graf_orlov33

Category:

О ЦЕЛИ ХРИСТИАНСКОЙ ЖИЗНИ

Беседа преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым.

Это  было в четверток. День был пасмурный. Снегу было на четверть на земле, а  сверху порошила довольно густая снежная крупа, когда батюшка отец  Серафим начал беседу со мной на ближней пажнинке сенокосной своей, возле  его ближней пустыньки против речки Саровки, у горы, подходящей близко к  берегам ее.

Поместил он меня на пне только что им срубленного дерева, а сам стал против меня на корточках.

–  Господь открыл мне, – сказал великий старец, – что в ребячестве вашем  вы усердно желали знать, в чем состоит цель жизни нашей христианской, и у  многих великих духовных особ вы о том неоднократно спрашивали...

Я  должен сказать тут, что с 12-летнего возраста меня эта мысль неотступно  тревожила, и я действительно ко многим из духовных лиц обращался с этим  вопросом, но ответы меня не удовлетворяли. Старцу это было неизвестно.

– Но никто, – продолжал отец Серафим, – не сказал вам о том определительно.

Говорили  вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, твори добро –  вот тебе и цель жизни христианской. А некоторые даже негодовали на вас  за то, что вы заняты не богоугодным любопытством, и говорили вам: высших  себя не ищи. Но они не так говорили, как бы следовало. Вот я, убогий  Серафим, растолкую вам теперь, в чем действительно эта цель состоит.

Молитва,  пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько не хороши они  сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей  христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для  достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в  стяжании Духа Святого Божьего.

Пост же, и бдение и молитва, и  милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для  стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради  Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не  ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не  представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает. Вот  почему Господь Иисус Христос сказал: «Всяк, иже не собирает со Мною, тот  расточает» (Мф.12:30, Лк.11:23). Доброе дело иначе нельзя назвать как  собиранием, ибо хотя оно и не ради Христа делается, однако же добро.  Писание говорит: «Во всяком языце бояйся Бога и делаяй правду, приятен  Ему есть» (Деян.10:35).

И, как видим из священного повествования,  этот «делаяй правду» до того приятен Богу, что Корнилию сотнику,  боявшемуся Бога и делавшему правду, явился ангел Господень во время  молитвы его и сказал: «Пошли во Иоппию к Симону Усмарю, тамо обрящеши  Петра и той ти речет глаголы живота вечного, в них спасешися ты и весь  дом твой» (Деян.10:5–6). Итак, Господь все свои божественные средства  употребляет, чтобы доставить такому человеку возможность за свои добрые  дела не лишиться награды в жизни пакибытия. Но для этого надо начать  здесь правой верой в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия,  пришедшего в мир грешныя спасти... Но тем и ограничивается эта  приятность Богу дел добрых, не ради Христа делаемых: Создатель наш дает  средства на их осуществление. За человеком остается или осуществить их,  или нет. Вот почему Господь сказал евреям: «Аще не бысте видели, греха  не бысте имели. Ныне же глаголите – видим, и грех ваш пребывает на вас"  (Ин.9:41). Воспользуйся человек, подобно Корнилию, приятностию Богу дела  своего, не ради Христа сделанного, и уверует в Сына Его, то такого рода  дело вменится ему, как бы ради Христа сделанное и только за веру в  Него. В противном же случае человек не вправе жаловаться, что добро его  не пошло в дело. Этого не бывает никогда только при делании какого-либо  добра Христа ради, ибо добро, ради Него сделанное, не только в жизни  будущего века венец правды ходатайствует, но и в здешней жизни  преисполняет человека благодатию Духа Святого, и притом, как сказано:  «Не в меру бо дает Бог Духа Святого, Отец бо любит Сына и вся дает в  руце Его» (Ин.3:34–35).

Так-то, ваше Боголюбие! Так в стяжании  этого-то Духа Божия и состоит истинная цель нашей жизни христианской, а  молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые  добродетели суть только средства к стяжанию Духа Божиего.

– Как же стяжание? – спросил я батюшку Серафима. – Я что-то этого не понимаю.

–  Стяжание все равно что приобретение, – отвечал мне он, – ведь вы  разумеете, что значит стяжание денег. Так все равно и стяжание Духа  Божия. Ведь вы, ваше Боголюбие, понимаете, что такое в мирском смысле  стяжание? Цель жизни мирской обыкновенных людей есть стяжание, или  наживание, денег, а у дворян сверх того – получение почестей, отличий и  других наград за государственные заслуги. Стяжание Духа Божия есть тоже  капитал, но только благодатный и вечный... Бог Слово, Господь наш  Богочеловек Иисус Христос, уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни  нашей на земле именует куплею, и говорит всем нам: «купуйте, донеже  прииду, искупующее время, яко дние лукави суть» (Лк.19:13, Еф.5:16), то  есть выгадывайте время для получения небесных благ через земные товары.

Земные  товары – это добродетели, делаемые Христа ради, доставляющие нам  благодать Всесвятого Духа. В притче о мудрых и юродивых девах, когда у  юродивых недоставало елея, сказано: «шедше купите на торжищи» (Мф.25:9).  Но когда они купили, двери в чертог брачный уже были затворены, и они  не могли войти в него. Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых  дев знаменует недостаток у них прижизненных добрых дел. Такое разумение  не вполне правильно.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сегодня День памяти Преподобного Серафима, одного из столпов уходящего из жизни Православия...

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened