graf_orlov33 (graf_orlov33) wrote,
graf_orlov33
graf_orlov33

Category:

СВЯТ. ДМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ НАРОДЫ СТОЯТ ПРАВЕДНИКАМИ


«Аще обрящется десять праведных» (Быт. 18:32). Ради десяти правед- ных, если бы они были в городе Содоме, Бог хотел пощадить город со всеми его пределами; но и ради одного праведного Лота, там живущего, Он не подвергал гибели Содома, пока не извел оттуда Лота. Мы отсюда видим следующие две истины: сколь полезны суть праведные люди для городов, стран и Царств и сколь великим бедствиям подлежат горо да, страны и Царства, если в них нет праведных людей.
   Полезны праведные люди там, где они жительствуют, и полезны двояко: частию житием и словом, частию же молитвами. Полезны жити ем и словом, ибо примером добродетельной своей жизни и духовыми увещаниями они злых отводят от зла и наставляют на путь добродете- лей. И бывают они столь благопотребны, как потребны Вожди для слепых и заблудившихся, врачи для больных, и искусные кормчие для подвергшихся буре, возжженные свечи для сидящих во тьме, и как небесные светила всему миру, так и грешным праведные, к которым и говорит Апостол: «Являетесь якоже светила в мире» (Флп. 2:15). И Сам Господь в Евангелии к ним говорит: «Вы есте свет миру» (Мф. 5:14). Ибо ими пребывающие в душевной слепоте просвещаются и заблудшие руководствуются на путь спасения; ими врачуются недугующие совес- тью, исполненною греховных болезней, волнующиеся же суетою мира сего ими приводятся к небурному пристанищу Богу, если только кто из них взирает на богоугодную их жизнь и старается ей подражать.
Полезны праведные и молитвами своими, ибо много помогают тем, с которыми сопребывают, так как сохраняют их от бед и зол, которые гневом Божиим наводятся или попускаются на людей, согрешивших и раздраживших Бога. В подобных случаях столь благопотребны правед- ные для городов, стран и Царств, как столпы для храмин и стены для города, ибо так они названы у Святых Отцов. Святой Иоанн Златоуст назвал праведных мужей Столпами Отечества, а святой Амвросий наименовал их каменными стенами. Как столпы утверждают здание и как каменные стены ограждают город и делают его крепким так и праведные, если где они обретаются, там то Отечество и страну утверж дают и ограждают, умилостивляя прогневанного Бога и защищая от надвигающихся казней...
   Хотел Бог весь изведенный из Египта народ израильский погубить в пустыне праведным Своим гневом за премногие грехи их, и уже дом Израилев должен был пасть и погибнуть, но праведный Моисей, как столп, поддерживающий здание, стал пред Богом, умоляя за них; и он умолил Его и поддержал имевшее пасть и погибнуть племя Израилево, как об этом повествуется в псалмах: «Рече потребите их, аще не бы Моисей избранный Его стал в сокрушении пред Ним, возвратите ярость Его, да не погубит их» (Пс. 105:23). В то время Моисей был для дома Израилева как бы столпом и утверждением.
Горе же тому городу и той стране, где не обретается ни одного праведни ка, ибо близко там разорение и пагуба. Примером этого может быть Содом. Дотоле он был цел, доколе в нем был праведный Лот; когда же удалился из него, тогда погибла вся страна Содомская...
   Мы удивляемся совершающимся в нынешнее время войнам, разоре нию городов, опустошениям стран, междоусобным браням, многому кровопролитию и безчисленным повсюду бедам. Какая причина всего этого? Та, что уменьшились праведные: «Вси уклонишася, вкупе непотре бни быша, несть творяй благое, несть до единаго» (Пс. 13:3). Все обрати лись В РАЗВРАЩЕНИЕ, все начали прогневлять Бога и огорчевать Его благоутробие, и раздражать Его долготерпение. Все, без боязни и страха совершая беззакония, восставляют Божие правосудие на месть и казнь. Поэтому-то повсюду и совершается столь великое зло, что Уменьшились праведные, которые могли бы умолить Бога о грешниках.
Два святых пророка скорбели об умалении праведных на земле – Давид и Михей. Давид вопил к Богу: «Спаси мя, Господи, яко оскуде преподобный, яко умалишася истины от сынов человеческих; суетная глагола кийждо ко искреннему своему, устне льстивыя в сердце, и в сердце глаголаша злая» (Пс. 11:2–3). А Михей святой не только сетует, но и рыдает, говоря: «О люте мне, душе, яко погибе богобоязнивый от земли, и праведнаго в человецех несть. Вси в крови прятся, кийждо ближняго своего озлобляет озлоблением, на зло руки своя уготовляют, князь просит (даров), и судия мирная словеса глаголет, а помысл души его лесть (Мих. 7:2–3). Но какая вам, о святые Пророки, печаль от того, что умалились на земле праведные? Печаль, говорят, потому, что за сим последуют беды... Святой Давид, сказав об оскудении праведных и об умножении неправедных, затем приводит следующие слова: «Потребит Господь вся устны льстивыя» (Пс. 11:4). Воспоследует, говорит, истребление всех лживых и неправедных. Посему спаси меня, Господи, дабы и я с теми не был потреблен с земли! Подобным образом и Михей святой несомненную Божию казнь там, где нет праведных, находящую возвещает, говоря: «У люте, у люте! Отмщения приспеша, ныне будут плачи их» (Мих. 7:4). Так из слов обоих тех пророков с несом ненностью следует, что горе тому городу и той стране, которая не имеет в себе ... праведника.
«Одожди Господь камение горящее на Содому и Гоморру» (Быт. 19: 24). Иеронимов перевод читает так: «Одожди Господь серу и огнь на Содому». Отсюда можно видеть, что те камни, которые были одождены с неба, были горящею серою, как и из слов евангельских то же можно разуметь, так как в них пишется следующее: «В оньже день изыде Лот (из Содома), одожди (Господь) огнь и жупел с небесе и погуби вся» (Лк. 17:29). Жупелом же называется сера. Поистине, казнь люта, ибо сера загорается более всякого другого вещества, горит ужаснейшим огнем, а вместе с тем испускает нестерпимый смрад. Так эта казнь оказалась подобной смрадному греху содомскому: за раздежение плотское – огонь, за смрад греха – смрад серы.
    О люди, доколе вы будете подражателями содомлян! Смотрите на образец ждущей вас казни! Если в Содоме произошло таковое, то что же имеет быть в геенне Огненной? Какое пламя, какой смрад, какое мучение, кто обо всем этом может возвестить? Послушайте святого Апостола Иуду, который говорит: «Содома, Гоморра и окрестные их грады, подобным им образом преблудившия и ходившия во след плоти иныя, предлежат в показание огня Вечнаго Суд подъемше» (Иуд. 1:7).
Нам же да будет известно то, что за грехи важных лиц государства и низшие подвергаются бедствиям. Во всяком городе или стране находя щиеся у власти люди являются для народа, как Отцы для детей. Когда те прогневляют Бога своими беззаконными делами и восстановляют Его на отмщение, тогда месть Божия, находящая на беззаконных владетелей, постигает также и находящийся под ними народ, как это было во время потопа и в Содоме; когда отцы согрешили, то казнь приняли и несогрешившие дети их, а также и все животные.
   Есть такой вопрос: почему Господь Бог и в водной казни во время всемирного потопа, и в казни огненной во время сожжения содомлян не пощадил неповинных детей, не содеявших никакого зла, но погубил их вместе с их нечестивыми отцами, – не противно ли сие правосудию Божию?
   Отвечаю. Это не есть неправосудие, но скорее милосердие Господа Бога, все на пользу строящего. Он для того с виновными отцами истре бил с лица земли и неповинных младенцев, дабы последние, когда придут в возраст, не сделались каким-либо образом наследниками и подражателями злых дел ...своих отцов ... и не стали таковыми же скверными беззаконниками, как и отцы их, и дабы Вечным мукам они не были потом преданы. Потому, милосердствуя о них, Господь пресек временную их жизнь временною казнию, души же их сохранил свободными от Вечных мук, в которые впали их отцы. Телом своим они погибли вместе с отцами, ... души же их милосердием Божиими соблюдены свободными от ада, ибо «праведен есть Господь, и несть неправды в Нем» (Втор. 32:4), и Он готов прощать даже и виновных. 

-----------------------------------
Истинное слово святого Владыки - этого органа Божия, проповедующего Духом Его Всесвятым правду.
Subscribe

  • Мученик Евстратий

    10 АПРЕЛЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ СОВЕРШАЕТ ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО МУЧЕНИКА ЕВСТРАТИЯ ПЕЧЕРСКОГО, УМУЧЕННОГО ИУДЕЯМИ При нашествии…

  • Идёт подготовка...

  • Пасха Христова в Ливадии

    Кинохроника в цвете: Император Николай II христосуется в в Итальянском дворике Ливадийского Дворца. Крым, 6 апреля 1914 года.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments