graf_orlov33

Category:

СВЯТ. ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ ВЕЛИЧАЙШЕЕ ЗЛО


Рассмотрим вкратце, что такое грех.

Грех  есть преступление заповеди Божией, сопротивление воле Господней,  непослушание Богу, заповедавшему не творить зла, а делать добро; он есть  отвращение и удаление себя от Бога, презрение Бога и пренебрежение  собственным спасением, самопроизвольное ввержение себя из жизни в  смерть. Ибо человек, творящий грех, делает душу свою  мертвою, чуждую Вечной жизни, как свидетельствует Писание: «Душа, яже  согрешает, та умрет» (Иез. 18, 4).

Что же следует за грехом?  Вслед за ним наступает прогневание Бога, лишение благ и наказание. Как  земной царь, если кто-либо из рабов сделается противником его  повелениям, он тотчас вменяет это в досаждение себе, гневается на того,  лишает его прежней своей милости и предает его казни, так подобно сему и  Небесный Царь Бог гневается на того человека, которого Он создал,  обогатил благодатию Своею, возлюбил как отец сына и которому на небе  вечные блага уготовал, но который, презрев столь великую милость, любовь  и благодеяние своего Создателя, начинает преступать заповеди Его и  творить то, что Ему, нашему Владыке, неугодно и противно; и на такого  Бог не только гневается, но и в досаждение Себе вменяет его безчестие и  злые дела, как противные Его Божественной воле. Прежде всего Он лишает  такого человека Своей прежней благодати, а затем, если тот не покается,  по Своему правосудию определяет его на смертную казнь, ждущую грешников в  аду.

Из сего мы да разумеем, сколь велико зло – грех, так как он бывает причиною столь великих бедствий.
Грех  – великое зло, так как прогневляет Бога; прогневляет, ибо согрешающий  человек досаждает Богу и бесчестит Его, как и Апостол говорит одному:  «Преступлением закона Бога безчествуеши» (Рим. 2, 23). Бесчестит грешник  Господа своего, предпочитая тварь Творцу, временную сладость греха  нескончаемому в Боге наслаждению, воздавая Богу за благое злом, за  возлюбление ненавистью, отвращаясь от Того, от Кого получил бытие и  дыхание, о Нем же живет и движется (Деян. 17, 28). Не досада ли и не  безчестие ли сие Богу от грешника?

Бесчестит и прогневляет  грешник Отца Небесного, давшего нам «область чады Божиими быти»  (Ин. 1,12). Безчестит, ибо, тяжко согрешая и не желая покаяться,  отвергается сыновства, которым усыновлен Ему, не хочет иметь Его своим  Отцом, но усыновляется его супостату Диаволу, которого и берет себе в  отца. Ибо для нераскаянных грешников отцом служит Диавол, а не Бог, что  можно видеть из слов святого апостола Павла, сказанных к волхву Елиму:  «О исполнение всякия лести и всякия злобы, сыне диаволь, враже всякия  правды!» (Деян. 13, 10). Вот, для грешника отец не Бог, а Диавол. Разве  нет досады и безчестия Небесному Отцу от таковых сынов, которые,  оставляя Его, стремятся к диаволу и усыновляются ему? Поистине, «огнь  возгорится от ярости Его, разжжется до ада преисподняго» (Втор. 32, 22).

Безчестит  и прогневляет грешник Бога Сына, вторично (как говорит Апостол)  распиная Его в себе и надругаясь над Ним своими греховными, а более  всего блудными делами, ибо оскверняющийся таковыми грехами оскверняет в  себе уды Христовы, так как наше тело не принадлежит нам, но Христу  Господу нашему, как говорит Апостол: «Не весте ли, яко телеса ваша удове  Христовы суть?» (1Кор. 6, 15), – Христовы, ибо мы искуплены честною Его  кровию, почему Апостол далее и говорит: «Несте свои, куплени бо есте  ценою. Вземши ли убо удеса Христова, сотворю удеса блуднича? Да не  будет» (1Кор. 6, 15, 19–20).
Безчестит и прогневляет грешник Бога  Духа Святого, отгоняя Его от себя скверными делами; ибо не может Дух  Святой там пребывать, где совершается скверный грех. Святой Златоуст  уподобляет Святой Дух пчеле, которая любит поселяться в чистых и  благовонных пчельниках, а от злосмрадных мест отлетает (На Послание к  Ефесянам, гл. 4, ст. 31, беседа 15-я). Человек же христианский,  принявший на себя в крещении Духа Святого, подобен вместилищу для пчел, в  котором, как пчела в пчельнике своем, живет Дух Святой, как говорит  Апостол: «Не весте ли, яко храм Божий есте и Дух Божий живет в вас?»  (1Кор. 3,16). И еще: «Не весте ли, яко телеса ваша храм живущему в вас  Святому Духу суть, егоже имате от Бога?» (1Кор. 6, 19). И как смрадный  дым отгоняет пчелу от ее помещения, так и смрадное греховное дело  отгоняет Духа Святого от человека.
Дух Святой в человеке – как  владыка дома. Не безчестие ли и досада владыке дома, если какой-либо  странник придя начнет его из его же дома изгонять, насильно выталкивая  вон? Такова же досада и безчестие Духу Святому бывает от грешника  человека, который изгоняет Его из дома Его.
Вот сколь велико зло грех, так как он прогневляет Бога в Троице единого, Отца, Сына и Святого Духа!

Велико  зло грех еще и потому, что лишает грешника многих благ духовных,  которые он прежде собрал для себя и которые уготованы были ему Богом.  Ибо когда Бог прогневан, тогда отнимаются от грешника и духовные Божии  дарования. Во-первых, отнимаются прежние заслуги, которыми человек  заслуживал себе спасение, делая доброе; ибо Бог говорит в Иезекиилевом  пророчестве: «Аще совратится праведник от пути своего праваго и  сотворит... беззаконие... вся правды его, яже сотворил есть, не  помянутся ктому» (Иез. 18, 24). Да будет отсюда известно, что если кто и  великие подвиги и добродетели прежде обнаружил, посты ли многие, или  молитвы, или умерщвления тела соблюдения различные ради чистоты, или  какие-либо изрядные труды, или милостыни, или немалые иждивения на  построение и украшение Господних храмов, или иные какие богоугождения  совершил, если такой потом впадет в какой-либо смертный грех и от него  тотчас с покаянием не восстанет, но в нем замедлит, то все те прежние  дела добрые рассыплются, умрут и будут забыты у Бога. «И вся правды его,  – сказано, – не воспомянутся единаго ради греха», если не очистит он  себя скоро покаянием. Как одна огненная искра, допущенная разгореться,  воспламенившись, создает громадный пожар, в один час сжигает и  превращает в пепел большие дома и все, что в них, вместе с собранными в  течение многих лет богатствами; как незначительная и оставленная в  пренебрежении скважина в дне корабля, дав доступ воде вовнутрь корабля,  внезапно его вместе с драгоценными приобретениями погружает в воду и  потопляет, – так и один грех, содеянный и оставленный в пренебрежении, в  один час губит духовное богатство, собранное многими трудами и в  течение долгого времени; разве только человек истинно покается, и тогда  опять собирается то богатство, которое было погублено.

Когда  кается грешник, то вспоминаются пред Богом его прежние заслуги и  оживотворяются Божиим милосердием его прежние добрые дела, по учению  Отцов, основывающихся на следующих апостольских словах: «Не обидлив  (Златоуст читает: несть неправеден) Бог забыти дела вашего и труда  любве, яже показасте во имя Его» (Евр. 6, 10); не кающуся же человеку не  оживотворяются (Еф. 2, 5). Когда же грешник не кается, то и от тех его  добрых дел, которые он совершает, будучи в смертных грехах, отнимается  та сила, благодаря которой обретается благодать пред Богом, когда  делаются добрые дела. Доколе грешник пребывает в своем смертном грехе и  не перестает тяжко прогневлять Бога, дотоле все его добрые дела бывают  неблагоприятны Богу, и он не заслуживает ими себе спасения.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

"Дух Святой в человеке – как владыка дома. Не безчестие ли и досада  владыке дома, если какой-либо странник придя начнет его из его же дома  изгонять, насильно выталкивая вон? Такова же досада и безчестие Духу  Святому бывает от грешника человека, который изгоняет Его из дома  Его"(св. Д.Р.). —— Вот и здесь это Церковное Учение вступает в прямое  противоречие с эмпешниками и их старцами, утверждающими, что "Дух Святой  дышет, где хочет", — подразумевая под этим, что Он пребывает и в  нечистотах — и в еретиках и в грешниках и сектах и расколах... А их не  смей обличать и трогать, - дескать Бог вон и разбойника на кресте  помиловал...

Все  зло в мире происходит от грехов человеческих - это факт проверенный  временем. При этом всего один греховный помысел или слово могут  превосходить по степени зла ядерный взрыв.
Совершенный целым народом  грех вызывает наказание и кары Небесные на всю землю. А самое страшное  наказание есть отвержение от Бога и оставление страны на самое себя... и  весь народ начинает вариться в собственном зле богоотверженности,  лишенный благодати Божией.

   Свт. Дмитрий Ростовский

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened