graf_orlov33 (graf_orlov33) wrote,
graf_orlov33
graf_orlov33

СВЯЩМУЧ. ИОАНН ВОСТОРГОВ СОЦИАЛИЗМ ОТЦОВ ЦЕРКВИ.



   В после-апостольский век мы во многих сочинениях писателей того времени (Василий Великий, Иоанн Златоуст), а также в творениях отцов Церкви встречаем немало суждений по вопросу о богатстве и бедности, которые для современного уха звучат социалистически. Но если эти суждения пропустить сквозь призму истории, то окажется, что социалистического в них столь же мало, как и в апостольских посланиях.
   Характерные черты и здесь следующие:
   1) Осуждение мамонизма - пристрастия к богатству ради самого богатства, которое отвлекает заботу о душе.
   2) Богатство и собственность по-прежнему рассматриваются не с экономической или социальной точки зрения, а с этической. Не богатство и собственность осуждаются, а способ употребле- ния их.
   3) Никакого плана, никакой определённой программы эконо мических изменений в поучениях Отцов Церкви не содержится. Раздаются только советы, принимающие иногда столь же горячую форму, как у Ап. Иакова. Требование разумного (с точки зрения спасения души) пользования богатством кроется в том сознании.
   4) Что все богатства - от Бога, и люди только управляющие ими.
   5) Распоряжение богатством вполне предоставляется личному усмотрению каждого (согласно учению Христианства о внутренней свободе человека).
   6) Помощь бедным (имущий должен делиться с неимущим) прежде всего должна быть актом внутреннего настроения, без которого она не имеет цены.
   7) Богатство по-прежнему рассматривается, с одной стороны, как несчастье достойных жалости богачей, если они погрязли в эгоизме, и, с другой, - как средство спасения. Самостоятельной же ценности оно не имеет.
   Высказываемое иногда требование общения имуществ совершенно не имело в виду какой-нибудь социально-экономи ческой организации или плана хозяйственного преобразования; это рассматривалось как следствие общения душ - братства, семейственности.
   8) В то время, как для современных социалистов экономиче ские блага - всё и имеют самодовлеющее значение, после-апосто льский век проникнут к ним презрением, считая их излишней тяжестью, которую нужно сбросить в интересах души.
   9) Отбрасывание богатства и презрение к нему особенно понятны, в виду жестоких гонений на христиан и вытекавшего отсюда ожидания конца мира и Страшного Суда.
   Все перечисленные пункты следует иметь ввиду при изучении творений Отцов Церкви: Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Златоуста и других.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments