graf_orlov33 (graf_orlov33) wrote,
graf_orlov33
graf_orlov33

Category:

СВЯТИТЕЛЬ ИОАНН ЗЛАТОУСТ О ИМЕНИ БОЖИЕМ КАК НАШЕМ ОРУЖИИ



«Свято и страшно имя Его (Пс. 110:9), т. е. вполне достойно удивления. Если же таково имя Его, то не тем ли более существо Его? А как имя Его свято и страшно? Его страшатся бесы, боятся болезни; ЭТИМ ИМЕНЕМ Апостолы исправили всю Вселенную; его употребив вместо оружия, Давид поразил иноплеменника; им совершено множество великих дел; им мы совершаем священные таинства. Таким образом представляя, сколько чудес совершает имя Его и сколько благодеяний, как оно поражает противников и укрепляет своих, размышляя о делах, превосходящих обыкновенный порядок вещей и превышающих человеческое разумение, он говорит: СВЯТО И СТРАШНО ИМЯ ЕГО. Если же оно свято, то для прославления его нужны уста святые и чистые".
«Апостолы были посланы для того, чтобы передать то, что слышали, ничего не прибавляя от себя, чтобы и мы наконец уверовали. Во что же уверовали? Во имя Его (Ин. 1, 12). Мы не должны исследовать сущность Его, но веровать во имя Его, так как ОНО ТВОРИЛО чудеса. Во имя Иисуса Христа, — говорит Петр, — востани и ходи (Деян. 3,6.). Оно и само требует веры, И НИЧЕГО ИЗ ЭТОГО НЕЛЬЗЯ ПОСТИГНУТЬ РАЗУМОМ».
«Хвалите имя Господне (Пс. 112,1). Что значит это прибавление «имени»? Оно особенно выражает расположение говорящего; но указывает и на нечто другое. На что же именно? На то, чтобы ИМЯ ЕГО ПРОСЛАВЛЯЛОСЬ через нас, чтобы оно было хвалимым и посредством нашей жизни. Оно достохвально по самому существу своему; но Бог хочет, чтобы и в нашем образе жизни сияла эта похвала. А чтобы тебя убедить в этом, выслушай следующее: Буди имя Господне благословенно отныне и до века (Пс. 112, 2). Что говоришь ты? Разве оно не благословенно, хотя бы ты и не молился? Видишь ли, что он говорит не о том благословении, которое присуще Богу и принадлежит Ему существенно, а о том, которое воздается Ему людьми?».
«Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему даждь славу (Пс. 113, 9). Не для нас, говорит, не для того, чтобы нас сделать более славными и знаменитыми, но чтобы известной стала сила Твоя. А имя Его как тогда прославляется, когда Он защищает и помогает, так и тогда, когда мы живем добродетельно и блистаем своим поведением. И как добродете льной жизнью нашей оно прославляется, так, напротив, порочной жизнью хулится».
«Да исповедятся имени Твоему великому, яко страшно и свято есть. Всякое ИМЯ БОЖИЕ ВЕЛИКО, потому что имена Бога надобно понимать соответственно Его славе. Если, например, Он называется Владыкой, то не в том смысле, в каком это название употребляется у нас; если именуется Царем, то царское достоинство в Нем должно представлять иначе [чем в земных царях]. Впрочем, велико то имя Божие, которым Он Сам Себя назвал, когда на слова Моисея: «Се, аз пойду к сыном израилевым и реку к ним: Господь Бог евреев посла мя к вам: и аще вопросят мя, что имя Ему, что реку к нимъ? — отвечал ему: Тако речеши сыном израилевым: Сый посла мя к вам (Исх. 3, 13-14). Этому страшному и святому имени пророк и повелевает исповедаться. Указанное имя, говорит пророк, страшно и свято: страшным представляй его для врагов, т. е. демонов, почему они избегают и его призывания, а святым признавай для святых, потому что они ОСВЯЩАЮТСЯ НЕ ИНАЧЕ как ЧЕРЕЗ ИМЯ ХРИСТА».
«Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли т. е. удивительно в высшей степени. Где те, которые исследуют существо Божие? Если пророк, упомянув имя Его, так удивился, что пришел в изумление, то какое извинение могут иметь те, которые говорят, будто они знают существо Божие, тогда как пророк не мог знать даже того, как удивительно имя Его? ЯКО ЧУДНО ИМЯ ТВОЕ! Этим именем разрушена смерть, связаны бесы, отверсто небо, открыты двери рая, ниспослан Дух, рабы сделались свободными, враги — сынами, чужие — наследниками, люди — Ангелами. Что я говорю: Ангелами? Бог стал человеком, и человек стал богом; небо приняло естество земное, и земля приняла Сидящего на херувимах среди воинств Ангельских; отнято средостение, разрушена преграда, соединено разделенное, рассеян мрак, воссиял свет, поглощена смерть. Представляя все это и гораздо более этого, пророк говорит: Яко чудно имя Твое по всей земли! Где теперь сыны иудейские, безстыдно отвергающие истину? Охотно желал бы я спросить их, о ком говорится это. Скажут: о Вседержителе? Но имя Его не было чудно по всей земле, как свидетельствует и Исайя, когда говорит: Вас ради присно имя Мое хулится во языцех. Если же служившие Ему были виновниками хулы на Него, то как же оно было чудно? Что оно чудно по существу своему, это несомненно; между людьми же оно тогда у многих не было чудно и даже подвергалось презрению. Но теперь не так: когда пришел Единородный Сын Божий, тогда имя Его везде стало чудным вместе с Христом. От восток солнца и до запад, — говорит пророк, — имя Мое прославися во языцех (Мал. 1, 11); и еще: на всяком месте фимиам приносится имени Моему, и жертва чиста: вы же сквернисте е (Мал. 1, 11-12); и другой: исполнися вся земля ведения Господа (Ис. 11,9). Видишь ли, что все это сказано о Сыне? ЕГО ИМЯ СДЕЛАЛОСЬ ЧУДНЫМ по всей земле».
«Что же значит: Мене не воспросите ничесоже (Ин. 16,23)? Вы не будете нуждаться в посреднике, но довольно будет произнести только имя, чтобы получить все. Аминь, аминь глаголю вам, яко елика аще чесо просите от Отца ВО ИМЯ МОЕ, даст вам (Ин. 16,23). Показывает силу Своего имени, так как [апостолы], не видя и не прося Его, но только называя Его имя будут иметь великую цену у Отца. Когда же так было? Тогда, когда они говорили: Призри на прещения их и даждь рабом Твоим со всяким дерзновением глаголати слово Твое и творить во имя Твое чудеса, и подвижеся место, идеже бяху (Деян. 4,29-31). Доселе не просисте ничесоже во имя Мое (Ин. 16,24). Этим опять показывает, что Ему лучше отойти, так как до того времени они ничего не просили, а тогда получат все, о чем ни попросят. «Хотя Я уже не буду вместе с вами, вы не думайте, что вы оставлены: имя Мое даст вам большее дерзновение»».
«Есть у нас духовные заклинания — имя Господа нашего Иисуса Христа и сила креста. Это заклинание не только изгоняет дракона из своего логовища и ввергает в огонь, но даже исцеляет раны. Если же многие, хотя и произнесли [это заклинание], но не исцелились, то это произошло от маловерия их, а не от безсилия ПРОИЗНЕСЕННОГО ИМЕНИ; точно так многие прикасались к Иисусу и теснили Его, но не получили никакой пользы, а кровоточивая жена, прикоснувшаяся не к телу, но к краю одежды Его, остановила долговременные токи крови. Имя Иисуса Христа страшно для демонов, страстей и болезней. Итак, станем им украшаться, им ограждаться».
«И все, — говорит, — еже аще что творите словом или делом, вся во имя Господа Иисуса Христа, благодаряще Бога и Отца тем (Кол. 3,17). Если мы будем так поступать, то там, где призывается Христос, не найдется ничего мерзкого, ничего нечистого. Ешь ли, пьешь ли, женишься ли, отправляешь ся ли в путь, — все делай во имя Божие, т. е. призывая Бога на помощь. Берись за дело прежде всего помолившись Богу. Хочешь ли что произнес ти? Поставь это наперед. Потому-то и мы в своих письмах впереди поставляем имя Господа. Где имя Господа, там все благополучно. Если имена консулов скрепляют грамоты, то тем более имя Христово [...] Дивно и велико имя Его. Призывай Сына, благодари Отца: призывая Сына, ты призываешь и Отца, а благодаря Отца благодаришь и Сына. Будем учиться исполнять это не одними словами, но и делами. Этому ИМЕНИ НЕТ НИЧЕГО РАВНОГО; оно всегда дивно: Миро излиянное, — говорится, — имя Твое (Песн. 1,2). И кто произнес его, тот вдруг исполняется благоухания. Никтоже может рещи Господа Иисуса, точию Духом Святым (1 Кор. 12,3). Вот как столь много совершается этим именем. Если слова «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» ты произнес с верою, то ты все совершил. Смотри, сколько ты сделал: ты воссоздал человека и произвел все прочее в таинстве Крещения. Таким же образом это страшное имя владычествует и над болезнями. Этим именем обращена Вселенная, разрушено тиранство, попран Диавол, отверзлись Небеса. Но что я говорю «Небеса»? Этим именем возрождены мы и, если не оставляем его, то просияваем. Оно рождает и Мучеников, и Исповедников. Его должны мы держать, как великий дар, чтобы жить в славе, благоугождать Богу и сподобиться благ, обетованных любящим Его».
+ + +
Subscribe

  • ПРИСПОСОБИВШИЕСЯ

    Иванов-Разумник Разумник Васильевич 1943г. О погибших в советских тюрьмах и ссылках писателях рассказывать хоть и горько, но…

  • Полууголовная ИСТОРИЯ СОВЕТСКОГО ТОРГСИНА

    Сверкающие зеркала, услужливые продавцы, немыслимое изобилие товаров, свезенных, казалось бы, со всего света… Именно такими в…

  • Как мирянину можно спастись

    Преподобный Паисий (Величковский) Советую вам прилежнее читать Божественное Писание и учение святых и Богоносных Отцов наших,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments