graf_orlov33 (graf_orlov33) wrote,
graf_orlov33
graf_orlov33

Category:

ПО ТВОРЕНИЯМ СВЯТ. ТИХОНА ЗАДОНСКОГО


◄ ЧТО ЕСТЬ ХРИСТИАНИН ►

Величие христианина, что рожден от Бога и чадом Божиим называется

За великое благо люди почитают рожденными быть от Царя, и называ ться чадом Царским: но Христианам великая честь быть от Бога, и называться чадом Божиим. Сему удивляется Апостол святый, и со удивлением глаголет: «Видите, какую любовь дал Отец нам, да чада Божия наречемся, и есмы» (1Ин. 3, 1 и 2).
Почему и молятся христиане Богу, как Отцу своему, и един глас к Нему возносят: «Отче наш, Иже еси на небесех», и проч. Истинные христиане тесный союз и общение имеют со Отцем и Сыном Его Иисусом Христом, глаголя: «общение наше со Отцем и Сыном Его Иисусом Христом» (1Ин. 1, 3).
В истинных христианах, яко в храмах одушевленных, обитает любезно Небесный Бог, Отец и Сын и Святый Дух. О сем глаголет Господь: «аще кто любит Мя, слово Мое соблюдает: и Отец Мой возлюбит его; и к нему приидем, и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). Что сей души честнее и благороднее может быть, в которой Бог Триипостасный любезно и благодатно обитает?
Дети от отца рождаются: так и христиане, люди обновления и сыновья Божии по благодати, рождаются от БОГА. «Елицы прияша Его (Христа, Сына Божия), дал им область чадом Божиим быть, верующим во имя Его. Тем, которые не от крови, не от похоти плотской, ни от похоти мужской, но от Бога родились» (Ин. 1, 12 и 13). Дети рождаются от семени отчаго; христиане рождаются ВОДОЮ и СВ. ДУХОМ, СЛОВОМ БОЖИИМ и ВЕРОЮ. «Восхотев породил нас словом истины» и проч. (Иак. 1, 18). «Как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова живаго Бога, пребывающего во веки» (1Пет. 1, 23).
Дети от отца по плоти рождаются: христиане рождаются от Бога по Духу. «Рожденное от плоти, плоть есть: и РОЖДЕННОЕ ОТ ДУХА, дух есть» (Ин. 3, 6). В детях примечаются свойство и подобие отчее: так и в христианах должны наблюдаться свойства и подобия Отца Небесного; должны и они быть СВЯТЫ, БЛАГИ, МИЛОСЕРДНЫ, КРОТКИ, ТЕРПЕЛИВЫ, и проч. Почему говорится им: «по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всем житии вашем. Ибо написано есть: будьте святы, потому что Аз свят» (1Пет. 1, 15 и 16). «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерден есть», и проч. (Лк. 6, 36).

Бога Отцем называть и иметь и быть Его чадами, это воистину великое преимущество христианское и умом непостижимое. Кто бы всю мира сего славу и вся сокровища ни во что вменить не захотел, чтобы сие преимущество получить, если здраво разсудить? Сие преимущество представляет Апостол верным и со удивлением глаголет им: «видите, какую любовь дал Отец нам, будем называться и будем чадами Божьими» (1Ин. 3, 1).

Христианин есть раб Божий. Раб того ради называется рабом некоего господина, коли работает ему, волю его творит и угождает ему: так и христианин ради того называется рабом Христовым, что работает Ему, волю Его творит и угождает Ему. Господин не признает за верного раба своего того раба, который воли его не творит: так же точно Христос не признает того христианина за вернаго Своего раба, который ЗАПОВЕДЕЙ Его не исполняет. «Что Мя зовете Господи, Господи, и не творите, яже глаголю вам» (Лк. 6, 46).
Кто волю Божию творит и верою последует Аврааму, отцу верных,– чадо Авраама есть, также последовательно Божие чадо и раб Божий есть; а кто диавольскую волю в дела его злых творит, диавольский раб есть. Да не прельщаешься, христианин, нося имя христианское без жития христианскаго. Ложно христианство без дел христианских, и такому христианину ничего не дает, но сугубую принесет пагубу.

Подобает учиться премудрости у Учителя нашего Христа, когда хотим быть учениками Его, то есть христианами. Христианин есть не иное что, как ученик Христов. Почему с самого начала христиане назывались «учениками», как читаем в Деяниях Апостольских (Деян. 6, 1 и 2;9,1; 11, 26 и 29). Коли мы учениками Христовыми называемся, то неотменно должны мы у Него учиться, чему же? тому, чему Он словом и делом учит: иначе напрасно и учениками называемся, если не учимся. Ученик у учителя своего учится тому, чему он учит. Смотри, христианин, учишься ли у Христа христианской мудрости, без которой всякая мудрость буйство есть. Учишься правильно и красно говорить: но учишься ли от Христа праведно и красно жить? Учишься естество вещей познавать, землю размерять, звезды считать: но учишься ли немощь твою и бедность естества своего познавать, краткость дней твоих измерять и грехом растленное сердце твое испытывать? Учишься по-французски, по-немецки, по-итальянски говорить, но учишься ли по-христиански жить? Когда нет того, то знай, что все твое тщание суетно есть, и мудрость твоя безумие есть, и ничего тебе не воспользует, ниже сотворит тя блаженным, хотя тем и утешаешься.

ПРИЗНАКИ УЧЕНИКА ХРИСТОВА
Надо всякому, кто хочет в царство Божие внити, знамение иметь на душе своей, что он есть Христов. Без которого нет никому в оное место входа... Я тебе апостольское учение представляю; он нам ясно объявляет знамение истинных христиан: «те, кои Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 25). А в другом месте глаголет: если кто духа Христова не имеет, тот не Его» (Рим. 8, 9). Вот тебе знамение Христова и не-Христова человека. Разсуждай обоих, и себя испытывай, распинаеши ли плоть свою со страстями и похотями, или последуешь прихотям плоти твоей; дух ли Христов имеешь, или дух мира сего, земная мудрствующий.

Христианин есть и священник и жертва, а жертвенник сердце

«Жертвенник», на котором благоугодную Богу жертву приносят христиане, есть СЕРДЦЕ, ВЕРОЮ во Христа очищенное от скверн мира сего. «Храм» есть состав души и тела, в котором жертву сию заколают и возносят. «Нож» есть меч духовный, сиречь, глагол Божий, которым заколают духовную сию жертву. «Огонь», которым сожигают ее, есть любовь Божия. «Священники» сами суть, по писанному: «сотворил есть нас цари и иереи Богу Отцу Своему Иисус Христос» (Апок. 1, 6). Удивления достойная вещь! Иудеям когда приносили жертву, потребен был храм, потребен жертвенник, потребна жертва, потребен огнь, потребны были иереи, и проч. У христиан не так. Сами иереи, сами храм, сами жертвенник, сами с душами и телесами жертва, внутрь огонь носят и меч глагола Божия: «сами, как живые камни зиждут из себя храм духовный, священство святое, чтобы возносить жертвы духовные, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1Пет. 2, 5).

Христианин есть дом Божий и жилище Духа Святого

Христиане это жилища Божии, как об этом свидетельствует Писание. «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим», глаголет Христос (Ин. 14, 23). И Апостол: «разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1Кор. 3, 16). И опять: не знаете ли, что тела ваши храм, живущаго в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои» (1Кор. 6, 19). И вновь: «вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них, и буду им Бог, и они будут Моим народом» (2Кор. 6, 16). И в прочих местах о том свидетельствуется. О, коль велико есть и сие христиан преимущество, что они суть жилища Пресвятыя Троицы, и храм Бога живаго!.. Сие не иное что, как «царствие Божие внутри себя имеете» (Лк. 17, 27). Блаженно и любезно то сердце, которое сие небесное сокровище сподобилось стяжать.

Христиане суть члены Христовы

Христиане члены Христовы, по слову Апостола: «потому что мы члены тела Его, от плоти Его, и от костей Его» (Еф. 5, 30). И опять к верным Коринфянам глаголет: «не весте ли, яко телеса ваша удове Христовы суть?» И паки: «вы есте тело Христово, и уди от части» (1Кор. 12, 27). Колико сие есть быть живым удом тела Христова и иметь себе Главу пренебесную – Христа! Сие же соединение верных со Христом, яко удов со главою своею, разумеется таинственное и духовное.

Христианин соединен со Христом, как тело с главой, а друг с другом, как члены

Истинные христиане со Христом, духовно соединены, как тело с головой ... Но как со Христом, так точно и друг с другом, словно единаго тела члены и одну единую Главу – Христа имеющие, соединены все христиане. Отсюда последственно такая должность требуется от христиан друг к другу.

Христианин как член тела, где глава Христос, не может СВОЮ ВОЛЮ творить, но как Глава

Христианин, не имеющий послушания к Главе – Христу, не находится в едином теле Церкви Христовой

Христиане отсечены и отторжены суть от Христа и церкви Его святой, которые Ему послушания не показуют, но по своим прихотям живут. Уды бо своей главе повинуются, но другаго тела главе не повинуются. Напр. Петрова тела уды не делают того, что Павлова голова задумает и захочет: яко Петровы уды не соединены с Павловою головою. Тако, который христианин не чинит послушания Христу, свидетельствует о себе, что он отторгнулся от Христа, и не есть истинный и живый уд церкве Его святыя, но есть уд мертвый, и как «розга изсохшая и отсеченная от лозы» (Ин 15, 6). Хотя и имя Христово исповедует, и в церковь с верными ходит и прочия дела творит (3:368–369).

Как розга на лозе, так ХРИСТИАНИН соединен со Христом

Что лоза и розги между собою суть: тое Христос и христиане суть между собою. Розги с лозою суть соединены: тако христиане со Христом суть духовно соединены. Розги от лозы сок приемлют, и плод творят: тако христиане от Христа силу живительную добронравия и ДОБРОДЕТЕЛЕЙ приемлют, и плоды ДОБРЫХ ДЕЛ рождают. На розгах хотя и видится плод, лозе приписуется: тако хотя христиане и приносят плод добродетелей, однакож Христу Сыну Божию приписуются оне. Розги сами в себе без лозы не могут плода творить: тако христиане без Христа ничего не могут творить. Розги отребляются и очищаются от делателя, чтобы больший и лучший плод приносили: тако христиане от небесного Отца НАКАЗУЮТСЯ, да множайший и приятнейший плод добродетелей принесут. Розги вне не красны, но внутрь добрый и приятный сок и плод содержат: тако христиане вне не красны, презренны, но внутрь добры; не красно говорят, но красно живут. Розги, чим более плодами обременяются, тем более к земле приклоняются и низпущаются: тако христиане, чим более добрых дел творят, тем более СМИРЯЮТСЯ. Розги плод творят ради делателя; тако христиане добрыя дела творят по слову небесного Отца, от Котораго всякое добро происходит (4:41).

Христианин со Христом СТРАДАЕТ и прославляется

Когда глава страждет, то и все телесные уды ей состраждут: тако со Христом пострадавшим должно и христианам в мире зде страдать, должно с посмеянным Христом посмеянными быть, с поруганным поруганными быть; словом, со Христом, понесшим крест, КРЕСТ свой нести и Ему последовать. Когда глава прославляется, то и уды телесныя тоежде славы приобщаются; тако с прославленным Христом прославятся и духовные уды Его – христиане во царствии Его (4:42–43).

Если христиане – члены одного тела, то должны помогать друг другу;

а без этого не могут жить и быть истинными христианами

Видишь, что в едином составе тела вси члены между собою суть любовны, мирны, друг другу помогают: рука руке и прочиим удам помогает; нога ноге и прочиим; глаз глазу и прочиим; ухо уху и прочиим помогают. Тако имеются «истинные христиане», которыми Христос Сын Божий, Глава их, управляет. Они между собою любовны, мирны, кротки, друг другу помогают, и друг друга пользуют всяко, то есть духовно и телесно: когда един бедствует, другой ему тщится помощи; когда един нищетствует, другий нищету его «дополняет»; когда един неможет, другий тому служит; когда един страждет, другий ему состраждет и соболезнует; когда един колеблется и бедствует в вере, другий его подкрепляет; когда един малодушествует и изнемогает, другий его утешает и руку помощи подает и прочая. Ибо и они друг другу суть уды, едину преблагословенную Главу имущии Христа, по словеси Апостола: «мнози едино тело есмы о Христе: а по единому друг другу уди» (Рим. 12, 5). Сие научает тя любовь иметь ко всем, по увещанию Апостола: «любовию работайте друг другу» (Гал. 5, 13) (2:43–44).

Что члены в теле, тое христиане между собой суть. Члены телесные составляют тело: тако христиане составляют тело духовное. Члены в теле суть соединены, и суть едино тело: тако христиане суть соединены духовно, и суть едино духовное тело. Члены в теле соединяются и связываются жилами: тако христиане соединяются и связуются ВЕРОЮ, ДУХОМ и ЛЮБОВЬЮ. Члены в теле не делают друг другу вреда: тако христиане не должны друг другу обиды и вреда делать. Члены в теле суть мирны и согласны между собой: тако в христианах должен быть МИР и СОГЛАСИЕ. Члены в теле друг другу помогают, друг друга защищают: тако христиане должны друг другу ПОМОГАТЬ, друг друга ЗАЩИЩАТЬ. Когда один член страждет в теле, то и прочие члены ему состраждут: тако и христиане, когда христианин какий страждет, должны ему сострадать, должны плакать с плачущими. Члены в теле друг друга не презирают, друг на друга не гордятся: тако христиане не должны друг друга презирать, друг на друга гордиться. Члены в теле вси суть в равном достоинстве: тако и христиане о себе думать должны. Члены друг друга предостерегают от находящего зла, как-то: очи видением, уши слухом, ноги бегством и проч.: тако христиане должны друг друга предостерегать: иной словом, иной советом, иной страхом, иной молитвою. О всем составе телесном глава печется и промышляет: тако о всем духовном Своем теле глава – Христос печется и промышляет. Тому слава во веки, аминь! – Видишь, христианине, что суть христиане, и какая между ими должна быть любовь, мир, согласие, милосердие, сострадание и проч. Разсуждай убо, надлежиши ли ты до святаго сего ОБЩЕСТВА. О первых христианах пишется: «Народу веровавшему бе сердце и душа едино» (Деян. 4, 32) (4:43–44).

Христиане – братья между собой, должны любить и МОЛИТЬСЯ друг за друга

Бог христианам «един Отец»; следственно они суть братия между собою, яко единаго Отца имущии. Должны христиане, яко братия духовные, любовь между собою имети. Друг за друга к Богу молитися, и аки един глас от сердца испущати к небесному своему Отцу: «Отче наш!». «Научает сим, глаголет святый Златоуст на сие слово, общую за братию творити молитву. Не глаголет бо: Отче мой, но «Отче наш», – за общее тело возсылать молитвы, и не свою только пользу, но и ближняго смотрети везде». Когда христиане суть братия о Бозе, то вси едину честь и славу в сем имеют, «вси», глаголю, господа и раби, славные и неславные, богатые и нищие, сановитые и подлые, яко братия; и того ради не должны друг друга презирать, яко «вси едино суть о Христе Иисусе» (Гал. 3, 28). «Тако, глаголет святый Златоуст на сие место, неравенство от нас выводит, и великое царя с нищим равночестие показует» (3:106).

Достоинство христианина в том, что Христос называет их братьями
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments