graf_orlov33 (graf_orlov33) wrote,
graf_orlov33
graf_orlov33

Categories:

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА ПРОТИВ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ



В Советское время восстания крестьян, которые прокатились по всей России,выдавали за борьбу с "антонщиной" и "недобитками колчаковских банд",и "всякого кулацкого отребья". На самом деле восстания не имели никакого отношения к антоновцам или колчаковцам. А.Т. Твардовский писал о Сибирском крестьянском восстании 1921 года: «…Что-то вроде пугачёвского бунта у нас в 1921 г. Антоновщина, о которой у нас много писали, – не идёт ни в какое сравнение с восстанием зауральских, сибирских мужиков. О нём в наших историях ни слова. И причина этого отчасти загадочна, отчасти ясна: масштабы восстания ни с чем не сравнимы. И особенности восстания таковы, что его не подведёшь под знак кулацкого, эсеровского восстания, хотя и кулаки, и особенно эсеры, когда это восстание разгорелось, конечно, примкнули к нему. Но восстание против Советской власти началось как крестьянское, мужицкое и охватило огромную территорию от казахстанских степей до Салехарда. Они Тобольск сорок дней держали в своих руках! Причём вооружены были в основном пиками, огнестрельного оружия было у них мало, но и с пиками они брали и захватывали пушки и пулемёты. И тем уже вооружались».
-----------------------------------------------—
После поражения Белого Движения на Алтае устанавливается Советс кая власть с жёсткой централизацией, сопровождаемая террором, насилием с подчинением центру. Население Алтая оказалось вновь под жестоким давлением Советской власти. Власть сразу стала жёстко и порой жестоко регламентировать и контролировать деятельность Православной Церкви и священников. Местными органами власти священники проверялись на лояльность к Советам. Отец Пётр был священником церкви Михаила Архангела села Голубцово только один год (1920), дальнейшая судьба его неизвестна.

Церковным служащим советские органы предписывали согласовывать свои действия с местными ревкомами и сельскими советами. В сельских церквях изымались уцелевшие после партизанской войны метрические книги. Но так как регистрация рождений, браков, смертей при местных ревкомах ещё не была создана, в отдельных местностях Алтайской губернии священникам было временно возвращено право регистрации. Возвращены метрические книги. Из-за отсутствия учителей Алтайские губернские власти предписывали органам народного образования на местах привлекать к преподаванию школьных предметов «служителей культа, отказавшихся от своего духовного звания». При этом преподавание Закона Божия отменялось.

После ухода белых из Сибири и Алтая распоряжения высших органов советской власти вновь потребовали непомерного напряжения сил простого народа. Приказами сверху была создана так называемая трудармия с целью восстановления разрушенной экономики и помощи Красной Армии. Была объявлена насильственная мобилизация женщин – врачей, военных, железнодорожных специалистов, специалистов энергетики.

В Сорокино, например, были взяты на учёт пофамильно все каменщики, кузнецы, шорники, молотобойцы, столяры. Шла насильственная мобилизация лошадей у населения. В отряде ЧОН, действовавшего в Заринском районе под руководством «Анатолия» (Ворожцова), было специальное подразделение по реквизиции лошадей у крестьян. Тяжким грузом легла на плечи крестьян продразвёрстка. Алтайская губерния была основным поставщиком продовольствия для голодающих центра России. Крестьянам Алтая органами советской власти определялись непомерно высокие планы поставки продовольствия для молодой революционной республики. Алтайский губком давал указания при заготовке хлеба «применять реквизиции». Это означало, что карательные органы забирали насильственно у крестьян последнее.

Вот один из карательных документов той поры – Распоряжение Алтайгубисполкома о продразвёрстке Мариинской Волости – 14.08.1920 г. (сохранены революционно-канцелярский стиль документа): «Ввиду острого мирового кризиса Республика масляная продразвёрстка выполняется ничтожным образом. Требую прекратить милиции закрытие масляных заводов, арестовывая виновных. Выполнение масляной развёрстки действуйте общей агентурой вооружённой силой наряду одновременным выполнением хлебной, мясной развёрстки. Никаких послаблений. Сообщайте каждые 5 дней о ходе работ, количестве арестованных, конфискованных коров. Губпродкомиссар Гольдин».
Недовольные политикой советской власти крестьяне отказывались убирать хлеб для Красной Армии. Об этом свидетельствует очень красноречивое постановление 1 чумышского кавалерийского полка 5-й Армии: «… Возбуждался вопрос о немолоченном хлебе красноармейцев. Постановили: В виду того, что восстание крестьян произошло осенью во время уборки хлеба и поэтому весь хлеб остался на поле и был сырым сложен в клади, поэтому требуется немедленная уборка, в противном случае с наступлением оттепели хлеб сгниёт и в виду того, что общества отказались помогать в уборке хлеба, семьям красноармейцев, говоря, что вы получаете жалованье, и мы вас в ряды Красной армии не посылали, а вы шли добровольно, поэтому просим Вас освободить нас на известный срок для обмолотки хлеба, или дать на общество распоряжение, чтобы намолотили нам хлеб за плату немедленно».

В 1920-1922 гг. восстание крестьян на Алтае против политики Советской власти происходили повсеместно. Но самое значительное из них по масштабу и жестокости произошло в Сорокинском районе. В январе 1921 года на пленуме губкома ВКП(б) начальник губчека докладывал, что в Сорокинском районе «началось восстание крестьян, крестьяне идут без оружия стеной на продотряды».

На борьбу с восставшими были брошены в первую очередь карательные органы "диктатуры пролетариата", но на деле большевистской диктатуры террора и насилия Алтайской губернии – части особого назначения (ЧОН). Затем им на подмогу пришла действующая Красная Армия – десятая кавалерийская бригада, которая направлялась с кавказского фронта в Монголию против барона Унгерна. По пути бригада получила приказ подавить антисоветский мятеж на Алтае.

Партийные и карательные органы страны придавали многочисленным крестьянским выступлениям политическую окраску, объявляя руководителями этих восстаний священников и монахов. Так, руководителем Сорокинского восстания крестьян была объявлена настоятельница Барнаульского Богородице-Казанского женского монастыря игуменья Мариамна (Фролова). Её арестовали и приговорили к расстрелу, но приговор был заменён десятью годами заключения, расстреляли её в марте 1938 г.

Трагические дни сорокинского восстания, которое произошло в празд- ник Крещения Господня, описывает в своих воспоминаниях участник карательного отряда Губчека: «Восставшие кулаки, священники, купцы и всякая другая вражеская сволочь считали, что они ушли от возмездия органов советской власти, чрезвычайной тройки в районе. Чрезвычайным уполномоченным назначен по указанию Ворожцова («Анатолия») Мукин Андрей Антонович… Арестовали повстанцев, представляли их к наказанию революционным судом. Арестованные участники восстания не доводились до волостных троек. Они сельским активом во время конвоирования были порублены. И могила их была одна – среднекрасиловский крутой ров».
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments