graf_orlov33 (graf_orlov33) wrote,
graf_orlov33
graf_orlov33

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ МИФЫ О КРЕПОСТНОМ ПРАВЕ


Что мы знаем о крепостном праве в России? Оно – темное пятно на прошлом страны. Очень темное. Многие уверены, что Россия последняя из всех стран отменила у себя этот пережиток феода- льного прошлого. Но так ли это и чем на самом деле было крепо стное право для крестьянина? В Боснии и Герцеговине, напри- мер, крепостное право отменено позднее, чем в России, в 1918 г. В Венгрии крепостничество отменено в 1853 г. В Северной Аме- рике рабство было отменено только в 1865 году, через четыре года после отмены крепостного права в России, в Бразилии - в 1888 г. В колониях Британии рабство было отменено после ВМВ. В качестве рабов британцы зачастую использовали ирландцев... Да и сколько было крепостных крестьян в России? Оказывается, в 50-е гг. 19 в. крепостные составляли около 25 % от населения страны. Государственных крестьян было много больше, чем кре- постных. Чем же одни отличались от других?
По крепостному праву помещик обязан был кормить своих крес- тьян во время недорода и лечить их во время морового повет- рия. Большинство помещиков с этой задачей справлялись, в этом был их общественный долг. Вот почему крестьяне называ- ли своих помещиков зачастую "батюшками", "благодетелями", да "отцами родными"...
Пушкин в своем "Путешествии из Москвы в Петербург" приво- дит свою беседу: «…Подле меня в карете сидел англичанин, человек лет 36. Я обратился к нему с вопросом: что может быть несчастнее русского крестьянина?
Англичанин отвечал – Английский крестьянин.
Я. – Как! Свободный англичанин, по вашему мнению, несчастнее русского раба...?
Он. – Что такое свобода?
Я. – Свобода есть возможность поступать по своей воле.
Он. – Следовательно, свободы нет нигде; ибо везде есть или законы или естественные препятствия.
Я. – Так; но разница: покоряться законам, предписанным нами самими, или повиноваться чужой воле.
Он. – Ваша правда. Но разве народ английский участвует в зако- нодательстве? Разве власть не в руках малого числа? Разве требования народа могут быть исполнены его поверенными?
Я. – В чем Вы полагаете народное благополучие?
Он. – В умеренности и соразмеренности податей.
Я. – Как?
Он. – Вообще повинности в России не очень тягостны для наро- да: подушныя платятся миром. Оброк не разорителен (кроме в близости Москвы и Петербурга, где разнообразие оборотов промышленности умножает корыстолюбие владельцев). Во всей России помещик, наложив оброк, оставляет на произвол своему крестьянину доставать оный, КАК и ГДЕ ОН ХОЧЕТ. Крестьянин промышляет, чем вздумает, и уходит иногда за 2000 верст выра- батывать себе деньгу. И это называете вы рабством? Я не знаю во всей Европе народа, которому было бы дано более простору действовать...
Я. – Но злоупотребления частые…
Он. – Злоупотреблений везде много. Прочтите жалобы английс- ких фабричных работников – волоса встанут дыбом; вы подумае те, что дело идет о строении фараоновых пирамид, о евреях, работающих под бичами египтян. Совсем нет: дело идет об сук- нах г-на Шмидта или об иголках г-на Томпсона. Сколько отвра- тительных истязаний, непонятных мучений! Какое холодное варварство, с одной стороны, с другой – какая страшная бедно- сть! В России нет ничего подобного.
Я. – Что поразило вас более всего в русском крестьянине?
Он. – Его опрятность и свобода.
Я. – Как это?
Он. – Ваш крестьянин каждую субботу ходит в баню; умывается каждое утро, сверх того несколько раз в день моет себе руки. О его смышлености говорить нечего. Путешественники ездят из края в край по России, не зная ни одного слова вашего языка, и везде их понимают, исполняют их требования, заключают усло- вия…; никогда не замечал в них ни грубого удивления, ни невеже- ственного презрения к чужому. Переимчивость их всем извест- на; проворство и ловкость удивительны.
Я. – Справедливо. Но свобода? Неужто вы русского крестьянина почитаете свободным?
Он. – Взгляните на него: что может быть свободнее его обраще- ния с вами! Есть ли и тень рабского унижения в его поступи и речи? Вы не были в Англии?
Я. – Не удалось.
Он. – Так вы не видали оттенков подлости, отличающих у нас один класс от другого. Вы не видали раболепного masters Ниж- ней каморы перед Верхней; джентльменства перед аристокра- тией; кулачества перед джентльменством; бедности перед бога- тым; повиновения перед властью. А продажные голоса, а уловки Министерства, а тиранство наше с Индией, а отношения наши со всеми другими народами! ...
Англичанин мой разгорячился и совсем отдалился от предмета нашего разговора. Я продолжал следовать за его мыслями – и мы приехали в Клин».
Мало кто знает, что Закон в равной степени защищал и крепо стного крестьянина, и его помещика. Как уточняет доктор истори ческих наук Елена Марасинова, «я не встретила ни в одном приговоре за убийство священника, помещика или крепостного крестьянина даже намека на то, что поскольку загублена душа крепостного крестьянина, то может быть более легкое наказа- ние. Наказание было абсолютно одинаково. Социальный статус жертвы НЕ ИМЕЛ НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ. Если крестьянин убил помещика – его ждала каторга. Если помещик убил крестьянина, он тоже приговаривался к не менее серьезному наказанию»...
Только за период с 1834 по 1845 год в России было привлечено к суду около 3000 дворян по жалобам на них крестьян. Интересен факт, что за это время число крестьян, осужденных за неповино- вение помещикам, составляло 0,13 %. Примерно столько же было осуждено и помещиков, которые превышали свои полно- мочия, управляя приписанными к земле крестьянами. Возможен ли такой паритет, если считать крепостное право феодальным пережитком?
Еще один миф, связанный с крестьянским вопросом, утверждал, что вся земля на Руси всегда принадлежала или государству, или помещикам, Между тем в начале XX века крестьянское общи нное землевладение значительно превосходило помещичье. Троцкий и Ленин не могли дать землю крестьянам, так как она к 1914 году уже принадлежала им. Большинство заводов и фабрик к 1917 году стали, фактически, государственными, но этот воп- рос мы затрагивать не будем.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment