graf_orlov33 (graf_orlov33) wrote,
graf_orlov33
graf_orlov33

Category:

СВЯТЕЙШИЙ ПАТРИАРХ ТИХОН, ХАРАКТЕР ЕГО ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВАЯ ЧАСТЬ

(По личным воспоминаниям)



Второй ПЕРВОИЕРХ РПЦЗ Митр. Анастасий (Грибановский)

Одним из первых законодательных актов Советской власти было издание Декрета об отделении Церкви от государства с лишением Ее прав на владение имуществом. При ярко выраженном антирелигиоз- ном настроении нового правительства первая основная реформа скорее была выгодна для Церкви. Если последняя лишилась отныне всякой защиты и поддержки со стороны государства, зато приобретала полную свободу в устроении своей внутренней жизни. Новое независимое положение только возвышало Ее авторитет в глазах Народа, возненавидевшего безбожное правительство с первого дня его появления у власти. Всякое сближение и сотрудничество с ним только унижало бы достоинство Церкви, как показал впоследствии пример живоцерковников и обновле нцев, связавших свою судьбу с новым революционным порядком, которому они пытались дать религиозное оправдание. Права, присвоенные Патриарху как возглавителю Русской Церкви, сравнительно были невелики, но он был Председателем всех трех главных органов Высшего Церковного Управления — Собора, Священного Синода и Высшего Церковного Совета, что открывало для него возмож- ность широкого влияния на все отрасли церковной жизни вообще. И если, однако, наш церковный корабль сохранил свою устойчивость в столь бурное время и благополучно переплыл все подводные рифы, встречавшиеся на его пути (это безумие - прим.), то этим в значительной степени обязан личному характеру своего нового Кормчего, указанного ему свыше. Патр. Тихон до его избрания на свой высокий престол не принадлежал к тем ярким церковным светилам, имена которых невольно обращали на себя общее внимание и были известны всей России.
Как и почивший Митр. Владимир — первый священномученик Русской Церкви (который выбросил из Синода царское кресло - прим.) — он не блистал внешними дарованиями, какие могли бы выделять его из ряда других иерархов; «вся слава его была внутрь», по слову Псалмопевца. Главною отличительною особенностью духовного облика Святейшего Тихона было именно целомудрие в древнем употреблении этого слова, т. е. гармоническая цельность духа. Нет сомнения, что Святейший Патриарх почерпнул эту цельность духа из родной ему псковской почвы, насыщенной издавна русским народным духом, и из крепкого быта духовной среды, из которой он вырос всем своим нравственным существом; но удивительно то, что он сумел пронести ее не только чрез все стадии своей последующей жизни, не утратив ее даже в Северной Америке (где он провел первые 10 лет своего самостоятельного епископского служения), так легко обезличивающей людей, и наконец вознес ее с собою на высоту Патриаршего престола, оставшись верным ей до конца своих земных дней. Скромность сказывалась у него везде — и в его внешних манерах, и в складе его безыскусственной речи, и в способе обращения с людьми, и в простоте его домашнего обихода. Хотя по свойственному ему смирению Святейший Тихон не любил выка- зывать своих лучших чувств вовне, но его паства внутренним чувством ощущала всю силу и глубину его пастырской любви. Осиротевшие после падения Царского Трона русские люди УВИДЕЛИ В НОВОМ Патриархе своего ЕДИНСТВЕННОГО истинного ПЕЧАЛЬНИКА И ЗАЩИТНИКА и подлинно как к отцу устремились к нему со всею силою своей сыновней любви и преданности; волны этих народных чувств притекали к нему со всех концов России. Всюду, где он ни появлялся, народ теснился вокруг него в огромном количестве. Храмы, где он служил, были переполнены. Его первое посещение Петрограда превратилось в настоящее триумфаль ное шествие. Оно привело в движение буквально весь город. Экипаж, в котором он ехал, едва мог двигаться среди бесчисленного множества людей разных возрастов и положений, заполнивших улицы столицы. Тысячи взоров были устремлены на него в то время, как он непрестанно на все стороны благословлял свою паству. Все заранее хотели видеть в нем второго Гермогена, образ которого невольно восставал в это время в народной памяти из глубины минувших веков.
Историческая судьба Патриарха Тихона действительно заставляла сближать его жизнь со страдальческим подвигом Святейшего Гермогена, но по личному своему характеру он напоминал гораздо более Святейшего Иова — первого Патриарха Всероссийского, чем его знаменитого преемника. Летописцы изображают Святейшего Иова как мужа благообразного, «украшенного благочестием и благочинием», кроткого нравом и мягкосердечного, который никого не оскорблял и никогда не превозносился своим достоинством. Таков был приблизительно и облик Святейшего Тихона. Патр. Тихон уже при самом вступлении на престол оказался пред лицом враждебной ему бунтующей революционной стихии (которую он, кстати сам вызвал из бездны - прим.). Последняя яростно наступала на него не только как на главу Русской Церкви, стоявшую на пути ее разрушитель- ных стремлений, но и как на живое олицетворение русского национального единства и символ древней Святой Руси, воскресавшей в его лице.
Между тем ему предстояло еще укрепить свой авторитет среди известной части духовенства и особенно иерархии, успевшей отвыкнуть от Патриаршей власти в течение двухсотлетнего Синодально го управления в нашей Церкви. Никакая поддержка со стороны верующего народа не была бы достаточна для него, если бы он не опирался прежде всего на епископов, тесно объединявшихся вокруг него как своего Главы и духовного Вождя. Простота его домашнего быта доходила до таких пределов, что казалась некоторым излишней и даже неудобной в положении Главы Русской Церкви. Его старались убедить в том, что отныне он лицо историческое — хочет ли, не хочет он этого, что ему необходимо поэтому создать вокруг себя такую внешнюю обстановку, какая соответствовала бы его высокому сану. Для этого ему нужно было увеличить штат служащих при нем лиц, установить более строгий и официаль­ный порядок при приемах, завести нарочитые записи всех его служений, выездов, произносимых им речей и т. д., как это мудро делалось в Древней Руси, которая увековечи ла для нас даже список кушаний, подававшихся за патриаршим столом в разные дни церковного года; при помощи этих ценных исторических документов нам очень легко восстановить ныне полную картину деятельности и домашней жизни первых Патриархов.
Свят. Тихон, однако, остался верен себе и своим правилам блюсти простоту и скромность во всем. Он ни в чем не изменял внутреннего строя своей жизни, сравнительно с тем временем, когда был Митрополитом Московским (он им был всего несколько месяцев - прим.) и решительно отказался завести у себя даже тронный зал, существующий у всех Восточных Патриархов.

---------------------------------------------

Советский народ за это же самое любит и Сталина - за его единственную потертую шинелишку, единственные рваные сапоги и безденежье...
Subscribe

  • За что утилизируют постсовков

    Всего в сталинский период по 58-й статье УК и стандартным обвинениям в контрреволюционной, антисоветской деятельности были физически уничтожены…

  • Расчеловечивание тела

    Итак, еще раз про безплатный сыр, который бывает только в мышеловке. То есть – про вакцинацию. Но немного в другом аспекте, чем…

  • Электроприборы Российской империи с 1898 г:

    Электрочайник, кастрюля, подогреватель, духовой шкаф, утюг... После прихода к власти коммунистов эта бытовая кухонная "роскошь" снова станет…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments