій человѣкомъ  содѣлалъ спасеніе человѣческаго рода.
      [Имя Іегова обозначаетъ Сый, Сущій, всегда такимъ образомъ бывающій, подъ этимъ именемъ явившійся Богъ явилъ не Свое имя, но Божественное Его свойство Вѣчнаго и Неизмѣннаго существованія]
Что Іегова, открывшійся Моисею Богъ, есть Слово Божіе,  второе Лицо Святой Троицы, и что Онъ есть во всемъ Ветхомъ Завѣтѣ  открываемый Богъ, покажемъ, приводя соотвѣтствующіе мѣста изъ Святыхъ  Писаній, удостовѣряясь черезъ эти сопоставленія въ Истинѣ.  Доказательства изъ мѣстъ Святыхъ Писаній можно раздѣлить, на два класса:    1) Доказательства, свидѣтельствующіе, что всѣ Божественные явленія,  бывшіе во время Ветхаго Домостроительства, приводимые въ Ветхомъ  Писаніи, относятся къ одному и тому же Божественному Лицу; 2)  Доказательства, свидѣтельствующіе, что одно и то же Божественное Лицо  есть Слово Божіе, взявшее на Себя и совершившее дѣло Домостроительства, и что Онъ есть Начальникъ Ветхаго и Новаго Завѣтовъ.
      Въ Бытіи въ главѣ 18, стихи 1-17, сообщается о явленіи Бога Аврааму въ дубравѣ Мамврíйской, сидящему при двери своей скиніи. Сей открывшійся Аврааму Богъ, какъ Мужъ между двухъ другихъ мужей, говоритъ Аврааму: Еда  утаю Азъ отъ Авраама, раба Моего, яже Азъ творю, Авраамъ же бывая  будетъ въ языкъ Великъ и многъ, и благословятся о немъ вси языцы  земнíи. И въ главѣ 28, стихи 13-22, Богъ является Іакову, бѣгущему отъ лица Исава, брата его, и говоритъ ему: Азъ  есмь Богъ Авраама отца твоего и Богъ Исаака, не бойся земля, идеже  ты спиши на ней, тебѣ дамъ ю и сѣ́мени твоему. И будетъ сѣмя твое яко  песокъ земный... и благословятся о тебѣ вся колѣ́на земная и о сѣмени  твоемъ.
      При сопоставленіи этихъ двухъ мѣстъ видно, что Богъ, явившійся въ образѣ мужа Аврааму въ дубравѣ Мамврíйской и возвѣстившій ему Обѣтованіе о Народахъ въ сѣмени его, былъ Этотъ Богъ, явившійся Іакову въ видѣніи какъ Богъ отцовъ его Авраама и Исаака, повторивъ Обѣтованіе, что въ сѣмени его благословятся всѣ колѣна земные.
      И въ главѣ 32, стихи 9-13, Богъ является Іакову, возвращающемуся въ землю рожденія своего, и является какъ человѣкъ на мѣстѣ, которое Іаковъ назвалъ видъ Божій, и́бо видѣла Бога лицомъ къ лицу и спаслась душа моя.
      И въ Исходѣ (гл. 3, стихи 14-16) Богъ Іегова, посылая Моисея къ сынамъ Израиля, говоритъ ему: Азъ есмь Сый. Тако речеши сыномъ Израилевымъ: Господъ Богъ отецъ нашихъ, Богъ Авраама и Богъ Исаака и Богъ Іакова посла мя къ вамъ: сіе Мое есть имя Вѣчное и память родовъ родомъ.
      И изъ этихъ мѣстъ видно, что Богъ, открывшійся Моисею, Сый, то есть Іегова, есть открывшійся Аврааму и Іакову  Богъ. И въ Исходѣ (гл. 13, стихи 21-22) повѣствуется, что открывшійся  Богъ велъ Народъ Іудейскій въ пустынѣ днемъ въ столбѣ́ облачномъ,  показывая имъ путь, ночью въ столпѣ́ огненномъ, освѣщая имъ, и т. д.
      Въ этомъ мѣстѣ видно, что Богъ Авраама, Исаака и Іакова, Сый, (Іегова) велъ въ столпѣ огненномъ Іудейскій Народъ. И въ главѣ 20, стихи 1-2, Богъ, Іегова, давая Законъ Моисею, говоритъ ему, что Онъ есть Господь Богъ, выведшій Народъ изъ Егνпта и изъ дома рабства.
      Въ главѣ 25, стихи 21-22, Богъ, говоря Моисею объ изготовленіи Кивота, говоритъ ему: И  познанъ буду тебѣ оттуду и возглаголю тебѣ съ верху Очисти́лища  между двумя Херувiмы, иже суть надъ Кивотомъ Свидѣ́нія, и по всѣмъ,  елика аще заповѣ́мъ тебѣ́ къ сыномъ Израилевымъ.
      И во Второзаконіи (4:31-39) Моисей  отъ устъ Бога говоритъ сынамъ Израильскимъ, что Богъ отцовъ не  оставитъ ихъ и не истребитъ, и не забудетъ Завѣта отцовъ ихъ, которымъ  клялся имъ, и что Онъ есть Богъ, извѣ́дшій ихъ изъ Егνпта, глаголющій  имъ, съ неба слышаніе творящій гласъ его и истребляющій народы, чтобы  дать имъ въ наслѣдіе Землю Обѣтованія.
      И Неемíя (9:7-28) говоритъ объ Іеговѣ: Ты  еси Господъ Богъ, Ты избралъ еси Аврама и извелъ еси его отъ страны  Халдейскія, и положилъ еси имя ему Авраамъ, и завѣщалъ еси съ  нимъ Завѣтъ дати ему землю Хананейску и Хеттейску, и Аморрейску и  Ферезейску, и Іевусейску и Гергесейску, и сѣ́мени его и т. д.
      Одно и то же Лицо, явившееся какъ человѣкъ и какъ Богъ, имя Котораго Іегова, явился и какъ Ангелъ Божій, то есть Посланникъ. Въ 31 главѣ, стихи 11-13, Бытія, видно, что Богъ, говорившій Іакову, прежде является ему во снѣ какъ Ангелъ Божій. Сказано такъ: И  рече ми Ангелъ Божій во снѣ: Іаковѣ! Азъ же рѣхъ: что есть? И рече:  воззри очима и виждь... видѣхъ бо, елика тебѣ Лаванъ творитъ. Азъ  есмь Богъ, явивыйся тебѣ на мѣ́стѣ Божіи, идѣ́же показалъ ми еси  тамо столпъ, и обѣтовалъ ми еси тамо обѣтъ и т. д.
      Въ этомъ же мѣстѣ Іегова является какъ Ангелъ Божій и одновременно какъ Богъ (стихи 11-13) [Ѳеодоритъ, толкуя это мѣсто, говоритъ слѣдующее: «Ибо Я есть, – говоритъ Богъ, – явившійся тебѣ на пути. Видѣлъ же онъ Ангеловъ, восходящихъ и нисходящихъ по лѣстницѣ, и Господа, стоящаго на ней наверху. Его здѣсь и Ангеломъ назвалъ и Богомъ, Богомъ – по природѣ Сущаго, Ангеломъ же, – чтобы мы познали, что не Отецъ былъ явившійся, но Единородный Сынъ. Чей бо Ангелъ Отецъ? Сынъ же и Богъ и Великаго совѣта Ангелъ, Сей бо намъ возвѣстилъ Тайны Отца, которые Я услышалъ, – говоритъ, – отъ Отца Моего, возвѣстилъ вамъ. Такъ и Авраама назвалъ и Бога наименовалъ Ангеломъ (Ѳеодоритъ, на недоумѣ́нія, т. 1, с. 50, вопр. 79). И въ вопросѣ 92-мъ, толкуя это мѣсто и отвѣчая на вопросъ «Чего ради Ангелъ борется съ Іаковомъ?»,  послѣ отвѣта добавляетъ слѣдующее: «По сему и спросившій какое  наименованіе Онъ имѣлъ, не только уклоняется отъ просьбы, но и  поражается, какъ преступившій мѣры природы. Ибо для чего спрашиваетъ,  говоритъ Онъ, имя Мое? Оно чудно есть. Замѣчательно, что и здѣсь Одного и Того же онъ назвалъ человѣкомъ и Богомъ: Ты боролся, сказалъ Онъ, съ Богомъ, и человѣ́ковъ одолѣвать будешь. И нарекъ Іаковъ имя мѣсту тому: видъ Божій, ибо говорилъ онъ, я видѣлъ Бога лицомъ къ лицу и спаслась душа моя. И снова взошло для него Солнце, когда онъ проходилъ мимо того мѣста: видъ Божій. Изъ всего этого мы познаемъ, что Единородный Сынъ Божій и Богъ является и здѣсь Іакову» (тамъ же, с. 52). Кириллъ Іерусалимскій  въ десятомъ огласительномъ словѣ говоритъ: «Сей Господь, творящій  вмѣстѣ со Отцомъ, содѣ́йствовалъ Ему и въ казни Содома, какъ говоритъ  Писаніе: и Господь одожди на Содомъ и Гоморру жупелъ, и огнь отъ Господа съ небесе (Быт. 19:24). Сей Господь явился также Моисею  (Исх. 3:2-6; 34:5-6), сколько онъ могъ Его видѣть. Ибо Человѣколюбивый  Господь всегда снисходитъ нашимъ немощамъ. И чтобы узнать тебѣ, что  Онъ есть Тотъ Самый, Который явился Моисею, выслушай свидѣтельство Павла, говорящаго: піяху бо отъ духовнаго послѣ́дующаго камене: камень же бѣ Хрiстосъ (1 Кор. 10:4). И въ другомъ мѣстѣ: вѣрою Моисей остави Егνпетъ, тутъ же говоритъ: большее богатство вмѣни Егνпетскихъ сокровищъ поношеніе Хрiстово (Евр. 11:27-26). Этотъ Моисей говоритъ къ Нему: яви ми Тебѣ́ Самаго (Исх. 33:13). Видишь, и Пророки тогда видѣли Хрiста, но сколько каждый могъ вмѣстить. Яви ми Тебѣ́ Самаго, да разумно вижду Тя. Богъ же говоритъ: Никтоже узритъ лицѣ́ Мое, и живъ будетъ (Исх. 33:20). Итакъ, поскольку  ни одинъ живущій не можетъ видѣть Божественнаго Лица, то потому Онъ  при́нялъ лицо человѣка, чтобы взирая на него, были мы живы. Когда же и сіе восхотѣ́лъ показать въ нѣ́которой Славѣ, когда Лицѣ́ Его просвѣтися яко Солнце (Мѳ. 27:2), то Ученики падаютъ отъ страха. И Іустинъ философъ и Мученикъ въ разговорѣ съ Трифономъ, показавъ изъ Ветхаго Завѣта мѣста, относящіеся къ Іисусу Хрiсту, говоритъ: «Писаніе показало, что Іаковъ видѣлъ лѣстницу и Бога, на ней утверждавшагося, а что не Отецъ былъ, мы показали изъ Писаній» (§36)].

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened