graf_orlov33

Category:

СВЯТИТЕЛЬ ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ. О ВЕЛИКОЙ СИЛЕ ЗЛА В СЕМ МИРЕ


Поговорим. братия, о греховном зле сколь велика происходит от него пагуба.
Грех  светлого ангела в темного сатану претворил и низринул с небес. Грех  Адама из рая изгнал и навел на весь род человеческий проклятие и смерть.  Грехи, умножившиеся среди людей первого мира безчисленные тьмы народов  покрыли водами потопными и погубили́. Грехи прескверные  Содом и Гоморру, а также и окрестные их города огнем сожгли, умучили  многими ранами Египет, наконец, Фараона со всею воинскою силою погрузили  в море. По причине грехов израильтяне, изведенные Богом из Египта, не  вошли в обетованную землю, но умерли в пустыне.
Нет большего зла в  поднебесной, как грех. Болезнь ли, или напасть, или нищета, или гонение,  или какая-либо беда и злострадание – все это не столь велико зло, как  какой-нибудь смертный грех. Святой Златоуст говорит следующее: Такой-то  нищ, бедствует и нищета есть зло. Что же недуг? Что же слепота? Все это  ничто, о человек! Ибо одно есть только зло – прегрешение» (На Послание к  Ефесянам, гл. 5).

Почему же всякие беды и злострадания в мире  сем ничто по сравнению с грехом, а грех – самое большое зло? Потому, что  все бедствия временны, грех же мучит вечно; если он и прощен будет,  однако у самого согрешившего навсегда останется в памяти. Как полученная  на теле язва если и исцелится, все же оставляет знак язвы, так и в душе  согрешившей и прощение от милосердия Божия получившей, если она в  Царстве Небесном водворится, все же в ней останется памятование о грехе,  как навсегда пребывающий пред очами знак бывшей язвы. И человек, взирая  на явленное ему неизреченное Божие милосердие, одновременно с этим  будет видеть и то, в чем милосерд был к нему Бог, простивший ему великий  грех, и не один, а столь многие грехи. С созерцанием милосердия Божия  будут созерцаться человеком и те дела, которыми он в жизни временной  прогневал столь доброго и столь преблагого Бога. Итак, содеянный грех,  хотя бы он был прощен и предан забвению у милосердого и  непамятозлобивого Бога, пребудет в памяти его содеявшего.

Ты  скажешь, что в пророчестве Иезекиилевом пишется: «Беззаконник аще  обратится от всех беззаконий своих, вся согрешения его, елика сотворил,  не помянутся ему» (Иез. 18, 21–22). Отвечаю. Не помянутся с тем, чтобы  они явились причиною гнева Бога, обличения и наказания, ибо один раз  прощенные грехи прощены вовеки. Однако памятование о них не прекратится,  так как Бог помнит все прошедшее - будет помнить вовеки. Память  человека не забудет никогда все свое прежде содеянное и в простившем ему  Божием милосердии будет видеть бывшие прогневания. Каким же образом он  будет знать величие Божьего милосердия, если не припомнит  многочисленности своих грехов, и о том станет славить в безконечные веки  и благодарить незлобивого Бога, что Он ему простил такие и столь  многочисленные грехи и беззакония? Грех есть безконечное зло, ибо не  только будет вечно мучителен в аду для непокаявшихся грешников, но и для  покаявшихся, прощения сподобившихся и с праведными вчиненных в Царствии  Божием он будет вечно памятен, и памятен не для обличения или  постыжения, но для прославления Божия милосердия.
Грех есть столь  великое зло, что человек сам собою без содействия Божия милосердия  никогда не может за него дать полное удовлетворение, хотя бы он и тысячу  лет жил и все это время проводил в покаянии, трудах, в посте, в  молитвах и слезах. «Если бы, – как говорит святой Иоанн Лествичник, – и  всю Вселенную грешник побудил за себя плакать, если бы он и реку Иордан  всю в свои слезы претворил и каплями из своих очес извел, если бы и  тысячами смертей за Христа пострадал, то и тогда подобающего долга за  свои грехи не мог бы воздать. Ибо не может кровь его сравняться с Кровью  Сына Божия, пострадавшего за нас».

Один грех Адамов, содеянный в  раю, был столь тяжек, что премногие слезы всех святых праотцев и  пролитая кровь пророков не могли его возместить, но необходимо было,  чтобы Сам Сын Божий, сойдя с небес, воплотился и пострадал, и Своею  Кровию за грех человеческий воздал долг Божию Правосудию. Что же мы  сотворим? Не за один, а за безчисленные тяжкие грехи наши какое мы  содеем удовлетворение? Чем возмерим и воздадим за долги наши, если не  поищем Божия милосердия? Но и поискав не обрящем сего, если прежде не  отстанем от грехов, ибо невозможно умилостивить Бога, продолжая  согрешать...

Грех такое зло, что он не только совершающего его  губит, но и других неповинных, находящихся при согрешающем, вводит в  беды. Ради греха Ионы, плывшего в корабле, и другие с ним бывшие  бедствовали в волнении и отчаивались в жизни своей, ибо была великая  буря в море, и корабль подвергался опасности сокрушиться. Также и тот  корабль, о котором пишется в Евангелии, покрывался волнами не столько по  причине случившегося бурного ветра и великого волнения в море, сколько  по причине греха, бывшего в Иуде. Так по этому вопросу думает святой  Амвросий Медиоланский, который говорит: «Хотя и много добрых дел  Учеников Христовых плыло в корабле, однако корабль неверием предательным  подвергался опасности от волн», то есть ради самого неверного Иуды  возмутилось море, не перенося, чтобы он плыл по нему; хотя он тогда еще и  не помышлял предать Христа, однако, видя Христовы чудеса, был одержим  неверием, а ради его греха и святые Апостолы были в трепете от волнения и  бури. И во время потопа с грешными людьми погибли и звери, и скоты, и  птицы, ни в чем не согрешившие пред Богом. Ныне же в мире, как в  волнующемся море, о сколь много бед находят по причине грехов! Вместе с  виновными страдают и неповинные, ибо чужие грехи бывают причиною  бедствования и не согрешивших, как в древности случилось и в Израиле:  один согрешил Давид, а все царство по причине его греха весьма  бедствовало (2Цар. 24, 15–17)

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

За все грехи наши приходится пить горькую чашу скорбей и напастей.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened