graf_orlov33 (graf_orlov33) wrote,
graf_orlov33
graf_orlov33

Category:

«ДУХ ГОСПОДЕНЬ ИСПОЛНИ ВСЕЛЕННУЮ» (Прем. 1:7)



Некогда Бог обещал послать Своего Духа Святого к людям, говоря чрез пророка Иоиля: «Излию от Духа Моего на всяку плоть» (Иоил. 2: 28). Потом чрез про­рока Исайю Он говорил израильтянам: «Наложу Дух Мой на племя твое» (Ис. 44: 3). Теперь уже исполни­лось сие обещание, ибо Он уже не однажды послал в мир Духа Своего Святого, но явил Его самыми разнооб­разными способами. В первый раз Дух Святый показался в виде голубя, когда Иисус крестился в водах Иорданских, как свиде­тельствует о сем святый евангелист Матфей: «И крестився Иисус, взыде абие от воды, и се отверзошася Ему не­беса, и виде Дух Божий сходящ, яко голубь» (Мф. 3: 16). Во второй раз Дух Святый показался в облаке, ког­да преобразился Христос, о чем повествует тот же еван­гелист Матфей: «И облак светел осени их» (Мф. 17: 5). В третий раз Дух Святый показал Себя в ветре, ког­да наполнил дом, в котором пребывали Апостолы.
Об этом говорит св. Апостол Лука в Деяниях так: «Бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и ис­полни весь дом, идеже бяху седяще» (Деян. 2: 2). В четвертый раз Он показался в огненных языках, когда сошел на Апостолов. Об этом в Деяниях Апостоль­ских мы читаем следующее: «Явишася им разделени языцы, якоже огненни, седе же на едином коемждо их, и исполнишася вси Духа Святаго» (Деян. 2: 3, 4)….

В настоящем поучении я хочу вашему благочестию предложить: почему Дух Святый показывался миру в разных видах: то в виде голубя, то в облаках, то в вет­ре, то в огненных языках? Прежде же всего я молю Тебя, Дух Святый! Я знаю, что Ты поистине добрый Учитель, ибо Сам Хри­стос Спаситель возвестил о Тебе Своим Ученикам, гово­ря: «Утешите- ль же Дух Святый, Его же послет Отец во имя Мое, Той вы научит всему» (Ин. 14: 26). Приди же ныне, Дух Святый, в мое сердце, попали невещест­венным огнем все мои грехи и научи меня, невежду, го­ворить истину, да и «аз поведаю имя Твое братии моей и посреде Церкве воспою Тя». Вас же, возлюбленные слушатели, я прошу о прилежном слушании. Дух Святый явился в образе голубя по многим при­чинам: во-первых, потому что святая Церковь, то есть, верующие христиане, называется голубицею, как гово­рит о ней Дух Святый в Песни песней. «Востани и прийди, ближняя моя, добрая моя, голубице моя» (Песн. 2: 10); во-вто- рых, потому что голубь — не хищ­ная птица, но простейшая и не имеющая в себе лести. Сам Христос, Спаситель наш, наставляя учеников Своих, говорит: «Будите убо мудри, яко змия, и цели, яко голубие» (Мф. 10: 16). Посему и Дух Святый обыкновенно пребывает в тех, кто имеет сердце простое и смирен­ное, а не лукавое и коварное. Августин говорит: «Дух Святый явился голубицей, чтобы хотящий быть освя­щенным духом был как голубица, не имеющая лести. Кроме того, Дух Святый явился в виде голубя потому, что чрез богомыслие мы возлетаем на высоту, как не­когда возопил Псаломник: «Кто даст ми криле, яко го­лубине, и полещу, и почию?»» (Пс. 54: 7). Спрошу же я тебя, блаженный Давид! Скажи мне, куда ты хочешь лететь на этих голубиных крыльях? «В жилища небесныя, — отвечает он, — с Богом водворитися». Об этих дворах тот же Давид в другом месте говорит: «Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни. Сердце мое и плоть моя возрадовастася о Бозе живе» (Пс. 83: 2, 3). Наконец, Дух Святый явился в виде голубя еще и пото­му, что на крыльях Своих Он переносит тех, кто жела­ет поселиться в жилищах Небесных. Метафраст в житии святой мученицы Марии пишет так: «Когда она страда­ла за Христа, тогда показалась голубица с золотым вен­цем, летающая над ней». Значит, для того явился Дух Святый в виде голубя, чтобы всякому верующему дать венец жизни Вечной, который обещал дать Христос вся­кому верующему, говоря: «Буди верен до смерти, и дам ти венец живота» (Апок. 2: 10). В облаке же на Фаворе Дух Святый явился потому, что и Сам Бог некогда в древности показался Моисею в облаке, как пишется о сем в Исходе: «Сниде Господь во облаце» (Исх. 34: 5), а Дух Святый и есть Тот же Бог, который явился некогда и Моисею Пред кончиною света придут на землю Илия и Этюх; Антихрист убьет их, и после убиения тела их будут лежать непогребенными три дня, но потом Бог вос­кресит их, и они взойдут на небо облаком, как говорит о сем св. Иоанн Богослов в Апокалипсисе: «Взыдоша на небо на облацех» (Апок. 11: 12). Потому, значит, Дух Святый явился в облаке, чтобы мы на этом облаке мог­ли взойти на небо. Облако изливает из себя дождь и ок­ропляет землю, ибо влажный пар, который подымается на земле от воды, и вверху остается облаком влажным и водяным, о котором Псаломник говорит: «Темна во­да во облацех воздушных» (Пс. 17: 12); впоследствии эта вода превращается в дождь и падает на землю. По­добно сему и Дух Святый явился в облаке, чтобы излить в сердца наши дождь благодати Своей, как говорит апо­стол Павел: «Любы Божия излияся в сердца ваша Ду­хом Святым, данным вам» (Рим. 5: 5). Воблаке рождаются громы и молнии, ибо когда влажное и студеное облако объемлет сухой и теплый воздух, то последний ищет места, которым мог бы вый­ти из противного ему облака; он сражается с облаком, и оттого происходят громы; потом же эта сухая пара за­жигается, и оттого получаются молнии; наконец, та же сухая пара, зажегшись, ниспадает из облака на землю, отчего происходит треск, стрелы молний и пожары. В иносказательном же смысле громами и молнией назы­ваются церков- ные учители, ибо как молния своим бле­ском прогоняет темноту и как гром устрашает людей, так и учители церковные своею проповедью разгоняют тьму человеческих грехов и устрашают грешных людей, напоминая им Вечное мучение, ожидающее грешников за их согреше- ния. Так, например, Псаломник называет Учителей молнией, говоря: «Осветиша молния Его все­ленную» (Пс. 76: 19), а в Апокалипсисе святый Иоанн Богослов называет учителей громом: «Глаголаша седьмь громов гласы своими» (Апок. 10: 3), ибо все Пастыри и Учители своим проклятием убивают злых и непослуш­ных, подобно тому, как устрашает и убивает гром. Та­ков был апостол Павел, когда сказал: «Иже не любит Господа нашего Иисуса Христа, да будет проклят: маранафа» (1 Кор. 16: 22). Посему и явился Дух Святый в облаке, ибо как облако производит гром и молнию, так и Дух Святый соделывает Пастырей и Учителей... Показался Дух Святый еще в ветре, ибо ветер есть такое явление, которое развивает плевелы от чистой пшеницы. Плевелами называют- ся грешники, а пше­ницею и добрым семенем — все праведники, как в одном месте было сказано Христу: «Господи, не доб­рое ли семя сеял еси на селе Твоем? Откуду убо имать плевелы?» (Мф. 13: 27). Дух Святый разлучает плеве­лы от чистой пшеницы, то есть, грешников от правед­ников. Доброй пшеницей были Ной и жена его, ибо они жили благочести- во; прочие же все были плевела­ми, ибо жили беззаконно. Посему и разлучил Дух Святый плевелы от пшеницы, то есть, Он спас Ноя, жену его, сыновей и жен сынов его от потопа; прочие же все плевелы, то есть, грешников, Он потопил все­мирным потопом. Доброй пшеницей был Лот, жена его и две дочери его, жившие благочестиво; все же содомляне были плевелами, ибо не имели они в сердцах своих страха Божия... Посему Дух Святый и отлучил плевелы от доброго семени. Лота с женой и двумя до­черями Он вывел из Содома, а всех содомлян погубил смрадным огнем. Возлюбленные слушатели! Вот вы видите, как за отеческое благочестие, то есть, Ноево и Лотово, спаслись сыновья и дщери; и ныне, если кто почитает сво­их родителей, тот получает от Бога великие блага, а именно: изобилие в дому, а впоследствии и изобилие Вечное, Небесное, как говорит о сем Иисус Сирахов: «Яко сокровищест- вует, прославляяй матерь свою» (Сир. 3: 4). Далее, такой человек будет иметь честь и от сынов своих, согласно слову того же Сираха: «Почитаяй отца, возвеселится о чадех» (Сир. 3: 5). Потом, если он о чем молится Богу, о здравии ли, о счастьи, молитвы его будут услышаны Богом, согласно сему: «В день мольбы их услышаны будут». Кроме того, такой человек будет в сей жизни счастлив и долголетен, как говорит об этом заповедь Божия: «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земли», и еще: «Прославляй отца долгоденствовати будет» (Сир. 3: 6). Такой будет еще и славен пред все­ми и на земле, и на небе, согласно следующим словам: «Слава человеку от чести отца его» (Сир. 3: 11). Род его также будет долговечным, ибо «благословение от­чее утверждает домы чад» (Сир. 3: 9). Если он впадет и в какое-либо несчастие или случится с ним печаль, то он скоро освободится от них, как говорит о сем Писание: «Милость отча не забвена будет, и в день скорби твоея воспомянетися» (Сир. 3: 14). Он спо­добится и очищения от грехов, ибо почитающий отца очистит грехи: якоже тает лед от зноя, сице растают греси его» (Сир. 3: 15). Наконец, он не только благо­словен будет Богом на земле, пока только живет, но и по смерти на Страшном Суде Христовом он услышит сей пресладкий глас: «Приидите, благословенний Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложе­ния мира» (Мф. 25: 34). Но пора уже возвратиться снова к нашему поло­жению...
Смотри же на себя всякий человек, не земля ли ты? Ибо так сказал Бог Адаму: «Земля еси, и в зем­лю пойдеши». Когда Дух Святый приходит в сердце человеческое подобно ветру, врывающемуся в пещеру земную, и потрясает ту землю, то есть, человека, то наставляет его к покаянию, сердечному сокрушению и ко всякому благочестию. О сем и Псаломник молил­ся Богу, говоря: «Дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50: 12). Бог некогда поставил близ рая херувима с пламен­ным оружием, чтобы он охранял путь к древу жизни. Раем же называется и церковь, Матерь наша, ибо в кни­ге Бытия мы читаем следующее: «Яко насади Бог рай на востоце» (Быт. 2: 8). То же можно сказать и о святой истинной Восточной Церкви, которую Дух Святый охра­няет так, как говорит Псаломник: «Не воздремлет, ни­же уснет храняй израиля» (Пс. 120: 4). В огненных языках Дух Святый сошел для того, что­бы дать Апостолам речь огненную, поелику слово Божие называется огнем, как пишется в Апокалипсисе об Энохе и Илии: «Огнь исходит из уст их, и пояст враги их» (Апок. 11: 5). Когда и Василий Великий проповедовал слово Божие, тогда святый Ефрем видел огонь, исходя­щий из уст святого Василия. Такими-то огненными сло­вами и попаляется терние греховное. Называется огнем еще и любовь, ибо Господь наш есть «огнь поядаяй», а огнь сей есть любовь всесовершенная, согласно словам святого Иоанна Богослова: «Бог любы есть, и пребываяй в любви в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает» (Евр. 12: 29; 1 Ин. 4: 16). Сошел в огне Дух Святый для того, чтобы утвердить святых Апостолов в любви. Посему-то блаженный Павел и говорит всем нам: «Ходите в любви, якоже и Христос возлюби нас и Себе предаде за ны» (Еф. 5: 2). В Ветхом Завете Бог часто показывался в огне: Мо­исею Он показался в купине огненной; Израиля вывел из Египта в землю обетованную в виде столпа огненно­го ночью; закон Израилю дал на горе Синайской в огне дымяще мся; Даниилу показался Бог на престоле огнен­ном. Посему и Дух Святый показался в виде огненных языков, ибо Он есть Тот же Бог, который и в древнос­ти показывался в огне. Напоследок можно сказать, что и Христос с огнем придет судить живых и мертвых, ибо Псаломник гово­рит: «Огнь пред Ним возгорится, и окрест Его буря зельна, призовет небо свыше и землю рассудити люди Своя» (Пс. 49: 3, 4). Пред Вторым пришествием Христовым вся Вселенная будет искушена огнем; будут тогда гореть и небо, и земля, и все стихии, как говорит Апостол Петр: «Земля же и яже на ней дела сгорят»; в другом же месте он говорит, что «небеса жегома разорятся, стихии же опаляеми растаются» (2 Пет. 3: 10, 12). И будет тогда земля чиста как стекло, воды как кристалл, а небеса будут тогда еще прекраснее и величественнее, чем ныне. Вот что говорит святый Иоанн Богослов в Апокалипсисе: «Видех небо ново и землю нову; первое бо небо и земля первая преидоша, и моря несть ктому» (Апок. 21: 1). Потому и Дух Святый показался в огнен­ных языках, как имеющий едино Божество со Христом, Сыном Божиим. Возлюбленные слушатели! Вам еще потребно знать и то, для чего это Мать наша, святая Церковь, не име­ет обычая приносить в Храмы зеленых деревьев ни в какие другие Праздники, кроме Сошествия Святого Ду­ха. Этим она дает понять, что Дух Святый сходит только на тех, которые так же процветают в доброде­тели, как деревья в листьях, согласно словам Псаломника: «Праведник яко финике процветет» (Пс. 91: 3). Сам Христос Спаситель наш увещевает нас, говоря: «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет, и Отец Мой возлюбит его, и к нему прийдем и обитель у него со­творим» (Ин. 14: 23). На того же, кто пребывает во грехах, не сходит Дух Святый, поелику Самим Богом нам сказано: «Не пребудет Дух Мой в человецех сих, зане суть плоть» (Быт. 6: 3). В этом заключается пер­вая причина. Затем сие делается для того, чтобы показать, что никто не бывает достойным принятия благодати Божией, кроме тех, которые смирением уподобляют себя ли­стьям, падающим с деревьев, почему Псаломник и го­ворит: «Кто яко Господь Бог наш на высоких живый и на смиренныя призираяй?» (Пс. 112: 5, 6). Далее, сие делается для того, чтобы мы знали, что благодаря Сошествию Святого Духа святая Церковь, Мать наша, подобно дереву расцвела различными листь­ями, то есть, разными ликами праведников, как-то: дев­ственниками, Учителями, Мучениками, Исповедниками, Преподобными и пустынниками, о чем уже давно про­рочествовал Осия: «Процветут яко цвет, и прострет корение свое яко дубрава, и будет яко маслина плодови­та» (Ос. 14: 6, 7). Когда св. Апостол Петр проповедал слово к народам иерусалимским, то на всех слушающих его учение сошел Дух Святый, как читаем об этом в Деяниях Апостоль­ских: «Глаголющу же Петру глаголы сия, нападе Дух Святый на вся слушающыя слово его» (Деян. 10: 44). О, Христе, Боже наш! Подай и нам благодать Твою; ниспошли ныне Духа Твоего Всесвятого на нас и на всех предстоящих людей Твоих, чтобы, воспринявши Его в сердца свои, мы все единодушно воспели: «Видехом свет истинный, прияхом Духа Небеснаго», которому со От­цем и Сыном подобает честь и поклонение во веки ве­ков. Аминь.
Subscribe

  • ПРИСПОСОБИВШИЕСЯ

    Иванов-Разумник Разумник Васильевич 1943г. О погибших в советских тюрьмах и ссылках писателях рассказывать хоть и горько, но…

  • Полууголовная ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ТОРГСИНА

    Сверкающие зеркала, услужливые продавцы, немыслимое изобилие товаров, свезенных, казалось бы, со всего света… Именно такими в…

  • Как мирянину можно спастись

    Преподобный Паисий (Величковский) Советую вам прилежнее читать Божественное Писание и учение святых и Богоносных Отцов наших,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments