graf_orlov33 (graf_orlov33) wrote,
graf_orlov33
graf_orlov33

Categories:

«ДУХОВНОЕ СОСТОЯНИЕ русской эмиграции»



Доклад архиеп. Иоанна (Максимовича) ШАНХАЙСКОГО II Всезарубежному Собору РПЦЗ в 1938 г.

Важен вопрос: что представляют в духовном отношении русские за рубежом? Значительная часть выехавших русских за границу принадлежит к тому интеллигентному классу, который в последнее время жил идеями Запада Принадлежа к числу чад Православной Церкви, исповедуя себя православными, люди того круга в своем миросозерцании значительно уклонились от Православия. Главным грехом людей того класса было [то], что они не свои убеждения и уклад жизни строили на учении православной веры, а старались правила и учение Православной Церкви согласовать со своими привычками и желаниями Посему, с одной стороны, они весьма мало интересовались сущностью православного учения, часто даже считая догматическое учение Церкви совершенно несущественным, с другой стороны, они исполняли требования и обряды Православной Церкви, но лишь постольку, поскольку это не мешало их больше европейскому, чем русскому укладу жизни. Отсюда пренебрежительное отношение к постам, посещение храмов лишь на короткое время, да и то для удовлетворения больше эстетического, чем религиозного чувства, и полное непонимание религии как главной основы духовной жизни человека. Многие, конечно, внутренне были настроены иначе, но выявить это вовне, в жизни, не у многих хватало силы духа и уменья В области общественной класс тот также жил идеями Запада Совершенно не уделяя в ней места влиянию Церкви, он стремился перестроить всю жизнь России, особенно в области государственного управления, по западным образцам Посему в последнее время велась особенно ожесточенная борьба с государственною властью, причем необходимость либеральных реформ и демократического устройства России сделались как бы новой верой, не исповедовать которую значило быть отсталым Использовав для борьбы с монархией клевету на царскую семью, широко распространенную по всей России, а также охваченная жаждой власти, интеллигенция довела до крушения императорскую Россию и подготовила путь для коммунистической власти Не примиряясь затем с мыслью о потере так долгожданной власти, она объявила борьбу коммунистам, вначале главным образом из-за нежелания уступить им власть Борьба против советской власти охватила затем широкие круги населения, особенно привлекши молодежь, в горячем порыве стремившуюся воссоздать «Единую, неделимую Россию» ценою своей жизни. Было проявлено много подвигов, запечатлевших доблесть христолюбивого русского воинства Однако русский народ оказался еще неподготовленным к освобождению, и коммунисты оказались победителями.
Интеллигенция частью была уничтожена, а частью бежала за границу, спасая свою жизнь Между тем коммунисты вполне выявили свое лицо и, кроме интеллигенции, Россию покинуло и множество населения других слоев, отчасти спасая свою жизнь, а отчасти идейно не желая служить коммунистам Очутившиеся за границей русские люди пережили большие душевные потрясения В душах большинства произошел значительный перелом, ознаменовавшийся массовым возвращением интеллигенции к Церкви Многие храмы за рубежом наполнены по преимуществу ею Интеллигенция заинтересовалась вопросами духовной жизни и стала принимать активное участие в церковных делах Образовалось множество кружков и обществ, поставивших религиозно-просветитель- ные задачи, члены которых изучают Священное Писание, творения святых отцов и вообще духовную жизнь и богословские вопросы. Многие из них приняли духовный сан.
Однако все те отрадные явления имели и отрицательную сторону Далеко не все, обратившись к вере, восприняли ее во всей полноте православного учения Горделивый ум не мог согласиться с тем, что он до сих пор стоял на ложном пути Начались стремления согласовать христианское учение с прежними взглядами и идеями обратившихся Отсюда появление ряда новых религиозно-философских течений, часто совершенно чуждых церковному учению Среди них особенное распрост ранение получило софианство, которое основано на признании самоценности человека и выражает психологию интеллигенции.
Софианство как учение известно сравнительно небольшому кругу лиц, придерживаются его открыто совсем немногие Но духовно сродни ему значительная часть эмигрантской интеллигенции, ибо психология софианства есть почитание человека, который является не смиренным рабом Божьим, а сам есть маленький бог, не имеющий нужды быть слепо покорным Господу Богу. Чувство тонкой гордости, связанное с верой в возможность для человека жить собственной мудростью, весьма характерно для многих культурных по-нынешнему людей, которые выше всего ставят свои умозаключения и не желают быть во всем послушными учению Церкви, относясь к ней снисходительно-хорошо Благодаря этому Зарубежная Церковь была потрясена рядом расколов, вредящих ей доныне и увлекших в себя даже часть иерархии. То сознание чувства личного достоинства проявляется и в делах общественных, где каждый, хоть немного выдвинувшийся из рядов или думающий, что выдвинулся, выше всего ставит свое собственное мнение и стремится стать вождем Благодаря сему русское общество разделилось на безчисленное множество партий и группировок, непримиримо враждующих между собой и стремящихся проводить именно свою программу, иногда представляющую весьма разработанную систему, а иногда просто призыв идти за той или иной личностью.
Надеясь спасти и возродить Россию осуществлением своих программ, общественные деятели почти всегда упускают из виду, что кроме действий человеческих в исторических событиях проявляется перст Божий Русский народ весь в целом совершил великие грехи, явившиеся причиной настоящих бедствий, а именно клятвопреступление и Цареубийство Общественные и военные вожди отказали в послушании и верности царю еще до его отречения, вынудив последнее от царя, не желавшего внутреннего кровопролития, а народ явно и шумно приветствовал совершавшееся, нигде громко не выразив своего несогласия с ним Между тем здесь совершилось нарушение присяги, принесенной Государю и его законным наследникам, а кроме того, на главу совершивших то преступление пали клятвы предков – Земского Собора 1613 г., который постановления свои запечатлел проклятием нарушающих его.
В грехе Цареубийства повинны не одни лишь физические исполнители, а и весь народ, ликовавший по случаю свержения Царя и допустивший его унижение – арест и ссылку, оставив беззащитным в руках преступников, что уже само собою предопределяло конец...
Таким образом, нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжких грехов, и возрождение ее возможно лишь после очищения от них. Однако до сих пор нет настоящего покаяния, явно не осуждены содеянные преступления, а многие активные участники Революции продолжают и теперь утверждать, что тогда нельзя было поступить иначе.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Перед Революцией богослужения в Храмах проходили в полупустых помещениях. Интеллигенция отреклась от Бога и разлагала народ западническими влияниями. Революция загнала народ обратно в лоно Церковное, но качество веры оставляло желать лучшего. Многие были хоть внешне и благочестивы, но веры почти не знали и не понимали. Такова и была русская эмиграция
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments