graf_orlov33 (graf_orlov33) wrote,
graf_orlov33
graf_orlov33

Category:

Катакомбная Церковь – «камень преткновения» для «новых богословов»



Оригинал взят у simvl в Катакомбная Церковь – «камень преткновения» для «новых богословов»
Коснемся теперь вопроса Катакомбной Церкви, на которую постоянно и яростно ополчаются богословы «новой школы», призывая Ее немедленно легализироваться и подчиниться власти зарубежных епископов.

Вопрос этот – очень важный, поскольку отношение к Катакомбной Церкви (равноправной части Русской Церкви, находящейся на том же каноническом основании – Указе за № 362) свидетельствует о многом, – это своего рода «индикатор истинности» или пробный камень для РПЦЗ.


Подтверждением этому служат слова архим. Константина (Зайцева): «Зарубежная Церковь и катакомбная Церковь, это – два элемента одно Целаго: Русской Поместной Церкви».

Поэтому забвение одного из «элементов… Целого» несомненно, нарушает понятие о «Целом» т.е. обо всей «Русской Поместной Церкви».

Напомним, что последний, законный и признанный всей Церковью Патриарх был Св. Патриарх Тихон, а последующие «патриархи» МП были незаконные ставленники Советской власти. После смерти Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Петра, поставленного согласно завещанию Патриарха Тихона, вся Церковь ввиду отсутствия «центральной церковной власти» должна была перейти согласно Указу за № 362 на самоуправление до возможности собрать законный Всероссийский Церковный Собор, на котором и будет восстановлена «центральная церковная власть». Каждая самоуправляющаяся часть должна дать на нем отчет о своей деятельности. Этому Указу последовали и зарубежная, и катакомбная части РПЦ, перейдя на самоуправление. В свою очередь МП этому Указу не последовала, а узурпировала власть в РПЦ, установив свое подобие «центральной церковной власти», – т.е. советских патриархов, не признанные ни зарубежными, ни катакомбными епископами.

Теперь, по мнению Еп. Виктора Катакомбной Церкви уже нет и «осталась верной Богу и следовательно – благодатной только малочисленная РПЦЗ под омофором Блаженнейшего Митрополита Виталия. Она-то и является единственной наследницей Российской Православной Церкви, или вернее – именно этой Церковью» («Доколе, Господи?»).Другими словами, Еп. Виктор и о. Дамаскин предлагают зарубежной части объявить себя единственным «Русским Православием во всей своей полноте и чистоте». Это важное и принципиальное заявление «новых богословов» является пострашнее «летающих тарелок» и «зеленых инопланетных человечков» Еп. Виктора, и даже его мечтательного «восстановления» Монархии, т.к. может привести к потере РПЦЗ канонической базы и ниспадению на уровень секты. И шаг этот ничем иным как самозванством и попыткой восхищения церковной власти в РПЦ назвать невозможно.

Поэтому, остановимся на вопросе Катакомбной Церкви более подробно и выясним, правы ли «новые богословы», или нет.

Дело в том, что по их концепции, «сохранивших верность Богу иерархов на территории бывшего СССР почти не сохранилось – одни были расстреляны, заморены в темницах и на ссылках, другие же преступным образом признали себя невраждебными врагам Христовым… И в итоге верными Богу остались на Руси единицы священников и сотни мирян» (Еп. Виктор «Апокалипсис и наше время», гл. 1).

«…В Катакомбной Церкви происходил упадок заветного стояния до смерти в верности Богу, какой был в годы страшных гонений… В живых к нашему времени не осталось ни одного ее епископа, имеющего апостольское преемство. Сохранились лишь не имеющие этого преемства движения как “геннадиевцы”, “андреевцы-сиверсовцы” и множество подобных разрозненных групп и общин… Все подобные группировки не могут иметь полноту благодати за их отделение от единой истинной Церкви и вследствие утраты апостольского преемства. Ко всему прочему, в катакомбнически направленных общинах из-за усвоенной закрытости при гонениях христиане отошли от исполнения завета Христа Спасителя: “Идите, научите все народы, крестя их…” (Мф.28,19)… Такое положение фактически привело к исчезновению этой части Церкви». «Одно из таких направлений во главе с вл. Лазарем (Журбенко) возобновило с помощью Зарубежной Церкви свой законный епископат… эта группа не удержалась долго в лоне единой Церкви – ушла в раскол от породившей ее архиерейство РПЦЗ.» (Еп. Виктор «Доколе, Господи?»).

Если верить этим голословным заявлениям, то в России теперь Катакомбной Церкви нет. – Раз катакомбники не идут на поклон к Еп. Виктору, не просятся под его омофор, то их и нет или по детской логике, если Америку не видно, то она и не существует.

Но даже и катакомбная группа Вл. Лазаря, бывшая ранее в составе РПЦЗ, не находится уже «в лоне единой Церкви».

В связи с этим придется остановиться немного на положении группы Архиеп. Лазаря.

Отметим сразу, что Архиеп. Лазарь (Журбенко) создал свою якобы катакомбную РИПЦ, опираясь на тоже голословное заявление, как и «новые богословы», а именно, что законный епископат иссяк в катакомбах уже в 1957 г. (т.е. со смертью известного Схиеп. Петра (Ладыгина), а о других епископах Вл. Лазарь, наверное, и не слышал), а отсюда возникает необходимость в братской помощи РПЦЗ в деле восстановлении там законной иерархии. Причем, как явствует из автобиографии Вл. Лазаря, он в группу Схиеп. Петра никогда не входил, и вообще кроме Архиеп. Антония Голынского-Михайловского (которого РПЦЗ в 1990 г. по его ходатайству не признала каноническим) ни в какие катакомбные ветви не принимался, если не считать короткую связь с голынцами, а «бродил» лишь в около катакомбном пространстве, с заходами в Московскую патриархию, где и пробыл 4 года настоятелем храма.

И если допустить/поверить, что Вл. Лазарь – законный представитель катакомб (а не самозванец и самовыдвиженец, как его считали и продолжают считать в истинных катакомбах), то это восстановление при действительном отсутствии епископата является оправданным основным каноническим законом – Указом за № 362, а именно пар. 7, где говорится о вдовствующей епархии, попечение о которой берет на себя ближайший епархиальный Архиерей. Причем эта епархия «при соответствующих данных… может быть организована и в особый церковный округ». «Данные» эти также определены в Указе в пар. 5: «по соборному суждению с прочими Архиереями епархии».

К сожалению, в первую очередь для себя, Вл. Лазарь отделился от РПЦЗ в «особый церковный округ» или «в особую церковь, катакомбную» (Митр. Виталий) не «по соборному суждению», а самочинно, а, следовательно, не канонично. И об этом ему писал Митрополит Виталий еще в 1993 г.: «Вы объявили, что Вы глава катакомбной церкви и что Ваша церковь считается сестрой нашей Церкви. Это просто несерьезно! Кто может назвать сам себя главой церкви? Вас может назвать главой или выделить в особую митрополию только наш Собор и никто другой». Как иерарх РПЦЗ Архиеп. Лазарь мог бы остаться столпом Русской Церкви, но отколовшись от РПЦЗ, увы, в этом качестве не устоял.

Теперь лазаревская группа висит с точки зрения основного канона в воздухе, не являясь ни законной катакомбной ветвью (а тем более Катакомбной Церковью в целом), поскольку не была никогда связана ни с какими историческими катакомбами, ни российскими епархиями РПЦЗ.

Архиеп. Лазарь являлся создателем своей структуры, прикрывающийся некоторым количеством осиротевших катакомбных общин, собранных им под свой омофор, благодаря авторитету РПЦЗ, которая в этом лазаревском деле, как говорит пословица, пошла в воду не зная броду. И об этом, после очередного скандала, связанного с деятельностью Вл. Лазаря, откровенно свидетельствовал Митрополит Виталий в своем письме:

«Я вообще считаю, что вся наша акция, с которой поначалу я был согласен, о хиротонии епископа для так называемой катакомбной церкви, по всей вероятности потерпела полный крах… По всей вероятности в СССР существует катакомбная Церковь, но таковая настоящая катакомбная с большим опытом и не играет в катакомбы, ибо у них это вопрос жизни или смерти. А всякие отцы … по моему глубокому впечатлению являются просто агентами ГБД именно чтобы выявить настоящую катакомбную церковь. Доколе, Господи! Да еще с нашей же помощью! Теперь получается, что мы оскандалились на весь Союз. Теперь я буду сообщать всем с кем я переписываюсь в России что я не дал своего благословения на поминовения моего имени как первоиерарха Рус. Прав. Заруб. Церкви, что является и правдой, ибо если я не был согласен с хиротонией тайнаго епископа в начале когда узнал об участии в этой тайне еп. Григория, то тем более я совершенно не согласен со всей этой акцией как первоиерарх. Да никто меня и не спрашивал о моем согласии меня поминать в России. Сама Моск. Патриархия или должна покаяться или в оной должна произойти некая революция всех оставшихся живых сил, но не нам насаждать катакомбы и тем подрывать настоящия катакомбы и себя унижать. Таково мое мнение» (Из письма Архиепископу Антония Женевскому. 26/13 янв. 1989 г.).
Теперь его группа выдает себя за всю полноту Катакомбной Церкви, заслоняя собой настоящую, не выходившую еще из катакомб и не нуждающуюся в восполнении апостольской преемственности.

Но говоря, что «не осталось ни одного ее епископа, имеющего апостольское преемство», Еп. Виктор сам того вероятно не хотя, льет воду на Лазаревскую мельницу (не говоря уже про мельницу МП, которой выгодно говорить подобные вещи), подтверждая тем самым правильность действий Архиеп. Лазаря по восстановлению законного преемства и самостоятельного управления Катакомбной Церкви.

Но соответствуют ли эти утверждения относительно Катакомбной Церкви данным идеологов РПЦЗ и российских историков, утверждавших, что ушедших в катакомбы были миллионы?

Совсем не соответствуют.

К примеру, чувашская паства катакомбного пастыря архим. Гурия (Павлова), надеющегося на восполнение епископской благодати у РПЦЗ, насчитывала несколько тысяч человек, а паства голынца протоиерея Валентина Аристова, просившегося под зарубежный омофор насчитывала 600 душ. А сколько было пастырей со своей паствой, не попавших в поле зрения Зарубежной Церкви? Думает немало.

Конечно, все что связано с тайной Церковью, покрыто тайной и точного количества Ее членов или количество и местонахождение епископов, знать далеким от Нее невозможно, но в этом и сказывается «милость Промысла Божия». «Катакомбная Церковь… (как писал Митрополит Филарет) скрыта глубоко в своем потаенном существовании, о ней не знают верующие массы, и в этом есть милость Промысла Божия, ибо если бы о ней знали многие, то тайное неизбежно сделалось бы явным, и она была бы разгромлена. Подавляющее же большинство верующих знает только “легальную” иерархию» (из письма о. Вениамину Жукову от 7-20 декабря 1971 г.)

С другой стороны, если Катакомбной Церкви сейчас нет, как утверждают «новые богословы», то почему они вообще воюют против тех, кто не существует?

Не правда ли странный ли парадокс?

В 1970-х и даже вначале 1980-х гг. (не говоря уже о 1950-1960 гг.) в РПЦЗ неоднократно говорилось и писалось о несколько миллионном составе тайной Церкви, причем, что Она не лишена и иерархии. Митрополит Филарет в 1980 г. учил, что Катакомбная Церковь «существует вопреки тому, что бы не говорили» и ее ячеек «разбросано много по всей России» (Митр. Филарет «Беседа об о. Димитрии Дудко и о Катакомбной Церкви»), но найти Ее очень трудно, поскольку Она научилась не только прятаться, но и хорошо прятать своих епископов. Об этом же писал и иеромон. Серафим (Роуз), ссылаясь на различные источники (Краснова-Левитина и др.), писали многие деятели РЗЦ, не говоря о церковных историках МП (таких как М. Шкаровский и др.) и вообще советских источниках типа «Словаря Атеиста».
Так куда же они все вдруг исчезли?

В России Господь попустил сохраниться лже-церкви, всевозможным протестантам, сектантам, старообрядцам всех толков, разным лже и псевдо -катакомбникам, имеющим теперь даже свои электронные узлы, т.е. абсолютно всем, а вот истинная Церковь, как писал о. Дамаскин, исчезла и выродилась де в безблагодатные секты. И выходит тогда, что Свою истинную Церковь Господь не сохранил? Или может быть у некоторых, в лучшем случае пропала вера в то, что Церковь истинную не одолеют и врата ада (Матф. 16:18)?
Ответ простой: вопрос существования тайной Катакомбной Церкви, это – вопрос веры. В то, что невидимо, тайно, еще не открыто для большинства, непосвященным можно только верить.

И тогда стоит ли в тайном копаться?

«Не будем… даже иллюстрационно изображать жизнь катакомбной Церкви. Нам достаточно знать, что она есть. Это сознание образует благодатный фон нашей зарубежной жизни, укрепляющий нашу веру в силу Церкви, которую никакия силы ада ниспровергнуть не могут. Зарубежная Церковь и катакомбная Церковь, это – два элемента одно Целаго: Русской Поместной Церкви, противустоящей злой видимости антихристовой, какой является т. н. Советская церковь» (Архим. Константин (Зайцев). Пастырское богословие. Ч. II. С. 144).

Фактически борьба Еп. Виктора и его последователей направлена на замену этого «Целого», состоящего из двух элементов (катакомбного и зарубежного), своей новой структурой, питаемой его доморощенным «богословием», такой же «идеологией» и его сектантской «экклесиологией».

Но действительно ли так провинилась Катакомбная Церковь перед «новыми богословами», возомнившими себя почти единственно оставшимися на Земле православными, что Ее нужно хулить почем зря почти в каждой статье и бросать тяжкое обвинение, что «Катакомбники уклоняются от служения братьям и России» (Еп. Виктор «В борьбе за вечное»)?

Не думаем.

Во-первых, не все же должны по примеру политических партий или по почину о. Дамаскина политически бороться с «нечистью», должны же и быть люди, скрывшие себя от людей для борьбы духовной, для «молитвы с плачем о себе и о всем человечестве» (Еп. Игнатий «Отечник». Заключение).

И, во-вторых, открытое служение РПЦЗ не отвергает тайного служения Катакомбной Церкви, тем более что и Архиеп. Аверкий учил, что, скорее всего, даже за рубежом истинным христианам придется уходить в катакомбы, то же самое учили и архим. Константин, и иеромон. Серафим (Роуз).

И кто знает, избежит ли этой участи (скрыться в катакомбы) и сам о. Дамаскин, несмотря даже на то, что богословы «новой школы» со всей уверенностью утверждают на основании «научных» «богословских» данных, что сейчас якобы мы живем в спокойный мирный период, прямо ведущий к благоденствию и установлению Православной Монархии?

Святитель Игнатий писал, что «необходимо для желающего спастись удаление от общества человеческого в уединение наружное и внутреннее. По причине иссякновения благодатных руководителей, по причине умножения лжеучителей, обманутых бесовскою прелестью и влекущих весь мир в этот обман…» (Еп. Игнатий «Отечник». Заключение).

Так почему же катакомбников, выбравших этот путь еще в период жесточайших гонений, продолжавшихся в течение всей Советской власти (а не до 70-х годов прошлого столетия, как пишут «новые богословы») и продолжающих оставаться в тайне и до сего дня, нужно осуждать и всячески порицать?

Разве чем-нибудь катакомбники нарушили свое каноническое основание – Патриарший Указ за № 362, согласно которому они могут оставаться на автономном положении до Всероссийского Церковного Собора и должны будут только перед ним отчитаться за свои действия (а не перед другой частью РПЦ – РПЦЗ)? И тогда почему и на каком основании «новые богословы» требуют от катакомбников отчет о своей деятельности и судят об их канонической пригодности, забывая о своем каноническом основании? Разве тайные христиане находятся в их подчинении? Или Зарубежная Церковь в отношении к ним была во всем и всегда безукоризненна (вспомним историю Архиеп. Лазаря, поставленного главным над катакомбами)?

Да разве, наконец, сам о. Дамаскин не понимает, что он живет среди враждебного мира, которым правит, как он сам написал, «инородное оккупационное и иноверное правительство», – враг истинной Церкви и друг МП, против которого он сам активно выступает? Что в любую минуту на открытые приходы РПЦЗ может обрушиться гонение в явной или скрытой форме? И куда тогда придется ему бежать? Готов ли он к этому? Успеет ли? Ведь самое главное поразить пастыря, чтобы рассеялись овцы (ср. Кн. прор. Захария, гл. 13, 7).

Очевидно, что с позицией «новых богословов» нельзя согласиться ни с точки зрения канонической, ни с точки зрения этической. И в этом случае можно констатировать явный разрыв с идеологией РПЦЗ – нарушение ее традиции и кроме того продолжение дискредитации РПЦЗ перед Катакомбной Церковью.
А ведь Катакомбная церковь, представленная епископами, священниками и мирянами, как свидетельствовал проф. Иван Андреев в своем докладе, помещенным в «Православной Руси» № 13 за 1950 г., была не только в Советском Союзе, но после последней войны даже и зарубежом. И об этом зарубежная иерархия знала и никогда не упрекала катакомбников за то, что они не хотят влиться в РПЦЗ, смиренно уважая их мотивацию.
А почему?

Просто иерархи РПЦЗ в то время не боролись за первенство в Российской Церкви и не вторгались во внутренние дела другой части РПЦ.
Уместно будет привести выдержку из этого доклада: «Заграницей меня поразило то обстоятельство, что большинство духовенства К. Ц., попавшаго сюда, остается пребывать в тайне, не вступая даже в истинную Церковь – Соборную. Это сильно смутило меня: не ошибся ли я, вступив в Заграничную Церковь? А если нет, то почему же они пребывают в тайне? И вот, недавно, я получил ответ на мое недоумение: неизвестный мне епископ К. Ц., проживающий заграницей, прислал мне через третьи руки письмо. Он говорит сначала в принципе о моих статьях, которыя он читал в “Прав. Руси” и вообще о правильности моей позиции. За тем дает как бы ответ на мои сомнения: он говорит, что духовенство К. Ц. часто не вступает в Заграничную Соборную Церковь, – не погрешившую в своем отношении к безбожному коммунизму, – потому, что борьба еще идет и, кто знает, не придется ли им применить свой опыт здесь на Западе. Предтечи Антихриста уже явились и никто не знает, когда придет то время, когда всякий верующий, не входя в дом, должен будет бежать в горы, т. е. уходить в катакомбы. И он нрав: разве не хотят уничтожить Заграничную Церковь? – Об этом отошедшие от Нея уже сказали первое слово. А если бы это случилось – мы надеемся, что Господь до этого не допустит! – где бы мы тогда нашли тогда прибежище, где бы мы нашли непогрешимую Церковь? – Ведь почти все Поместныя Церкви или поклонились предтечам Антихриста, или “братски лобызают” его верных слуг!».
Об аналогичных фактах сообщал также Архиеп. Нафанаил (Львов) в своем докладе на съезде Западно-Европейской епархии в г. Брюсселе в 1948 г.: «Здесь за рубежом мы встретились с представителями этой тайной Русской Церкви. Некоторые из них прямо и несумненно влились в наши ряды и обогатили их. Некоторые и здесь не пожелали выйти из катакомб».
Причем, из дальнейших слов зарубежного катакомбника к Вл. Нафанаилу становится понятными причины такого «медления»: «Безпокоят меня слова тайного епископа нашей Церкви, Гавриила Майкопского…, на мой вопрос: “почему Владыка, Вы не объявитесь?” он сказал мне: “здесь такая же безпечность, как когда-то была у нас: думают, что прочны навечно нынешние их устои, пустыни не ищут и не готовят, а скоро, скоро отец З. она и здесь потребуется. Скоро они – в пустыню, а мы уже там”.

Может быть, родной Владыка, не выводить, а используя наш опыт, готовить ту самую пустыню то? Может быть, именно для этого Господь меня Вам выявляет… Предсказание схиепископа Филиппа (Вы его, наверное, знаете) там ложится в основу всего: “Россия воскреснет при обстоятельствах сходных с теми, когда солнце померче, земля потрясеся, камение распадошася, и многие телеса усопших святых воссташа. Святым ужасом перед совершающимся воскрешена будет святая Русь”… Там ждут дальнейших ужасов и разлива зла, апогей которых, затмив солнце Божией правды, потрясет землю кошмаром зла, расколет камень, сковывающий сердца окаменелых служителей правды, и ахнув от ужаса, в ужасе от совершаемого метнется наш народ ко Христу. Это и будет воскресение. Будет ли политическое, там не обсуждают: необходимо первое» (Машинопись доклада. Архив Зап.-Европейской епархии).
Как видим, здесь так же говорится о «Сверх-Чуде» Божиим, «спасительной катастрофе», которая приведет к воскресению России, о которой писал архим. Константин (Зайцев).

РПЦЗ традиционно считала себя свободным гласом исповеднической Катакомбной Церкви и видела в этом свою важную миссию (что выражено в многочисленных документах РЗЦ, – приведем лишь малую их часть), т.е. истинной Церкви в России, в отличие от советской поделки – МП.
«Отец архимандрит Константин… покойный редактор журнала “Православная Русь”, – глубокий, христианский ум, он из всех “достижений” коммунистов самым страшным считал то, что коммунизм создал свою лже-церковь, советскую, которую подсунул народу несчастному вместо настоящей Церкви, которая ушла в катакомбы, скрылась с поверхности» (Митр. Филарет. Прославление Новомучеников Российских. http://www.geocities.com/ppav2002/).
«Существуя за границей со своим самостоятельным управлением… мы почитаем себя в духовном единении именно с тайной Церковью, но не с допущенным безбожным правительством и исполняющим все его указания оффициальным Управлением Московской Патриархии во главе с Патриархом Алексием» («Воззвание ко всему христианскому миру… Митрополита Анастасия». 7/20 ноября 1961 г. «Православная Русь»).

«Однако, кроме находящихся в Советском Союз ИСТИННО-ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ и Московской Патриархии, не имеющих ни молитвенного, ни бытового общения между собой, существует еще третья часть Русской Церкви свободная от гонений и преследования безбожниками Русская Православная Церковь Заграницей. Она никогда не порывала духовной и молитвенной связи с Катакомбной Церковью на родине. После последней войны многие члены этой Церкви, оказались за границей и влились в РУССКУЮ ЗАРУБЕЖНУЮ ЦЕРКОВЬ, чем еще больше укрепили связь между этими двумя Церквами, связь которая поддерживается иллегально и поныне. Чем дальше идет время, тем все больше она крепнет и налаживается. Свободная, зарубежная часть Российской Церкви призвана говорить в свободном Mipе от имени гонимой катакомбной Церкви в Советском Союзе» (Послание Митрополита Филарета 1965 г.).

«Митрополит Иосиф… приступил к тайным хиротониям епископов и священников, образовав доныне существующую в тайне Катакомбную Церковь. О ней редко упоминают безбожники из страха дать ей больше известности. Лишь очень редко проникает в советскую печать сообщение о суде над кем-либо из ее членов. Но о ней говорят справочники для тех, кто работает по распространению атеизма в СССР…
Без открытых храмов, в тайных собраниях, подобно катакомбным собраниям древних христиан, эти исповедники Веры совершают свои молитвы, оставаясь невидимыми для внешнего мира. Они-то и являются истинными представителями Русской Православной Церкви, все величие которых станет известно миру только после падения коммунистической власти» (Скорбное Послание Митр. Филарета 1969 г.).

То, что написали Митрополиты Анастасий и Филарет, является основанием традиционной идеологии РПЦЗ.

И вот когда эта идеология в РЗЦ ослабла, вера в существование настоящей Церкви по сути дела почти иссякла и «духовное единение» между двумя ветвями РПЦ, о котором писал Митрополиты Анастасий и Филарет, было сведено на нет, то и пошли разговоры об исповедниках МП наподобие, о. Димитрия Дудко (действующего, по слову Митрополита Филарета, «вне ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ»), «хороших» священниках и епископах, с которыми надо «разговаривать» – что и привело постепенно к известному концу, – к почти решенной в настоящее время унии последователей Архиеп. Лавра с МП, т.е. предательству дела Новомучеников и Исповедников Российских, Катакомбной Церкви и исповеднического пути РПЦЗ, и ко всему прочему попранию и своей канонической базы: Патриаршего Указа 1920 г. за № 362.
Нельзя ведь признавать одновременно и Катакомбную Церковь и Советскую, даже в лице отдельных представителей, никогда не порвавших с этой организацией (т.е. прислуживать сразу двум господам– Матф. 6:24), когда они по слову Новосвщмуч. Еп. Серпуховского Максима (Жижиленко) – несовместимы и, более того, Одна другую анафематствовала (по свидетельству проф. И. Андреева и др.).

Уместно будет привести мысли бывшего катакомбника проф. И. Андреева, ставшего в эмиграции членом РПЦЗ: «Предатели Православия вообще и Русского в особенности, как и палачи захваченных народов вообще и в особенности Русского народа – не только не признаются истинно православными русскими людьми на Родине и в разсеянии по всему миру, но анафематствованы катакомбной Церковью и не имеют никакого молитвенного общения с Русской Зарубежной Церковью.
“Там” – Катакомбная Русская Церковь имеет право ещё до Суда Русского Поместного Собора – предварительно осудить предательскую деятельность Советских патриархов Сергия и Алексия. “Здесь” – Соборная Русская Зарубежная Церковь имеет право, прервав всякое общение с Советской церковью, ожидать Русского Поместного Собора для осуждения советской высшей иерархии» (Православная Русь № 6, 1950 г.). Таким образом, на территории СССР находились две несообщающиеся и несовместимые Церкви: одна истинная, правопреемственная Свт. Патриарху Тихону – тихоновская, а другая, Советская, организованная Советской властью (иерархия которой пыталась служить Христу и восхвалять одновременно антихриста в лице богоборческой власти). И только в последние 15 лет появились открытые приходы, подчиняющиеся РПЦЗ.

И тогда, или свободная часть Российской Церкви – РПЦЗ тяготеет к тайной части и с Ней имеет духовное единство и сродное каноническое основание (первый вариант) или постепенно начинает тяготеть к Московской патриархии вплоть до соединения с ней, забыв первую (второй вариант).

Есть еще и третий вариант, когда Зарубежная Церковь, увлекаемая «новыми богословами» объявляет Себя Церковной полнотой, т.е. Поместной Российской Церковью, забыв тайную часть (или даже объявив ветви КЦ, по примеру «новых богословов», безблагодатными «синагогами сатаны»).
Фактически, в этом случае «новыми богословами» производится попытка (своего рода «каноническая» диверсия) выбить из-под РПЦЗ прочный канонический фундамент: Патриарший Указ за № 362, забывая о том, что у Нее (как, впрочем, и у всей Русской Поместной Церкви в целом) нет кроме этого Указа никакого другого канонического основания для временного независимого существования (самоуправления). Впрочем, их старания направлены, прежде всего, на утверждение себя лично в качестве «вселенских судей», а «каноническая» диверсия, это – так сказать побочный продукт этой деятельности.

Согласно этому Указу, который справедливо считается «основным каноном Русской Поместной Церкви» в наш неканонический период, РПЦЗ продолжает существовать в своем положении до того момента, пока не соберется законный Поместный Собор, на котором будут расставлены все точки над «i». И тайное станет явным, в том числе и тайное Катакомбной Церкви. На этом Соборе и будет произведен окончательный суд над Московской патриархией.
Главным критерием законности такого Собора будет его устройство законной властью Помазанника Божия и с обязательным участием представителей Церкви, оставшейся верной Христу (Катакомбной и Зарубежной). Добавим, что по церковной (еще византийской) традиции собирать такие представительные Соборы было в ведении Императоров.

Анализируя Патриарший Указ, можно увидеть, что катакомбные ветви могут продолжать находиться законно в своем тайном положение на его основании, и никто не вправе требовать у них отчета о своей деятельности, кроме Всероссийского Собора, на котором будет восстановлена «центральная церковная власть» и каждая часть даст там ответ за себя (пар. 10).
РПЦЗ Патриаршим Указом не дано право совершать теперь самосуд и выставлять себя Поместной Церковью, только потому, что Она продолжает хранить истину, и до такого Собора, копаясь в их каноническом положении, требовать легализации иерархов тайной Церкви или обвинять их по примеру Еп. Виктора в безблагодатности.

РПЦЗ уже пыталась самочинно (или вернее по просьбе церковных диссидентов МП) входить в дела КЦ без Ее на то благословения (вспомним лазаревскую историю), и ничего хорошего, в первую очередь для самой Зарубежной Церкви, из этого не вышло.

Таким образом, истинным и спасительным путем (согласным с Отцами, основателями РЗЦ, преемственным Св. Патриарху Тихону) является только первый. Другие пути неминуемо ведут к разрушению каноничности Русской Зарубежной Церкви, агонию который мы все сейчас, к сожалению, и наблюдаем.

Причем, открытое появление сторонников унии с МП, с левой стороны, и богословов «новой школы» (хулящих КЦ и желающих подчинить РПЦЗ своему влиянию и контролю), с правой, и является характерным признаком такой агонии.

Характерно, что если первые без суда Всероссийского Собора не только оправдали Патриархию, назвав ее благодатной, но и пожелали даже подчиниться ее священноначалию, то вторые без этого же суда не только осудили на «безблагодатность» действительно подсудную МП, но заодно и осудили как «безблагодатную» Катакомбную Церковь, сравняв Ее с прочими сектами.

Другими словами, забвение/игнорирование Русской Зарубежной Церквью Катакомбной ведет неминуемо или в лоно Московской патриархии, или в секту, претендующую на Церковную Полноту и чистоту.

Очевидно, что сейчас Русскую Зарубежную Церковь борют с двух сторон две противоположные силы, каждая из которых пытается столкнуть церковный корабль в пропасть. И остатку РПЦЗ(В) придется бороться и с теми и с другими.
Спасти положение может только следование «царскому» среднему пути, о котором писал иеромон. Серафим (Роуз), т.е. «избегать экуменизма и реформации с одной стороны, и “ревности не по рас¬суждению”» с другой. А в отношении Российской Церкви, это значит вернуться к традиционной «филаретовской» идеологии, согласно которой истинная, законная и правопреемственная Церковь в России, это – тайная, Катакомбная Церковь, находящаяся в «духовном единении» с такой же правопреемственной Русской Зарубежной Церковью, являющейся Ее свободным голосом. А Московская патриархия, это – подмена Церкви, подсунутая народу Советской властью вместо настоящей с помощью лояльного ей узурпатора церковной власти Митр. Сергия и его приспешников.
И тогда Катакомбная и Зарубежная Церкви являются подлинными историческими частями Российской Православной Церкви, созданными на основе канонического закона: Патриаршего Указа за № 362, следование которому до времени установления «центральной церковной власти» в Российской Церкви указывает на сохранение преемственности со Святейшим Патриархом Тихоном.

Что же касается МП, то она была создана с грубым попранием канонов и вопреки этому Указу, что фактически говорит о разрыве преемственности не только с Патриархом Тихоном, но и со всей дореволюционной Российской Церковью. И тогда эта организация узурпаторов (незаконно захватившая епископские кафедры, – которые поэтому остаются вдовствующими) является лишь паразитом на теле Поместной РПЦ, укоренившаяся в свое время с помощью Советской власти, взамен истинной. И изгнать их может с этих кафедр только законная власть Царя Помазанника Божия, – как об этом и писал, ссылаясь на пророчества старцев, Архиепископ Феофан Полтавский.
Таким образом, выходит, что Еп. Виктор и о. Дамаскин просто не нашли (а скорее всего и не искали, ибо это и не входило в их планы по созданию своей «сверхчистой» структуры) истинную Катакомбную Церковь, которая научилась хорошо скрываться. Ибо согласно действиям этих новых ревнителей (сродным древним донатистам) им важнее не отыскать, а закопать катакомбные «очаги православного исповедничества», чтобы представить себя единственно оставшейся «верной Богу и следовательно – благодатной… наследницей Российской Православной Церкви, или вернее – именно этой Церковью» (Еп. Виктор «Доколе Господи?»).

Конечно, Катакомбная Церковь не лежит на поверхности и открывается далеко не каждому, тем более что у нее нет информационных узлов в Интернете или своих газет, и епископы Ее не ходят при всех в панагиях и в митрах. И о Ней невозможно судить по осиротевшим общинам, вышедшим давно на поверхность, к одной из которых имел отношение короткое время о. Дамаскин или по множеству других открытых или полуоткрытых катакомбных групп, выдающих себя за истинную Церковь.

Поэтому, «Многочисленные высказывания о гибели Российских катакомб, как в страждущем Отечестве нашем, так и за его пределами – это тщательно продуманная врагами Церкви Христовой провокация, имеющая своей целью выявить и уничтожить очаги православного исповедничества.
Все т.н. “открытые” или “полуоткрытые” общины, именующие себя “катакомбными” и навязывающие себя народу Божию через интернет и другие СМИ – это вольные или невольные пособники врагов Истинной Православной Христовой Церкви, те самые “плевелы посреди пшеницы” (Мф.13,25), которые имеют свой целью увлекать на ложный и гибельный путь» (Из Послания катакомбного Архиепископа N. Пасха 2006 г.).

Реальность катакомбной жизни была такова, что потеряв священника, община оставалась, как правило, осиротевшей. Причем, иные тайные священники учили свою паству, что если их арестуют, и они вернутся через некоторое время, то принимать их уже не нужно: ибо никто не знает, а не тянется за ними вражеский хвост. Не осиротевшие общины берегли своего тайного священника «как зеницу ока» и никому из внешних его не открывали. Конспирация в отношении епископа была намного строже, и никто даже из своих не знал его приемника в случае смерти или ареста. Только когда епископ умирал, то мог появиться продолжатель. Иногда приемников было двое, но и они часто не знали, кто есть кто. Церковь была разбита на почти не сообщающиеся между собой части (ветви). И только благодаря такой конспирации Она могла сохраниться до наших дней.

А отсюда и наставление тайного епископа своей пастве: «строжайше соблюдать правила конспирации; никак не поддаваться соблазну осуждения заблуждших; усилить молитвенный труд и возносить усердные прошения Христу Воскресшему об их обращении;
пребывать в терпении и любви, не смущаясь прилогами вражьими» (Из Послания катакомбного Архиепископа N. Пасха 2006 г.).

Но может быть приходы, подчиняющиеся Синоду РПЦЗ, не справляются с христианской проповедью и наплыв в истинную Церковь такой, что им необходима срочная помощь катакомбных христиан, и поэтому Еп. Виктор требует их немедленной легализации?

Нет, такого наплыва не наблюдается.

Наоборот «все свидетельствует о том, что нынешним нашим общинам РПЦ(з) в России не стать Церковью большинства россиян, основой возрождения Православия. Дай Бог им “держать, что имеют”, чтобы кто не соблазнил их… Сегодня отчетливо видно, что бытие этих общин во многом уподобилось бытию общин апостольских и первых после апостольских времен христианства. Лишь в немногих местах удалось построить маленькие настоящие церковки. Большей частью общины наши служат в домовых храмах (в квартирах) или в приспособленных под храмы специальных помещениях (бывших сараях, гаражах)» (прот. Лев Лебедев «Держи, еже имаши, да никтоже приимет венца твоего»).



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments