graf_orlov33 (graf_orlov33) wrote,
graf_orlov33
graf_orlov33

Category:

ПРАВОСЛАВИЯ РЕВНИТЕЛЮ И РАСКОЛА ИСКОРЕНИТЕЛЮ. СВТ. ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ И СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ РАСКОЛ.



За что же прославляет Церковь Святителя как искоренителя раскола? После Соловецкого и стрелецкого бунтов и безчинства в Грановитой палате Правительство указало принимать против раскольников суровые меры. Надежды последних на восстановление “древнего благочестия” рушились. Но вожди раскола призывают бороться за старую веру до конца... “Мне сие гораздо любо, - пишет протопоп Аввакум, - русская земля освятилася кровию мученическою”. В другом месте – еще более “привлекательно”: “Теперь само Царство Небесное валится в рот”... Неудивительно, что многие ревнители старины не дожидались применения к ним строгих Указов, но сами лишали себя жизни. “О, братия и сестры! радейте, не слабейте… тецыте, тецыте, да вси огнем сгорите; приближися семо, старче, с седыми власы своими, приникни, о, невеста, с девическою красотою” и т.д. Но не все откликались на эту безумную погибельную проповедь. Более “благоразумные” предпочитали скрываться в лесах и других безлюдных местах. Так образовывались раскольничьи скиты, каждый со свое верой, общей для которых была ненависть к Православной Церкви.
Довольно быстро свилось гнездо непослушных в Ростовской земле. В то время, когда число раскольников здесь достигало нескольких тысяч, на митрополичью кафедру в Ростов прибыл св. Димитрий. Он сразу оценил бедствие, нарушившее церковный мир: “Оле окаянных, последних времен наших! Яко ныне св. Церковь зело утеснена, умалена… И уже толь от раскола умали Церковь, яко едва где истиннаго сына Церкви найти: едва бо не во всяком граде иная некая особая изобретается вера, и уже о вере простые мужики и бабы, весьма пути истиннаго не знающие, догматизуют и учат, презревше и отвергше истинных учителей церковных”. Ревнитель Православия начинает вести борьбу с ревнителя- ми буквы. Для ее успеха он просит присылать ему раскольническую литературы, в которой знакомится с духом и характером деятельности “оных душепагубных волков”.
Святитель Димитрий ведет полемику и устно, и письменно. Он произно сит поучения с церковного амвона, беседует и в домашнем кругу как с православными, так и с самими раскольниками. Простым ярким языком он раскрывает пагубную сущность и частные заблуждения отделяющих себя от единства церковного. Вот что говорит святитель о почитании Креста. Для раскольников важен вопрос, какому же кресту покланяться: восьмиконечному или четырехконечному. Приведя свидетельства древних Отцов Церкви о поклонении 4-конечному кресту, св. Димитрий обращает внимание несогласных на то, какой крест они полагают на себе. Чтобы быть последовательными, они должны умудриться креститься на восемь концов. Раскольники учили: “Не прелагай предел вечных… до нас положено и лежи оно так во веки веков” и еще: “подобает христианом умирати за един аз… Велика бо зело сила в сем азе сокровенна”. Для Ростовского архипастыря выше самого обряда – его дух, внутренняя сущность, идейное содержание. Говоря о поклонении иконам, св. Димитрий указывает, что почитаем мы “не доску или вапы, но изображение первообразного”. Раскольники же, почитая только старые и “закоптелые” иконы, а новые только после соответствующего “закопчения” дымом, безумствуют: “Таковые не изображение первообразного почитают, но дым и черноту, грязь и закоптелость”. При этом на такой иконе трудно разобрать само изображение: “Аще вид изображения неявствен – кому кланяться; таковою бо вещию, аще бы кто и диавола изобразил и закоптил, то бы и диавола иный не знаючи почитал и кланялся ему”.
Речь святителя проста, ясна, убедительна; аргументы сильны; аналогии удачны, горячо ревнует о благе Церкви и пасомых. Его миссионерское дело продолжается в Ярославле, потом в Москве. Но оно осложняется историческими обстоятельствами, породившими новые вопросы. Это – реформы Петра I. В его стремлении перестроить старую Русь на западный манер раскольники увидели последнее отпадение от веры и благочестия, зловещие признаки приближения антихристова царства, а сам антихрист ими "опознан" в лице Петра. Естественно и последний еще более ужесточил меры, применяемые к ревнителям обрядовой древности. Они же готовы были за “благочестие” стоять до смерти, не соглашаясь ни на какие нововведения. К таким новшествам относятся приказы царя о перемене покроя платья и особенно о брадобритии. На Руси был распространен религиозный взгляд на бороду. В ней видели образ Божий, ее наличие считалось признаком неповрежденности Православия. Кому хочется потерять образ Божий? Нет, претерпи любые гонения, но бороду отдать можешь только вместе с головой. Свят. Димитрий, узнав о такой ревности, вооружается Словом Божиим и здравым рассуждением. Он спрашивает вопрошавших о брадобритии: “Что отрастет: голова отсеченная или брада обритая? Лучше вам пожертвовать бородой, которая хотя бы десять раз будет снята, отрастет, чем потерять голову, которая раз будет снята, не отрастет никогда, разве буде в воскресение мертвых”. Архипастырь пишет особое “Рассуждение об образе Божии и подобии в человеце” Мысль этого сочинения следующая. Предупреждая читателя, чтобы тот не считал его врагом бороды, святой аргументированно доказывает, почему в брадобритии нет греха. Основания раскольников – в ветхозаветном запрете, но ведь это внешний закон (подобно обрезанию), иго же обрядового закона снято с христиан из язычников (каковыми были русские до Крещения) еще на апостольском соборе. Далее св. Димитрий указывает, что “образ Божий и подобие не в теле человеческом образуется, но в душе, ибо Бог не имеет тела. Бог есть Дух, безплотен и душу созда разумну, безплотну, вечности общницу”. А что есть брада? “Она есть влас нечувствен, излишие человеческаго тела, вещество видимое, осязательное, жизни человеческой ненужное”. Сопоставляя эти два понятия – души и бороды, святитель задает вопрос: “Кого же ради прииде Христос на землю: брады ли ради человеческия, еже соблюсти ю целу, небриему, или души ради человеческия, еже спасти ю от вечныя смерти… Аще души ради, то кое препятствие преставшейся душе от обриенныя брады?” Заблуждаются неистовые лжеревнители, думая, что спасение зависит от бороды. “Аще бы в брадах небриемых и растимых состоялося спасение, то тии токмо спаслися бы, иже имут великия брады. И елико кто имать большую браду, того было бы большее спасение; скодобрадным же человеком было бы и спасение скудное. А иже весьма брадных власов не имеют, тем никая же была бы на спасение надежда. Что бы рещи о младенцах умирающих? Что о женстем полу? Весьма бы тем быти чуждым спасения, яко без брад сущим”. Борода сама по себе не спасет: “Грехи смертныя, души погубляющия, в ничтоже имеют, самым же небрадобритием чают спасени быти. Душу потеряти беззаконием – ничтоже есть, браду же потеряти – грех великий есть, тако стала у них брада вышши души”. Так просто и убедительно решает святитель острый полемический вопрос того времени (подчас актуальный и в наши дни) о значении бороды – “этого честного и благолепного украшения человеческого тела”.
Восполнить устную проповедь свят. Димитрия призван его обширный “Розыск о брынской вере, о учении их и о делах” (брынские леса – один из очагов раскола). В первой части ставится вопрос, права ли вера раскольников. Понятие веры автор определяет так: “того ради и нарицается верою вера, яко верует в то, чесого не видит”, затем указывает объекты веры: Бог, троичность, Воплощение Сына Божия, два естества во Христе, пресуществление Св. Даров в Евхаристии и т.д. У старообрядцев же предметы веры: старая икона, восьмиконечный крест, семь просфор, старые книги, т.е. все видимое и осязаемое, поэтому веру их нельзя назвать правой. Напрасно они исповедуют в Символе веру в Единого Бога, им следовало бы читать: “верую во многих богов”. Далее святитель раскрывает православный смысл почитания креста, икон, говорит о просфорах, старых и новых книгах и т.д. О книгах Ростовский митрополит рассуждает так. И старые, и новые книги учат вере в Единого Бога, исповедуют одни догматы, поучают одним тем же добрым делам. Если в новых книгах и было сделано “пременение некоторых речей, то оно, во-первых, несть пременение вере”, во-вторых, есть не искажение, а необходимое исправление испорченного текста книг. Источник порчи святой находит в переводчиках и переписчиках их. Он приводит такой простой, но в то время спорный пример. В службе на Покров Пресвятой Богородицы находилось тогда в разных книгах отличие: “Твой пречистый омофор паче електора просвещается”, в других: “паче алектора”. Прп. Максим Грек в свое время исправил это место: “паче илектра”, чем возбудил негодование ревнителей буквы. “Посмотрите, - говорит святитель, - кто прав. Електор значит выборщик, алектор – петух, илектр – блеск чистого золота. Скажите, чему приличней уподобить омофор Богородицы: выборщику, петуху или блеску золота?”
Мысль об изменяемости богослужебного текста святитель Димитрий доказывает и историческими примерами. Так, ап. Иаков составил чин Божественной Литургии. Спустя три века свт. Василий Великий сократил и изменил его. Еще большему сокращению подверглась Литургия от руки свт. Иоанна Златоуста. Согрешили ли столпы Церкви? Вообще св. Димитрий находит много обычаев в Церкви, которые “овии временем забвена быша, инии же отнюдь престаша, другия же правила отсекоша”. Подтверждение тому – постановления о браке духовенства, о Евхаристии, о диакониссах и т.п. Святитель хочет уверить раскольников, что изменения В ОБРЯДОВОЙ стороне – явление обычное настолько, насколько и законное. Церковь всегда признавала их как необходимое изменение внешних форм своей жизни. Предполагая возражения со стороны старообрядцев, мудрый архиерей дает ответ и на них. Раскольники считают, что древние русские святые спасались по старым книгам. Но напрасно: многие из них и азбуки не знали, и книг не читали – спасает НЕ БУКВА И КНИГА, а “богоугодное житие”. Далее святитель говорит, что вера “ревнителей благочестия” не стара, т.к. допустила изменение в догматах. Здесь он основывается, в основном, на письмах протопопа Аввакума, который допускал мысли, что Троица имеет три существа, что Христос сошел в утробу Божией Матери не естеством, а благодатью, а по Воскресении Господь сходил во ад вместе с телом и т.д. Например, по поводу последнего лжеучения св. Димитрий восклицает: “Слышите, правовернии, что учитель той безумный бредит; протопопом был, а часов на Светлое Воскресение не читал или, читая, не уразумел, идеже пишется: во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог”, - и дает православное изложение данного догмата.
Что общего между истинными и раскольническими учителями? – спрашивает святитель. "Последние благодати хиротонии не имеют, да и толкования Св. Писания не разумеют, т.к. они простые мужики. Более того, в качестве учителей иногда выступают у них бабы, а какое же учение может преподать баба?" По апостолу, женам учить не подобает. Напрасно, раскольники ссылаются на неученость апостолов, просветив- ших, несмотря на это, весь мир. До апостолов им далеко: “Не книжных собра, но книжных посла, простых и невежей к Себе призва, но умудренных богословцев в концы земные разсла, отверзши им ум разумети Писания”, апостолы благодать от огненных языков получили, а раскольники пока еще нет и т.д.
По поводу слов первомуч. Стефана: Всевышний не в рукотворенных храмах живет (Деян.7.48), на которые ссылались раскольники для отрицания почитания храмов Божиих, автор розыска указывает, что апостол говорит не о христианских, а о “жидовских” храмах, ибо евреи превозносились своим храмом как единственным местом присутствия Иеговы, несмотря на то, что благодать Божия тогда уже оставила их храм. Далее св. Димитрий весьма остроумно рассуждает: напрасно раскольники говорят, что Бог не в бревнах, а в ребрах. Действительно, Дух Божий живет в телах христиан, но только не в раскольнических... Если бы последние были обителью Св. Духа, то Он привел бы их в храм, как сказано о Симеоне Богоприимце: и прииде Духом в церковь. Но раскольники храмы не почитают и на молитву туда не ходят, а, следовательно, и Духа Святого в своих ребрах не имеют. Разбирая основания старообрядцев от Св. Писания, святой удивляется, как одно и то же Божественное Откровение служит одним на пользу, другим во вред. Он делает сравнение: “раскольники от цветов словес Божиих, от них же правовернии и добродетельнии мужие, аки пчелы мед, собирают сладкую души пользу, они от тех Божиих словес, аки пауки, приемлют вред еретичества”. И следуют разъяснения святителя, что в Евангелии надо понимать в буквальном смысле и что в аллегорическом.
Наконец, борец с расколом переходит к разбору дел последователей его. “Как может член, от тела отсеченный, быть живым и действенным, как ветвь, отломленная от виноградной лозы или яблони, может давать плоды?” Подводя добрые дела раскольников под эти категории, Ростовский архиерей находит у них дела противоположные, злые, противные Церкви: самосожжение, чародейство, блуд, самочинная иерархия, ложное причастие и т.д. Об “огненном крещении”, к которому призывал идейный вдохновитель раскола, он пишет: “О, пребеззаконный Аввакум! подвизаеши человеки самих себе вдавати смерти и погибати телесы купно и душами. Зде бо телеса их сгорают, а тамо души их огнь геенский приемлют. Ты обоим смертем их суще виновен, кий ответ Праведному Судии даси за всех, твоим учением и советом погибших?” В конце книги Свт. Димитрий приходит к выводу, что вера раскольников не права, учение их душевредно, и дела их небогоугодны. Еще одно средство святителя Димитрия в борьбе с расколом – поднятие уровня просвещения народа и особенно духовенства. К последнему он пишет пастырские послания, призывает его изучать Слово Божие, жить и служить по Евангелию, чтобы быть на высоте своего положения
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Возобновление Староверства один из сегодняшних проектов Запада, раскалывающих пост-совковое пространство на отдельные кучки грызущихся... Особенно смешно, кто его возглавляет...
==================
Святитель Игнатий Брянчанинов считал Свят. Димитрия помазанным Духом Архиереем. Что в его устах звучало, как высшая возможная оценка для преподавания слова Божия. И действительно это без преувеличения русский Златоуст по глубине, силе и ясности мысли
==================
«У какого царя живем, тому и служим верой и правдой», - говорили турецкие игнат-казаки — старообрядцы. И это называется истинным Христианством? Мдя. Избави меня, Боже, от такое "православия". Завет Некрасова был выполнен - не возвращаться в свою страну при Царях. А вот при антихристовой совецкой власти это уже было можно сделать. - В сентябре 1961 года последние, не вымершие от эпидемий и болезней 215 семей, старобрядцев некрасовцев, покинули Турцию на теплоходе «Грузия», на борту которого родился еще один – Сема Бабаев. Когда теплоход причалил к пристани «Новороссийск», на рельсах казаков уже ждали пассажирские составы, отправляющиеся на Буденновск. Некрасовцев поселили в двух поселках Левокумского района: Кумская Долина и Новокумском. Там они проживают по сей день.
==================
Я бы охотно стал старообрядцем кабы веровал в старинные книги, буквы, тризны, в семипоклонные начала, в бороды, обряды и закопченные иконы на коих ничего не видно... Да еще проблема в том, к какому согласию, секте или толку примкнуть: к скаженной бабки Аграфены из Гари или одноглазому деду Пафнутию...из Верхнего Шивея села. На то, чтобы разобраться какой из 666-ти расколов прав и к какому из них примкнуть просто нету времени. Я уже лучше по Святым Отцам буду жить, чем по мужикам да бабам... Одно время хотел примкнуть к "благоверным" казачкам старообрядцам некрасовцам, тем, что верно и благостно служили в личном конвое у Турецкого Султана (православные то цари все были сплошь антрихристами, а он то нет), да тот околел уже давно, а другого "правоверного" обрезаного владыки да с 3-х тысячным Гаремом в Туреччине не намечается....Зато Казачкам на ту пору удалось спасти свои бороды от обрезания...
Subscribe

  • За что утилизируют постсовков

    Всего в сталинский период по 58-й статье УК и стандартным обвинениям в контрреволюционной, антисоветской деятельности были физически уничтожены…

  • Расчеловечивание тела

    Итак, еще раз про безплатный сыр, который бывает только в мышеловке. То есть – про вакцинацию. Но немного в другом аспекте, чем…

  • Электроприборы Российской империи с 1898 г:

    Электрочайник, кастрюля, подогреватель, духовой шкаф, утюг... После прихода к власти коммунистов эта бытовая кухонная "роскошь" снова станет…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments