graf_orlov33 (graf_orlov33) wrote,
graf_orlov33
graf_orlov33

Святитель Игнатий «Письмо к иноку».





  При нынѣшнихъ обстоятельствахъ человѣческіе пути къ вспоможе́нію Вамъ – заграждены́. Таково мнѣніе, не только мое, но и тѣхъ, знающихъ Васъ и помнящихъ, съ которыми я счелъ полезнымъ посовѣтоваться. Нельзя уклониться ни направо, ни налѣво: на́добно по необходимости идти путемъ тѣснымъ и прискорбнымъ, который предъ Вами внезапно открылся по неисповѣдимымъ су́дьбамъ Божіимъ.
       Такое положеніе мнѣ не незнакомо. Не разъ я видѣлъ полное оскудѣніе помощи человѣческой; не разъ былъ предаваемъ лютости тяжкихъ обстоятельствъ; не разъ я находился во власти враговъ моихъ. И не подумайте, чтобъ затруднительное положеніе продолжалось какое-нибудь краткое время. Нѣтъ! такъ протекали годы; терялось тѣлесное здоровье, изнемогали подъ тяжестію скорбнаго бремени душевныя силы, а бремя скорбе́й не облегчалось. Едва проходила одна скорбь, едва начинало проясняться для меня положеніе мое, какъ налетала съ другой
стороны неожиданная, новая туча, – и новая скорбь ложилась тяжело на душу, на душу, уже изможде́нную и утонченную подобно паутинѣ, предшествовавшими скорбя́ми.
       Теперь считаю себя преполови́вшимъ дни жизни моей. Уже видѣнъ противоположный берегъ! уже усилившаяся немощь, учащаюшіеся неду́ги возвѣщаютъ близость преселенія! Не знаю, какія бури еще предстоятъ мнѣ, но оглядываюсь назадъ, – и чувствую въ сердцѣ невольную радость. Видя многія волны, чрезъ которыя преплыла душа моя, видя опасныя мѣста, чрезъ которыя перенеслась ладья моя, радуюсь невольно. Сильные вѣтры устремлялись на нее: многіе подводные камни подстерегали и навѣ́товали спасеніе ея́, – и я еще не погибъ. По соображенію человѣческому погибнуть надо бы давно. – Увѣря́юсь, что велъ меня странными и трудными стезя́ми непостижимый Промыслъ Божій; увѣря́юсь, что Онъ бдитъ надо мною и какъ бы держитъ меня за руку Своею Всемогущею Десницею. Ему отдаю́сь! пусть ведетъ меня куда хочетъ; пусть приводитъ меня, какъ хочетъ, къ тихому пристаннщу и́дѣже нѣсть болѣ́знь, ни печа́ль, ни воздыха́ніе. Вижу многихъ, называемыхъ счастли́выми – и безъ цѣны́ для сердца моего жребій ихъ. Лежатъ мертвецы въ гробахъ мраморныхъ и деревянныхъ съ одинаковою безчувственностію: одинаково безчувственны они, какъ къ великолѣпному памятнику, воздвигнутому тщеславіемъ и невѣ́дѣніемъ Хрiстіанства, такъ и къ смиренному деревянному Кресту, который водрузила вѣра и бѣдность. Одинаково они жертвы тлѣнія. Очень похожи на мертвецовъ земные счастли́вцы, мертвые для Вѣчности и для всего духовнаго. Мертвыми нарекло ихъ Еνангеліе. Возгласимъ славу Божію въ странѣ и обществѣ живыхъ!
       Шествіе къ Истинному знанію Бога непремѣнно требуетъ помощи отъ скорбе́й: непремѣнно нужно умерщвленіе сердца для міра скорбя́ми, чтобъ оно могло всецѣло устремиться къ исканію Бога. Богъ, кого отдѣляетъ въ ближайшее служеніе Себѣ, въ сосудъ духовныхъ дарованій, тому посылаетъ скорби [Св. Исаакъ Сирскій]. Онъ, едва открылся Паνлу, какъ уже опредѣляетъ ему въ удѣлъ страданія, возвѣщаетъ о нихъ. Азъ скажу́ ему́, ели́ка подоба́етъ ему́ о и́мени Мое́мъ пострада́ти (Дѣян. 9:10), говорилъ Господь о вновь и́збранномъ Апостолѣ! Люди, наносящіе скорбь, и скорбныя обстоятельства – только орудія во Всемогущей Десни́цѣ Божіей. Власы́ главъ нашихъ изочтены́ у Бога; ни одна изъ птицъ безсловесныхъ не падаетъ безъ воли Творца своего: неужели безъ этой воли могло приблизиться къ Вамъ искушеніе? – Нѣтъ! оно приблизилось къ Вамъ по попущенію Бога. Недремлющее Око Промысла постоянно бдитъ надъ Вами; Всесильная Десница Его охраняетъ Васъ, управляетъ судьбою Вашею. По попущенію, или манове́нію Бога приступили къ Вамъ скорби, какъ мучители къ Мученику. – Ваше зла́то вве́ргнуто въ горни́ло искушеній: оно выйдетъ оттуда чище и цѣннѣ́е. Люди злодѣйствуютъ въ слѣпотѣ своей, а Вы содѣ́лываетесь на Землѣ и на Небѣ причастникомъ Сына Божія. Сынъ Божій говоритъ Своимъ: Ча́шу, ю́же Азъ пію́, испіе́та. Не предавайтесь печали, малодушію, безнадежію! Скажите, Честнѣ́йшій Отецъ, Вашимъ унывающимъ по́мысламъ, скажите Вашему пронзе́нному скорбію сердцу: Ча́шу, ю́же дае́тъ ми Оте́цъ, не и́мамъ ли пи́ти отъ нея́? Не подаетъ эту чашу Каіа́фа, не приготовля́ютъ ее Іуда и Фарисеи: все совершаетъ Отецъ! Люди, произвольно слѣдующіе внушеніямъ своего сердца, дѣйствующіе самовластно, не престаю́тъ при томъ быть и орудіями, слѣпыми орудіями Божественнаго Промысла, по безконечной премудрости и Всемогуществу этого Промысла. Оставимъ людей въ сторонѣ: точно – они посторонніе! Обратимъ взоры наши къ Богу, повергнемъ къ ногамъ Его воздыма́ющіеся и мяту́щіеся помыслы наши, скажемъ съ благоговѣ́йною покорностію: «Да будетъ воля Твоя!» Этого мало! облобыза́емъ Крестъ, какъ зна́меніе Хрiстово, руково́дствующее ученика Хрiстова въ Царство Небесное. Былъ повѣшенъ на крестѣ разбойникъ, упоминаемый въ Еνангеліи: былъ повѣшенъ, какъ разбойникъ, а съ креста переселился на Небо, какъ Исповѣдникъ. Люди побива́ли Стефа́на камня́ми, какъ богохульника, а по суду Божію ему отверза́лось Небо, какъ живому храму Святаго Духа. Былъ прину́жденъ Святитель Тихонъ Воронежскій, обвиненный въ горячности нрава, перейти съ Престола Епископскаго въ стѣны тихой Обители, – и Обитель, пребываніе въ которой Святаго Пастыря имѣло наружность изгнанія, внушила ему посвятить себя молитвеннымъ и другимъ подвигамъ иноческимъ. Святые подвиги доставили ему нетлѣнное и негиблющее сокровище праведности во Хрiстѣ, славу отъ Хрiста на Небѣ и на Земли. Всегда поражала меня участь Святителя Тихона; примѣръ его всегда испускалъ утѣши́тельные и настави́тельные лучи въ мое сердце, когда сердце мое окружалъ мракъ, производимый скопля́ющимися тучами скорбей. Я убѣжденъ, что однѣ иноческія занятія могутъ съ прочностію утѣшать человѣка, находящагося въ горнилѣ искушеній. Рекомендую Вамъ сочиненія Св. Марка Подвижника, находящіяся въ 1-й части Добротолюбія: онѣ доставляютъ духовное утѣшеніе въ ско́рбяхъ; а для молитвеннаго занятія – Иси́хія, Филоѳе́я и Ѳеоли́пта, помѣщенныя во 2-ой части той же книги. Простите, что позволяю себѣ совѣтовать Вамъ! Примите это, какъ признакъ участія, какъ признакъ искренности, извлекаемыхъ изъ души моей состраданіемъ къ Вамъ. Иначе я не ввѣрилъ бы Вамъ таинъ, которыя скрываю и которыя до́лжно скрывать въ глубинѣ души, чтобъ драгоцѣнные бисеры духовные не были по́праны лю́бящими и дорого цѣня́щими одно лишь свое болото. Изложенными въ этомъ письмѣ мыслями и другими, имъ однородными, почерпа́емыми въ Священномъ Писаніи и въ сочиненіяхъ Святыхъ Отцовъ, я питался и поддерживался. Безъ поддержки, столько сильной, могъ ли бы устоять противъ лица скорбе́й, которыя попускалъ мнѣ Всеблагíй Промыслъ, которыми отсѣкалъ меня отъ любви къ міру, призывалъ въ любовь къ Себѣ. Скорби мои, по отношенію къ слабымъ силамъ моимъ, были немалыя, не сря́ду встрѣчающіяся въ нынѣшнее время. То, что не вдругъ могли меня сломить, лишь усиливало и продолжало мученія: вмѣсто того, чтобъ сломить въ нѣсколько дней, или нѣсколько часовъ, ломали меня многіе годы. Въ этихъ скорбя́хъ вижу Божіе благодѣя́ніе къ себѣ; исповѣдую даръ Свыше, за который я долженъ благодарить Бога болѣе, не́жели за всякое видимое мною въ другихъ земное, мнимое счастіе. И это мнимое счастіе, какъ ни низко (оно пло́тское!), – могло бы быть еще завиднымъ, еслибъ было прочно и вѣчно. Но оно превратно, оно мгновенно, – и какъ терзаются при его измѣнахъ, при потерѣ его, избалованные имъ. Оно непремѣнно должно разрушиться, отняться неумолимою и неотвратимою смертію: ни съ чѣмъ не сравнимо бѣдствіе, съ которымъ внезапно встрѣчаются во Вратахъ Вѣчности воспитанники мнимаго, земнаго счастія! Справедливо сказалъ Святый Исаакъ Сирскій: «Міръ – блудни́ца: онъ привлекаетъ красотою своею расположенныхъ любить его. Уло́вленный любовію міра и опутанный имъ, не возмо́жетъ вырваться изъ рукъ его, доколѣ не лишится живота́ своего. Міръ, когда совершенно обнажитъ человѣка, – изводитъ его изъ до́му его (т.-е. изъ тѣла) въ день его смерти. Тогда человѣкъ познае́тъ, что міръ – льстецъ и обманщикъ».


Дайте руку: пойдемъ за Хрiстомъ, каждый неся Крестъ свой, и имъ израбо́тывая свое спасеніе. 1847 годъ, Се́ргіева Пу́стынь.



Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments