graf_orlov33 (graf_orlov33) wrote,
graf_orlov33
graf_orlov33

Categories:

РУССКИЙ ПОЛИТЭМИГРАНТ ДМИТР. САВВИН



К 100-ЛЕТИЮ ПАДЕНИЯ ТРЕТЬЕГО РИМА
Столетие февральской революции в России надвинулось на нас как-то незаметно, и проходит, что характерно, тоже незаметно. Крушение тысячелетней государственности мало занимает внимание российских писателей и публицистов, а про нероссийских, при таких делах, и говорить нечего. Пожалуй, можно было бы и в Латвии пройти мимо этой темы, если бы не один нюанс: вирус, разрушивший в свое время Россий скую Империю, вполне способен изувечить современную Европу. И времени на размышления, скорее всего, осталось немного.
+ + +
Мы все — по крайней мере, те из нас, которые имеют наглость причислять себя к числу людей образованных — знаем тот стандартный набор причин, которым объясняется обычно генезис Февральской Революции 1917 года. Отсутствие Конституционных свобод и Конституции, парламе- нтского представительства, земельный вопрос, национальный вопрос… Нежелание последнего Императора что-либо менять… И вот, по результатам всего этого, народные массы как поднялись-поднялись, как размахнулись-размахнулись — и закончилась ненавистная Монархия. По объективным, так сказать, причинам.
Но при боле внимательном рассмотрении становится очевидным, что все эти ""объективные причины"" с реальностью не пересекаются примерно никак.
Во-первых, никакой народ Монархию не свергал. Так называемая февральская Революция протекала по сценарию классического дворцового Переворота, разыгранного по классическим же, с XVIII века еще известным, схемам высшей аристократией и другими лицами высшего полета. И в этом — коренное отличие Февраля от событий 1905-1908 годов, которые, действительно, можно классифицировать как попытку Революции.
Причем Революция эта хотя и провалилась, но к определенным — и весьма существенным — результатам привела. И — это уже во-вторых — так или иначе привело к решению большинства вопросов, перечисленных выше в списке ""объективных"" причин Февральской Революции 1917 года.
Права и свободы? Весь ""пакет"" этих свобод был гарантирован Манифестом от 17 октября 1905 года. Свобода собраний, свобода слова, свобода совести — все это уже было дано. Да, не всегда последователь- но, не всегда, так сказать, в полном объеме — но было. И примерно на том уровне, который наблюдался тогда в других ведущих европейских державах. И уж точно можно сказать, что такого уровня реальной свободы, который существовал в период 1905-1917 годах, в России никогда не было ни до, ни после.
Конституция? Манифест от 17 октября по факту и являлся Конституций. Да, в России не имелось официальной изданной книжечки с соответс- твующей надписью на обложке, но едва ли ее отсутствие что-то меняло. Великобритания по сей день не имеет Конституции в виде единого документа — и ничего, как-то справляются.
Парламентское представительство? В том же 1905-м начала работу Государственная Дума. Да, про нее можно сказать много всякого, но карманной она никогда не была, как не была пустой формальностью ее деятельность.
Земельный вопрос? Это уже ближе к реальности. Но и он начал успешно решаться благодаря столыпинской реформе.
Национальный вопрос? Как минимум, давление было уже не столь мощным, как на пике политики русификации. К тому же сам по себе этот вопрос никак не мог привести Российскую Империю к полному крушению.
Список можно продолжить, но пока обойдемся этим. Выходит странное. Объективных причин как будто нет, а Революция и последующий крах Империи — есть.
Но, разумеется, это лишь по видимости. Объективная причина была, причем такая, что она перевесила и реальные свободы, и экономический рост, и столыпинскую колонизацию. Россия проиграла одну, но решающую, битву. Битву ... за умы.
Из дня сегодняшнего это кажется нелепым, но факт: к концу XIX столетия марксизм и социализм были в России абсолютным интеллектуальным мейнстримом. Императорские университеты, профессора которых украшались знаками высших орденов Империи и осыпались царскими милостями, были марксистскими университетами. А профессора эти — марксистами. Социализм называли ""верой наших отцов"" без кавычек и совершенно всерьез. Революция считалась неизбежной и благотворной. Героями были декабристы, народники, а потом — народовольцы и эсеры, а до них всех — Стенька Разин и Пугачев.
Именно эти идеи транслировались с Университетских кафедр. И именно на этих идеях воспитывались не дворники и землепашцы, не путиловские рабочие, а императорские чиновники, будущие ученые и учителя, писатели и журналисты. Как впоследствии написал Иван Лукьянович Солоневич: ""Я обучался в Санкт-Петербургском Императорском университете. Нас обучали по преимуществу марксизму"".
А вот что он писал о причине целых двух революций 1917 года: ""Делала революцию почти безымянная масса русской гуманитарной профессуры, которая с сотен университетских и прочих кафедр вдалбливала русскому сознанию мысль о том, что с научной точки зрения Революция неизбежна, революция желательна, революция спасительна. Подпольная деятельность революционных партий опиралась на этот массив почти безымянных профессоров. Жаль, что на Красной Площади, рядом с мавзолеем Ильича не стоит памятник ""неизвестному профессору"". Без массовой поддержки этой профессуры — Революция не имела бы никакой общественной опоры. Без поддержки придворных кругов она не имела бы никаких шансов"".
Без учета этих фактов невозможно понять много не просто странного, но самоубийственно-безумного в жизни Российской Империи второй половины XIX века. Революционерку, стрелявшую в императорского чиновника, оправдывает императорский суд… Профессора и писатели стоя аплодируют террористам (которые себя именно так и называли — террористами), но считают неприличным поддерживать знакомство с полицейскими чинами… Политическая ссылка начинает напоминать курорт, но все возмущаются ею как ""зверством""… Жалкую горстку революционеров-бомбистов, к тому же, более-менее известную ""ненавистной Охранке"", ловят годами — и никак не могут поймать… Почему?
Только лишь потому, что интеллектуальное общество, воспитанное в революционно-марксистском духе, было абсолютно уверено, что прав- да — на стороне революционеров. И потому даже царские чиновники, выполняя свой долг, ощущали себя ""сатрапами-держимордами"", которые умучивают ""народных"" героев. И даже борясь против террора, и даже отрицая Революцию, они жили с ощущением того, что они борются на обреченной на поражение стороне, а возможно, даже и на стороне неправой…
Революция стала неизбежной вовсе не потому, что имелись какие-то неразрешимые экономические или политические проблемы. Таких проблем как раз не было. Революция стала неизбежной потому, что она давно уже победила В СОЗНАНИИ образованной части русского общества. Русская интеллигенция на протяжении нескольких поколений поклонялась революции, как божеству, и ждала ее, как землю обетованную. Император Николай II мог дать права, свободы, землю — и, в той или иной мере, он их дал. Но он не мог вычистить из мозгов марксистскую пропаганду, которую туда закачивали на протяжении десятилетий.
К чему это привело, известно.
И тут можно было бы поставить точку, но история, увы, не закончилась.
Коммунисты не забыли, какую роль в их успехе сыграл вышеназванный ""неизвестный профессор"". И уже в XX столетии Грамши разработал основы концепции, которая в правых кругах известна как культурный марксизм. В практическом смысле, она является ничем иным, как повторением той схемы, которая в XIX столетии была реализована в России. Для того, чтобы коммунистические идеи утвердились в обществе, они должны утвердиться в Культуре, в сознании интеллигенции. А для того, чтобы это произошло, левым необходимо захватить сферу образования и вообще всю академическую среду.
И эта схема активно реализовывалась, сначала в Европе, а потом — и в США (разумеется, при активной, где-то тайной, а где-то и явной, поддержке СССР). События 1968-го года стали первым, очевидным для всех, переломом. Постепенно, метр за метром, левые захватывали академическое пространство, а кампусы превращались в приюты марксистов, маоистов, троцкистов и прочих им подобных форм жизни. И не будет преувеличением сказать, что сегодня в ряде западноевропейских стран левые фактически монополизировали гуманитарное образование. Во многом схожее положение также и в Соединенных Штатах. Правда, сегодня эта публика чаще называет себя либералами, но едва ли это многое меняет, если набор ценностей у них один в один соответствует Манифесту Коммунистической партии 1848 года.
Безпокоиться не о чем? Пустые страхи? Праворадикальные страшилки? Может быть, может быть… Только вот тоже самое говорили, например, про Достоевского его прогрессивные современники. А ведь он с пророческой точностью предсказал то, что случилось с Россией.
Восточная Европа и, в частности, Латвия сейчас наименее подвержены марксистскому и крипто-коммунистическому влиянию — сказывается, так сказать, историческая ""прививка"". Однако действие ее не безконечно, и сегодня самое время поразмыслить над печальным российским опытом. Государства могут рушиться в силу разных причин — экономических, политических, социальных и т.д. Но иногда корень бед коренится исключительно и только в общественном сознании, которое становится враждебным государству. Когда интеллигенция превращается в раковые клетки, разрушающие национальный организм, а система образования — в фабрику по воспроизводству этих клеток. И если вовремя не пресечь процесс их распространения, то потом метастазы удалить будет уже нельзя...
В Латвии, кстати, в этом направлении думать начали уже давно — дискуссии о проверке лояльности педагогов тому подтверждение. И то, что думают — это, конечно, радует. Но очень бы хотелось, чтобы проблема анализировалась глубже и масштабней — и выводы были соответственными.
В противном случае, есть риск лечения рака анальгином. Как человек, выросший на руинах своей исторической Родины, могу засвидетельствовать: это плохо помогает. С психологической подоплекой Революции все ясно: сначала на небывалую высоту поднимается авторитет Науки и социальных идей, и одновременно дискредитируется в обществе Церковь, Монархия и русские традиции... Когда перелом в сознании произошел - дело сделано. Государь именно потому и отрекся, что видел в целом состояние духа своего народа....топить в крови ЭТО БЫЛО БЕЗПОЛЕЗНО....Восстанавливать, то, от чего все мысленно уже отреклись?
Subscribe

  • Мученик Евстратий

    10 АПРЕЛЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ СОВЕРШАЕТ ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО МУЧЕНИКА ЕВСТРАТИЯ ПЕЧЕРСКОГО, УМУЧЕННОГО ИУДЕЯМИ При нашествии…

  • Идёт подготовка...

  • Пасха Христова в Ливадии

    Кинохроника в цвете: Император Николай II христосуется в в Итальянском дворике Ливадийского Дворца. Крым, 6 апреля 1914 года.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments