graf_orlov33 (graf_orlov33) wrote,
graf_orlov33
graf_orlov33

ВОСПОМИНАНИЯ тов. Об.Прок. Святейшего Синода кн. Н.Д. ЖЕВАХОВА


ГЛАВА 56. ПАСТЫРИ И ПАСТВА РОССИЙСКИЕ




Мы видели уже из предыдущего, что иерархи были склонны объяснять всякого рода нестроения в Церковной жизни то внешними причинами, разумея под ними Синодальную систему, то внутренними, связывая их со свойствами самой паствы, оторванной от Церкви, безверной и безрелигиозной. Но это неверно. Формы всегда неодушевлены, жизненно только содержание. И никакая форма не способна убить Духа, если он есть. И те, кто имел его, те не только являли его, но и одухотворяли других.
Синодальная система, как я уже неоднократно указывал, явила целый сонм Подвижников, причтенных к лику Святых Православной Церкви, целый ряд выдающихся Церковных Деятелей, из коих ни один не жаловался на тот гнет и оковы рабства, о которых стали говорить в России лишь с момента общего революционного брожения, заразившего и некоторых Иерархов, вторивших общим крикам о “свободе”.

Нет, нестроения в церковной ограде нужно искать совершенно в другом месте, и я частично уже отметил их, когда говорил о взаимоотношениях между официальной и неофициальной Церковью, между Епископами и монахами, между образованным классом и духовенством.

Авторитет духовенства в России действительно БЫЛ НЕВЫСОК, но вызывалось это явление не безверием и безрелигиозностью Русского Народа, А КАК РАЗ НАОБОРОТ, его ПОВЫШЕННЫМИ религиозными требованиями, НЕ НАХОДИВШИМИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ со стороны русского духовенства в массе.
“Богоискательство” – чисто русское явление, рожденное именно на этой почве религиозной неудовлетворенности и одиночества духовного.

Авторитет духовенства И НЕ МОГ БЫТЬ ВЫСОКИМ при той кастовой организации, какая если не исключала, то во всяком случае сильно затрудняла доступ в его среду представителей других сословий. Причины этого последнего явления сложны, и я не буду их касаться, однако тот факт, что состав русского духовенства был ограничен рамками кастовой к нему принадлежности, а между “духовными” и светскими учебными заведениями стояла непроходимая стена, чрезвычайно резко отражался на его общем уровне. Можно сказать больше того. За последние 25-30 лет перед революцией служение Церкви в России сделалось как бы привилегией для детей церковных причетчиков, зажиточных крестьян и мещан, потому что даже дети бедного духовенства, в особенности городского, получали обыкновенно образование в светских учебных заведениях и не шли по стопам отцов, а устраивали свою будущность на разных поприщах государственной и общественной деятельности.
В связи с этим и Епископат пополнялся преимущественно представите- лями мало тронутого культурой русского простонародья. Такие иерархи, не соприкасавшиеся вовсе с интеллигенцией и не знавшие ее вплоть до Епископской хиротонии, открывавшей им доступ в чуждую для них среду, относились к последней не только ОТРИЦАТЕЛЬНО, но часто даже ВРАЖДЕБНО. Воспитанные на началах ОППОЗИЦИИ “дворянству”, как к таковому, в специфической обстановке домашнего очага, а затем в условиях семинарского быта, русские иерархи в большинстве случаев не только не умели ПРИБЛИЗИТЬ К СЕБЕ ПАСТВУ, но и не желали ЭТОГО и не собирались входить в более тесное общение СО СРЕДОЙ, чуждой им и по рождению и по воспитанию.

Из смиренных и простых крестьянских и псаломщицких детей, зачастую с добрыми навыками и наклонностями, они ЧРЕЗВЫЧАЙНО БЫСТРО превращались в ГОРДЫХ И НАДМЕННЫХ Владык, воспринимали почести и славу, ПРЕСЫЩАЛИСЬ ЧЕСТОЛЮБИЕМ и ограничивали свою задачу служения народу лишь совершением ТОРЖЕСТВЕННЫХ богослужений или подписыванием консисторских бумаг. Но духовная жизнь паствы, общие церковно-государственные задачи протекали не только вне поля их зрения, но и ВНЕ ПОЛЯ ИХ РАЗУМЕНИЯ. Это были духовные сановники, неудачно КОПИРУЮЩИЕ ГУБЕРНАТОРОВ и генерал-губернаторов, бравшие от своей паствы все и ВЗАМЕН НИЧЕГО ЕЙ НЕ ДАВАВШИЕ.

При таких условиях верующие люди по необходимости должны были искать удовлетворения своих духовных запросов в других местах, и неудивительно, если наталкивались на тех, кто эксплуатировал их веру.

О темноте русского народа и его религиозном невежестве, о гордости и надменности русской интеллигенции и особенно ее аристократии писалось и говорилось так много, что потребовались бы томы для того, чтобы опровергнуть ту ложь, которая скрывалась за этими писаниями и разговорами. И однако в области своей религиозной жизни ни один народ в мире не проявлял столько смирения, столько пламенной веры, столько уважения к достойным представителям духовенства, как русский народ.
Значительно выше был общий духовный уровень низшего духовенства и особенно подвижников монастырских и сельских священников, между которыми встречались выдающиеся представители, фактические держатели веры русского народа и его подлинные воспитатели. Эти последние, разумеется, не только никогда не жаловались на какие-то “системы” церковного управления, но даже не замечали своего архиерея или игумена монастыря, ибо их начальниками были не Синод и епископ, не обер-прокурор или секретарь консистории, а их вера, страх Божий, сознание нравственного долга.
При отсутствии регламентации церковной жизни в России и неоргани- зованности приходской жизни, эти подвижники были единственными, к коим тянулись русские люди, начиная от Царя и кончая простолюди- ном. Официальная же Церковь стояла в стороне, и духовная жизнь русского народа протекала помимо ее, чего бы никогда не случилось, если бы ее представители были похожи на этих подвижников и являлись бы в глазах народа подлинными пастырями Церкви. И чем больше тянулись иерархи к власти, чем больше погружались в сферу государственных дел, своеобразно ими понимаемых, чем более резкую грань проводили между церковными и государственными делами, тем дальше уходили от своей паствы, тем меньше были ей нужны.
Вот где источник нестроений в области церковной жизни России.

--------------------------------
Наши фарисеи оказались космополитами.
--------------------------------
"Если слепой ведет слепого, то не вместе ли они угодят в яму? Мнимые лишенные Духа Божия Пастыри-фарисеи завели Россию на 100 лет в пропасть...
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments