graf_orlov33 (graf_orlov33) wrote,
graf_orlov33
graf_orlov33

2. ДУХОВНЫЯ СРЕДСТВА ДЛЯ БОРЬБЫ СО ЗЛЫМИ ДУХАМИ

Не должно предаваться унынію. — Надежда на Бога. — Ангелы помощники въ борьбѣ съ діаволомъ. — Духовное оружіе: вѣра, слово Божіе, призываніе имени Спасителя, страхъ Божій, смиреніе, духовное бодрствованіе, молитва, крестное знаменіе, покаяніе съ причащеніемъ Св. Таинъ, заклинаніе.




Не предавайся печали душою твоею и не мучь себя своею мнительностью. Веселіе сердца — жизнь человѣка, и радость мужа — долгоденствіе. Люби душу свою и утѣшай сердце твое и удаляй отъ себя печаль, ибо печаль многихъ убила, а пользы въ ней нѣтъ (Прем. Іисуса сына Сирах. 30, 22-25). Размыслимъ надъ этимъ мудрымъ наставленіемъ. Есть люди беззаботные, безпечные, которые не помышляютъ о завтрашнемъ днѣ по лѣности, нерадѣнію или нетрезвой жизни своей. Имъ тяжело всякое размышленіе о благоустройствѣ или измѣненіи своего положенія, и они живутъ день за днемъ, не озираясь на прошлое и не думая о будущемъ. Но не о нихъ говоритъ сынъ Сираховъ, ибо такое душевно-нравственное состояніе человѣка не достойно разумнаго существа и никогда не можетъ доставить ему внутренняго спокойствія; напротивъ, это состояніе приводитъ къ внутреннему разстройству и внѣшнему, которыя отравляютъ жизнь его: а злые духи, при такомъ душевномъ состояніи человѣка, не дремлютъ, а по свойственнымъ имъ ухищреніямъ доводятъ ихъ до умопомѣшательства. Премудрый говоритъ о духовномъ веселіи людей, заключающемся въ упованіи на Бога, въ отдачѣ себя на Его волю, въ этой самоотдачѣ черпая покой душевный, въ которомъ и заключается настоящее веселіе людей... Есть люди, которые слишкомъ много заботятся только о внѣшнемъ благоустройствѣ своей жизни и нисколько не думаютъ о душѣ своей, — о духовной сторонѣ жизни, и потому непомѣрно чувствительны ко всѣмъ неудачамъ и потерямъ въ жизни. Въ несчастiяхъ эти люди падаютъ духомъ, становятcя недовѣрчивыми къ собственнымъ силамъ и способностямъ и потому впадаютъ въ печаль и даже въ отчаяніе. А какъ временныя перемѣны къ худшему въ жизни людей случаются очень часто, то временная печаль чрезъ мѣру мнительнаго человѣка обращается въ постоянное уныніе его души. Такимъ то людямъ и говоритъ Премудрый: «Не предавайся печали душею твоею и немучь себя своею мнительностью». Кто даетъ совершенно овладѣть его душою унынію, пусть знаетъ, что создаетъ самую благопріятную почву для воздѣйствія на нее со стороны злыхъ духовъ. Напротивъ, если находящіеся въ печали не предаются унынію, не теряя надежды на милосердіе Божіе, и съ усердiемъ молятся Богу помочь имъ, тѣ получаютъ утѣшеніе; а когда просимое — имъ не во вредъ, то получаютъ и просимое. Скорбь, уныніе и отчаяніе, прежде всего, открываютъ діаволу доступъ къ нашему сердцу и содѣйствуютъ нашей гибели. Посему то Премудрый и совѣтуеть: «люби душу свою и утѣшай сердце твое и удаляй отъ себя печаль, ибо печаль многихъ убила, а пользы въ ней нѣтъ». Вторыми врагами нашими, отдающими насъ подъ вліяніе діавола, являются наши грѣхи и страсти: «<áðAöû áî ãðýõ¹ ñìNðòü» т.е. «Возмездіе за грѣхъ — смерть» (Рим. 6, 23). Страсть ослѣпляетъ разумъ человѣка и подавляетъ въ немъ послѣдній остатокъ свободнаго произвола на доброе; тогда человѣкъ все видитъ превратно. Свѣтъ ему кажется тьмою, а тьма — свѣтомъ; лукавое — добрымъ, а доброе лукавымъ; напримѣръ: ослѣпленные завистью, своекорыстіемъ и тщеславіемъ, фарисеи не увѣровали во Христа и предали Его на смерть ослѣпленный страстью сребролюбія, Іуда предалъ своего Учителя. Діаволъ легко можетъ ввергнуть въ бездну погибели человѣка, подверженнаго страстямъ. Страсти сами влекутъ насъ въ адъ; діаволу остается только открывать намъ адскія врата. Опаснѣе всего страсть къ самовозвеличенію; по этому поводу св. Іоаннъ Лѣствичникъ говоритъ: «Горделивый монахъ не будетъ имѣть нужды въ демонѣ (чтобы вести его на погибель) потому что самъ для себя сталъ уже демономъ и врагомъ» (Добр. т. 2, стр. 608). Св. Іоаннъ Златоустъ говоритъ: «Никто не думай о діаволѣ, что онъ будто такъ силенъ, что можетъ воспрепятствовать намъ идти путемъ, ведущимъ къ добродѣтели. Правда, онъ прельщаетъ и соблазняетъ нерадивыхъ, однако-же не удерживаетъ насильно и не принуждаетъ».[ 8 ] «Всегда отъ нерадѣнія моего, берутъ демоны случай противъ меня возставать», свидѣтельствуетъ св. Максимъ Исповѣдникъ (Добр. т. 2 стр. 322). Златоустъ говоритъ: «Если живемъ безнравственно, дѣлаемся легкой добычей діавола».[ 9 ] Что злое зараждается въ насъ самихъ, это говоритъ и самъ Господь: «t ñNðäöà áî ¢ñõAäÿòú ïîìûøëßíiÿ sëˆÿ» (Матѳ. 15, 19). Бываетъ же сіе съ тѣми; которые по нерадѣнію оставляютъ въ сѣбѣ не воздѣланными естественныя сѣмена добра, какъ сказано въ притчахъ: «Gêîæå íBâà ìbæú áåçbìíûé, ¢ Ýêw âiíîãðhäú ÷åëîârêú ñêóäîbìíûé: £ùå ®ñòhâèøè ±ã¨, ®ïóñòråòú ¢ òðàâAþ ïîðàñòNòú âNñü, ¢ ábäåòú ®ñòhâëåíú, ®ãðˆäû æå êhìeííûÿ ±ã§ ðàñêîïhþòñÿ» (Притч. 24, 30-31). А душѣ отъ такого нерадѣнія опустѣвшей и оставленной, по необходимости остается произращать тернія и волчцы и испытывать надъ собою сказанное: «æähõú, äà ñîòâîðBòú ãðAçäiå, ¢ ñîòâîð© òNðíiå» (Ис. 5, 2, 4); между тѣмъ, какъ объ этой же душѣ было прежде сказано: «íàñàäBõú ëAçó ¢çáðhííó» (Ис. 5, 2). Подобное сему есть у Прор. Іереміи, который отъ лица Бога говоритъ: «“çú æå íàñàäBõú ò½ âiíîãðhäú ïëîäîíAñåíú, âNñü ˜ñòèíåíú: êhêw ïðåâðàòBëñÿ ±ñ© âú ãAðåñòü, âiíîãðhäú ÷óæäRé»? (Іере. 2, 21). Аѳанасій Великій говоритъ: «самъ дiаволъ сознается въ своемъ безсилiи, и такимъ образомъ, не будемъ упадать духомъ, питать въ душѣ боязнь, не станемъ сами себѣ выдумыватъ побужденiя къ страху», говоря: «не пришелъ бы демонъ и не поколебалъ бы меня? Не восхитилъ бы онъ меня и не низринулъ бы? или: Не напалъ бы внезапно и не привелъ бы въ смятеніе»? Вовсе не будемъ мы давать въ себѣ мѣста такимь мыслямъ и скорбямъ, какъ погибающіе. Будемъ представлять себѣ и помышлять всегда, что, поелику съ нами Господь, то ничего не сдѣлаютъ намъ враги. Они какими насъ находятъ, приходя къ намъ, такими и сами дѣлаются въ отношеніи къ намъ; и какія мысли въ насъ находятъ такія и привидѣнія представляютъ намъ (предлагая намъ искушеніе въ томъ, къ чему мы падки). Поэтому, если найдутъ насъ боязливыми и смущенными, то немедленно нападаютъ, какъ разбойники, нашедшіе неохраняемое мѣсто, и что мы сами о себѣ думаемъ, то и производятъ въ большомъ видѣ. Если видятъ насъ страшливыми и боязливыми, то еще больше увеличиваютъ боязнь привидѣніями и угрозами, а бѣдная душа мучится тѣмъ. Но если найдутъ насъ радующимися о Господѣ и помышляющими о будущихъ благахъ, содержащими въ мысляхъ дѣла Господня; и разсуждающими, что все въ рукѣ Божіей, что демонъ не въ силахъ побороть христіанина и вообще ни надъ кѣмъ не имѣеть власти (кто призываетъ на помощь Бога), то, видя душу подкрѣпляемую такими мыслями, демоны со стыдомъ обращаются вспять. Такъ, врагъ, видя Іова огражденнымъ добродѣтелью, удалился отъ него; но сдѣлалъ плѣнникомъ своимъ Іуду, нашедши, что онъ лишенъ такой защиты. — Поэтому, если хотимъ презирать врага, то будемъ всегда помышлять о дѣлахъ Господнихъ. Душа постоянно да радуется въ упованіи; и увидимъ, что демонскія игралища тоже, что дымъ, что демоны скорѣе сами побѣгутъ, нежели насъ будутъ преслѣдовать, потому что они крайне боязливы, ожидая уготованнаго имъ огня. А для небоязненности своей передъ демонами дѣлайте такое испытаніе. Когда бываетъ какое либо привидѣніе, не впадай въ боязнь, но каково бы ни было сіе привидѣніе, прежде всего смѣло спроси: «Кто ты и откуда»?, и если это будетъ явленіе святыхъ, то они удостовѣрятъ тебя и страхъ твой претворятъ въ радость. А если это діавольское привидѣніе, оно тотчасъ утратитъ свою силу, какъ скоро мысль твоя тверда, ибо признакъ невозмущаемаго духа, — при всякомъ случаѣ спрашивать: «Кто ты и откуда»? — Такъ вопросилъ Іисусъ Навинъ и узналъ, кто былъ явившійся. Такъ врагъ не утаился отъ вопросившаго Даніила.[ 10 ] Небояться же козней злыхъ духовъ мы должны потому, что имѣемъ благодатныя средства къ побѣдѣ надъ діаволомъ. Средства эти дарованы намъ Іисусомъ Христомъ (Кол. 2. 11-12). Господь истребилъ силу сатаны и полчищъ его бѣсовскихъ, отнявъ у нихъ всякую власть насильствовать насъ: «Отнявъ силы у начальства и властей, властно подвергалъ ихъ надзору, восторжествовавъ надъ ними Собою» (Колос. же 2, 18). Только посредствомъ грѣха и страстей бѣсы льнутъ къ душѣ, и она, пока во грѣхѣ, бываетъ облѣплена ими, и является какъ-бы одѣтую въ нихъ. Вотъ такую одежду, изъ бѣсовъ сшитую, и снялъ Господь съ естества нашего тѣмъ, что намъ дарована новая жизнь, отняты у бѣсовъ точки соприкосновенія съ нами или прилипанія къ намъ и, напротивъ, влита сила, отражающая ихъ. Піявки облипаютъ тѣло живое и сосутъ изъ него живую кровь; но если обдать тѣло соленою водою, то піявки тотчасъ отпадутъ. Такъ и Господь осолилъ естество наше солью благодати Св. Духа и бѣсы всѣ должны были отскочить отъ него, пораженные Божественною силою и свѣтомъ Вѣры съ возлюбленіемъ святости.[ 11 ] О возможности избавленія отъ бѣсовъ, при помощи благодати Божіей и при пользованіи богодарованными для сего средствами, свидѣтельствуютъ свв. отцы Церкви. Св. Кириллъ Іерусалимскій говоритъ: «самый злой совѣтникъ — діаволъ, онъ всѣхъ подъущаетъ, но не преодолѣетъ непокоряющихся ему. Поэтому затвори дверь твою и удали его отъ себя, и не сдѣлаетъ тебѣ вреда. Если же безъ отвращенія примешь въ себя похотливую мысль, то посредствомъ помысловъ она пуститъ въ тебя корни, свяжетъ умъ твой и увлечетъ тебя въ пучину золъ».[ 12 ] Св. Іоаннъ Златоустъ говоритъ: «если діаволъ и хищникъ, то отъ насъ зависитъ не давать ему расхищать».[ 13 ] Св. Григорій Нисскій говоритъ: «когда естество наше пало въ грѣхъ, наше паденіе Богъ не оставилъ своимъ Промысломъ, но въ помощь жизни каждаго приставляетъ нѣкоего Ангела, изъ пріявшихъ безплотное естество; но съ противной стороны, растлитель естества ухищряется на то же посредствомъ нѣкоего лукаваго и злотворнаго демона, который-бы вредилъ человѣческой жизни. Человѣкъ же, находясь среди Ангела и демона, самъ собою дѣлаетъ одного сильнѣе другого, свободной волей выбирая учителя изъ двухъ. Добрый Ангелъ предуказываетъ помысламъ блага добродѣтели, какія преуспѣвающими открываются въ упованіи, а другой показываетъ вещественныя удовольствія, отъ которыхъ нѣтъ никакой надежды на благо. Посему, если кто чуждается того, что манитъ къ худому, устремивъ помыслы къ лучшему и порокъ какъ-бы поставивъ позади себя, а душу свою какъ нѣкое зеркало обратилъ лицомъ къ упованію благъ, чтобы въ чистотѣ собственной его души напечатлѣлись всѣ изображенія и представленія указуемой ему добродѣтели, то срѣтаетъ его тогда и оказываетъ ему вспоможеніе братъ: ибо по дару слова и разумности души человѣческой, Ангелъ нѣкоторымъ образомъ является человѣку братомъ» (Доброт. т. 3, стр. 97). А что, дѣйствительно, въ нашей борьбѣ съ духомъ злобы принимаютъ фактически участіе наши старшіе братья — добрые Ангелы, свидѣтельствуетъ слѣдующее. Въ житіи преп. Нифонта разсказывается, что однажды, послѣ молитвы, Богъ показалъ ему большое поле, на которомъ стояло множество бѣсовъ, раздѣленныхъ на полки. И вотъ одинъ изъ чернѣйшихъ эѳіоповъ, какъ-бы приготовляя полки къ сраженію, пересчитывалъ воиновъ и говорилъ: «Смотря на меня, не бойтесь ничего, ибо сила моя будетъ съ вами». Нѣкоторые же изъ бѣсовъ принесли множество разнаго оружія и раздавали полкамъ. Когда преп. Нифонтъ смотрѣлъ на это, былъ къ нему голосъ: «Обратись, Нифонтъ, къ востоку и смотри». И онъ, обратившись увидѣлъ чистое поле, на которомъ, вдвое болѣе, чѣмъ бѣсовъ, стояло бѣлоризцевъ, готовыхъ къ сраженію. Потомъ пришелъ нѣкоторый мужъ, видомъ свѣтлѣе солнца, и сказалъ: «Такъ повелѣваетъ Господь Саваоѳъ, идите во всю землю, помогая христіанамъ и охраняя ихъ» (Чет. Мин. Дек. 23).

Но ангелы — только наши помощники, а борьбу мы должны вести сами.

«Противостаньте діаволу, и убѣжитъ отъ васъ» — говоритъ св. Ап. Іаковъ (4, 7). Надо только не ослабѣвать въ борьбѣ съ врагомъ и вести войну съ терпѣніемъ, помня завѣтъ Господа: «âú òåðïríiè âhøåìú ñòÿæBòå äbøû âhøÿ» (Лук. 21,19). За побѣду надъ діаволомъ ждетъ насъ вѣчная награда въ Царствѣ Небесномъ. Если діаволъ особенно сильно нападаетъ на насъ, то это первый признакъ его слабости, ибо если-бы мы были побѣждены имъ, ему нечего бы было вступать въ борьбу съ нами. Св. Іоаннъ Лѣств. говоритъ: «Никто не можетъ такъ свидѣтельствовать о пораженіи діавола и демоновъ, какъ жестокое ихъ нападеніе на насъ» (Лѣств., стр. 239). «ÁãUú æå ìBðà äà ñîêðóøBòú ñàòàí¾ ïî& íîã© âhøÿ âñêAðý» (Рим. 16, 20).

Св. отцы и учители Церкви указываютъ слѣдующія средства для борьбьі съ діаволомъ: Вѣру, слово Божіе, призывъ имени Христа Спасителя нашего, страхъ Божій, смиреніе, трезвеніе, молитву, Крестное знаменіе. Эти средства мы сами можемъ употреблять вь борьбѣ; а есть и такія, которыми возможно пользоваться чрезъ священнослужителей, — это покаяніе съ Причащеніемъ Св. Таинъ Христовыхъ и заклинаніе.

1) Вѣра — это невещественный щитъ противъ невидимаго врага. Діаволъ мечетъ въ насъ разными стрѣлами, но мы имѣемъ у себя крѣпкую оборону — вѣру. «íà& âñrìè æå âîñïðiBìøå ùBòú ârðû, âú íNìæå âîçìAæåòå âñ° ñòðrëû ëóêhâàãw ðàçææßííûÿ ÞãàñBòè» (Еф. 6, 16). Діаволъ часто бросаетъ разженную стрѣлу похотѣнія срамныхъ удовольствій, но вѣра, напоминая судъ и охлаждая умъ, угашаетъ стрѣлу сію.[ 14 ] Если вѣруемъ въ Бога, то не боимся демоновъ; ибо Господь посылаетъ намъ помощь свою.(Доброт. т. 2, стр. 604). «Губитель не найдетъ себѣ мѣста въ насъ, если ограждаться щитомъ вѣры» (Доброт. т. 4, стр. 64-65).

2) Слово Божіе. — «ìå÷ü äóõAâíûè, ˜æå µñòü ãëUãAëú áæUié» (Еф. 6, 14-17). «Противоположи ему (искусителю) слово живота, которое есть хлѣбъ, посылаемый съ неба и дарующій жизнь міру», говоритъ св. Григорій Богословъ.[ 15 ] «Губитель никогда не найдетъ въ насъ мѣста себѣ, если отражать его мечемъ Слова Божія» (Доброт. т. 4, стр. 64-65). «Бѣсовъ должно прогонять, по примѣру Христа, словами Свящ. Писанія».[ 16 ]

3) Призывъ имени Христа Спасителя нашего. «Именемъ Моимъ будутъ изгонять бѣсовъ», сказалъ Спаситель (Марк. 16-19). Отцы Церкви и учители свидѣтельствуютъ объ исполненіи обѣтованія Христова. Св. Іустинъ мучен. говоритъ: «Мы всегда молимъ Бога чрезъ Іисуса Христа, чтобы сохраняться намъ отъ демоновъ, которые чужды Богопочтенія и которымъ мы нѣкогда поклонялись, дабы мы послѣ обращенія къ Богу черезъ Христа, были непорочны. Ибо мы называемъ Его Помощникомъ и Спасителемъ, отъ силы имени котораго трепещутъ демоны, и теперь заклинаемъ именемъ Іисуса Христа, Распятаго при Понтiи Пилатѣ, они повинуются намъ; отсюда для всѣхъ очевидно, что Отецъ Его далъ Ему столь великую силу, что и бѣсы покоряются имени и домостроительству бывшаго страданія Его».[ 17 ] Св. Кириллъ Іерусалимскій говоритъ: «Всѣ цари, скончавшись, вмѣстѣ съ жизнью теряютъ и могущество, а Распятому Христу поклоняется вся вселенная. Возвѣщаемъ Распятаго, котораго демоны трепещутъ. Много было въ разныя времена распинаемыхъ; но призываніе другого какого распятаго изгоняло-ли когда демоновъ»?[ 18 ]... «И до нынѣ еще трепещутъ демоны при имени Христовомъ; сила сего имени не ослаблена и нашими пороками. А мы не стыдимся оскорблять и достопоклоняемое имя Христово и Самаго Христа», «не стыдимся слышать, какъ отвергаютъ христіанство молча, выступая въ защиту Христа Спасителя нашего, какъ-бы стыдясь быть вѣрующими сынами Его»... Не можетъ умъ побѣдить демонское мечтаніе самъ только собою, да не дерзаетъ на сіе никогда, ибо хитры будучи, враги наши притворяются побѣжденными, замышляя низложить борца чрезъ тщеславіе; при призываніи же имени Христа, и минуты постоятъ и злокозньствовать противъ тебя не стерпятъ... Слабый нашъ разумъ, который пока на духовъ злобы призываетъ Іисуса Христа (съ помощью силы имени Сего), удобно изгоняетъ ихъ и съ искуснымъ умѣніемъ обращаетъ въ бѣгство невидимыя, ратныя силы врага; а коль скоро самъ на себя одного безразсудно дерзнетъ надѣяться, то падаетъ и разбивается».[ 19 ]

Св. Ѳеодоръ Студитъ говоритъ: «Пусть дадутъ тысячи и тьмы враговъ, христіанинъ не убоится ихъ. Именемъ Христовымъ отразитъ ихъ и разгонитъ». Преп. Никита Стифатъ говоритъ: «Прежде схватки и побѣды, бѣсы часто возмущаютъ душевное чувство и отъемлютъ сонъ отъ вѣждей ея; но душа отъ Духа Свягаго исполненная дерзновенія и мужества, ни во что ставитъ такой ихъ обходъ и горькое неистовство: однимъ животворящимъ изображеніемъ Креста и призывомъ имени Іисуса Христа, Богъ разрушаетъ ихъ призраки и ихъ самихъ обращаеть въ бѣгство» (Добр. т. 2. стр. 118).

О силѣ призыванія имени Божія содержится слѣдующій разсказъ въ Прологѣ: «Въ Константинополѣ былъ чародѣй, который хотѣлъ привлечь къ служенію одного отрока. Чтобы показать силу и величіе князя бѣсовскаго, чародѣй увелъ отрока за городъ въ ненаселенное мѣсто. И вотъ, обольщенному отроку представился большой городъ съ желѣзными воротами. Чародѣй входитъ съ отрокомъ въ воображаемый городъ и вводитъ его въ посреди стоящій храмъ. При входѣ въ храмъ, видитъ отрокъ свѣтильниковъ много горящихъ и на высокомъ престолѣ нѣкоего сидящаго, подобнаго царю, и окруженнаго многочисленными слугами. Это былъ князь бѣсовскій, который радостно привѣтствовалъ чародѣя, посадилъ его рядомъ съ собою и спросилъ: «для чего онъ привелъ отрока»? Чародѣй отвѣчаетъ: «мы твои слуги, и онъ хочетъ быть твоимъ». Сатана спрашиваетъ отрока: «Мой ли ты слуга»? Отрокъ воскликнулъ: «Я служитель Отца и Сына и Святаго Духа». Отъ этого возгласа вдругъ палъ съ престола сатана, погибъ чародѣй, исчезли всѣ призраки города и храма (Прол. 2 дек.).

4) Страхъ Божій. — Тотъ, кто изъ-за любви, боится оскорбить Создателя своего, и носитъ постоянно въ сердцѣ благодарную память о милостяхъ Божіихъ и страхъ быть неблагодарнымъ за нихъ, тому не страшенъ ни діаволъ, ни человѣкъ: ибо тотъ не боится смерти, уповая на жизнь вѣчную, даруемую Богомъ. Св. Ефремъ Сиринъ говоритъ: «Страхъ Божій — крѣпкій столпъ передъ лицомъ вражескимъ, не разоряй сего столпа и не будешь взятъ въ плѣнъ» (Доброт. т. 2, стр. 487). Св. Симеонъ Нов. Богословъ говоритъ: «Боящійся Бога, не боится устремленія противъ него бѣсовъ» (Доброт. т. 5, стр. 21).

5) Смиреніе. — Смиренному не страшенъ никто, ибо на смиреннаго не поднимается рука; ему не страшны лишенія и муки, ибо смиреніе не даетъ чувствовать уязвленія отъ преслѣдованій врага; объ стѣну его смиренія разобьется всякое зло. Св. Симеонъ Новый Богословъ говоритъ: «Что мужественнѣе сокрушеннаго и смиреннаго сердца, которое безъ труда обращаетъ въ бѣгство полки бѣсовъ и совершенно прогоняетъ ихъ».[ 20 ] Преп. Авва Дороѳей свидѣтельствуетъ: «Когда св. Антоній увидѣлъ распростертыми всѣ сѣти діавола и, вздохнувъ, вопросилъ Бога: Кто можетъ избѣгнуть ихъ? то Богъ отвѣтилъ ему: «Смиреніе избѣгаетъ ихъ» и присовокупилъ: «онѣ даже неприкасаются ему», то-есть къ смиренію (Доброт. т. 2, стр. 647).

6) Трезвенiе, — духовное бодрствованіе. «Нерадѣніе и разсѣянность души, говоритъ св. Василій Великій, должно исправлять болѣе собраннымъ и строгимъ вниманіемъ ума, и въ каждую минуту надобно занимать непрестанно душу размышленіемъ о томъ, что прекрасно (т. е. что есть истина). Когда же діаволъ предпринимаетъ строить свои козни и съ великой силой старается въ безмолвствующую и въ покоѣ пребывающую душу впустить свои помыслы, какъ разжженныя какія-то стрѣлы, внезапно воспламенить ее и произвести въ ней продолжительныя и неистребимыя воспоминанія однажды въ ней впечатлѣннаго, тогда трезвеніемъ и усиленнѣйшею внимательностью должно отражать таковыя нападенія, подобно тому, какъ борецъ самою строгою осторожностью и изворотливостью тѣла, отклоняетъ отъ себя удары противоборцевъ» (Доброт. т. 5, стр. 387). Св. Іоаннъ Златоустъ говоритъ: «Да, страшно, страшно, возлюбленный, быть уловлену кознями діавола; ибо тогда душа какъ-бы запутывается въ сѣтяхъ, и, какъ нечистое животное валяясь въ грязи, услаждается этимъ, такъ и она, предавшись грѣховной привычкѣ, уже не чувствуетъ зловоніе грѣховъ, — посему нужно бдѣть и бодрствовать, чтобы съ самаго начала не дать лукавому демону никакого доступа къ намъ, дабы онъ, омрачивъ у васъ умъ и ослѣпивъ око душевное, не заставилъ насъ, не могущихъ взирать на свѣтъ Солнца Правды, подобно лишеннымъ видимаго солнечнаго свѣта, стремиться въ пропасть».[ 21 ] «Если мы будемъ съ осторожностью располагать своими поступками, то получимъ и отъ Господа великую милость и избѣгнемъ козней діавольскихъ. Когда діаволъ видитъ, что мы бдительны и осторожны, то, зная, что его покушенія (на насъ, для соблазна нашего) будутъ безполезны, удаляется со стыдомъ».[ 22 ] Преп. Исихій, пресвитеръ Іерусалимскій, говоритъ: «Діаволъ, какъ рыкающій левъ, ходитъ со своими полчищами, ища кого поглотить» (I Петр. 5, 8). «Да не пресѣкаются же у насъ никогда сердечное вниманіе, трезвеніе, прекословіе помысламъ, нагоняемымъ на насъ діаволомъ, и молитва къ Христу Іисусу, Богу нашему, ибо лучшей помощи, кромѣ Іисусовой не найти тебѣ во всю жизнь твою» (Доброт. т. 2, стр. 175). Преп. Нилъ Синайскій говоритъ: «Если хочешь успѣшно вести брань съ полчищами демоновъ, то врата души твоей (чувства) заграждай уединеннымъ безмолвіемъ и ухо свое прилагай словесамъ отеческимъ, чтобы научившись, такимъ образомъ, распознавать тернія помысловъ, пожигать ихъ гнѣвомъ (на зло помысловъ и отверженіемъ)» (Доброт. т. 2, стр. 305). Св. Ѳеодоръ Студитъ говоритъ: «Ýêw írñòü íhøà áðhíü êú êðAâè ¢ ïëAòè, íî êú íà÷hëwìú ¢ êî âëàñòNìú (¢) êú ìiðîäåðæBòåëeìú òìº ârêà ñåã§, êú äóõîâ¡ìú sëAáû ïîäíåáßñíûìú.» (Еф. 6, 12) и противъ начало злобнаго супостата нашего діавола, который прельстилъ праотца нашего и чрезъ это былъ причиною изгнанія его изъ рая сладости на землю сію. Съ тѣхъ поръ, изъ рода въ родъ преслѣдуетъ онъ родъ человѣческій, научая его всякому злу. Онъ нынѣ воровски входитъ и выходитъ и уловляетъ души не утвержденныя и себѣ не вневмлющія. Вотъ почему намъ противъ него нужны большое трезвеніе, большая бдительность, большая осмотрительность и тщаніе, чтобы онъ не напалъ на насъ и не уязвилъ. Зная его замыслы и козни, вооружимся всячески и станемъ противовоевать и отражать его, не лѣнясь и не послабляя ни себѣ, ни ему, подобно тому, какъ и онъ не отступаетъ и не дѣлаетъ послабленiй, ища гибели нашей. Хотя-бы многократно нападалъ онъ въ день и терпѣлъ неудачу; все стоитъ на своемъ, какъ-бы не начиналъ еще боренія, и снова нападаетъ еще сильнѣе, взявъ съ собою и другихъ духовъ злобы; такъ и намъ не должно отступать или послаблять себѣ, при такихъ ежедневныхъ и ежечасныхъ на насъ нападеніяхъ. Хотя бы мы показали много вниманія и напряженнаго усилія, но съ успѣхомъ не будемъ измѣнять сего (т. е. не смотря на успѣхъ свой), но всегда будемъ держать равное противъ него рвеніе, возбужденіе и сопротивленіе». Св. Никифоръ говоритъ: «Діаволъ съ демонами, послѣ того, какъ чрезъ преслушаніе сдѣлалъ человѣка изгнанникомъ изъ рая, получилъ доступъ мысленно колебать разумную силу человѣка... И не иначе можно оградиться отъ сего, какъ памятью о Богѣ непрестанной. Итакъ, только память непрестанная о Богѣ и милостяхъ Его, постоянное бдѣніе воина на службѣ Царя Небеснаго къ покоренію Его враговъ, можетъ дать человѣку спасеніе отъ козней діавола и демоновъ его, а слѣдовательно, отъ всѣхъ человѣческихъ несчастій на землѣ и за гробомъ».

7) Молитва. Молитва есть средство нашего общенія съ Богомъ: молитвой мы возносимся до небесъ. Въ молитвѣ черпается вѣра, ибо въ молитвѣ человѣкъ чувствуетъ счастье благодати, отъ Бога исходящей, и уже не можетъ сомнѣваться въ существованіи Бога. Молитвой человѣкъ очищается, ограждается, спасается. Въ молитвѣ человѣкъ чувствуетъ свою душу, познаетъ себя, духомъ самостоятельнымъ отъ тѣла, могущимъ вознестись до Самаго Создателя своего и узрѣть Его своими духовными очами. (Говорится о настоящей молитвѣ, а не объ одномъ произнесеніи словъ молитвенныхъ, наизустъ выученныхъ, когда не вникаютъ въ говоримое, не чувствуютъ сказаннаго, вслѣдствіе отсутствія мысли, занятой земными помыслами, посторонними молитвѣ). Св. Василій Великій говоритъ: «Если во время молитвы діаволъ и сталъ влагать лукавыя мечтанія, душа не перестанетъ молиться, но разсудивъ, что появленіе неподобныхъ мыслей бываетъ въ насъ по неотвязности изобрѣтателя лукавства, тѣмь усильнѣй да припадемъ къ Богу и да молимъ Его разсыпать лукавую преграду остающихся въ памяти непристойныхъ (молитвенному состоянію помысловъ, чтобы стремленіемъ ума своего, безпрепятственно, безъ всякаго промедленія и мгновенно, востечь къ Богу; тогда нашествіе лукавыхъ помышленій не мало не будетъ пресѣкать пути къ молитвѣ; если же и продолжится таковое возстаніе помысловъ, по неотвязности воюющаго съ нами, то и въ этомъ случаѣ не слѣдуетъ приходить въ отчаяніе и оставлять подвигъ на половинѣ дѣла, но терпѣть, продолжая молиться дотолѣ, пока Богъ, видя нашу стойкость, не озаритъ насъ благодатью Святаго Духа, которая обращаетъ въ бѣгство навѣтника, очищаетъ и наполняетъ Божественнымъ свѣтомъ умъ нашъ и даетъ то, что мысль наша въ тишинѣ служитъ Богу съ веселіемъ» (Доброт. т. 5, стр. 387). Св. Исаакъ Сиринъ говоритъ, что если не отринуть отъ себя помощи противъ зла, т. е. молитвы, то Защитникъ и Помощникъ никогда не удаляется отъ человѣка. Св. Симеонъ Новый Богословъ говоритъ: «Христіанинъ, совершающій молитву какъ бы трудъ какой, и чувствующій (во время молитвы), какъ будто противъ воли терпитъ насиліе, понужденіе и мученіе, таковой пусть не думаетъ, что освободился отъ руки діавола, пусть знаетъ, что онъ мысленно (его мысль) еще удержанъ подъ игомъ лукаваго мучителя» (Доброт. т. 5, стр. 53). Нужна, слѣдовательно, для общенія съ Богомъ молитва свободная, непринужденная, которая бы составляла жизнь души. Св. Григорій Нисскій говоритъ: «Должно молиться, ибо слѣдствіе молитвы то, что бываемъ мы съ Богомъ, а кто съ Богомъ, тотъ далекъ отъ сопротивника» и еще: «Тотъ, кто страшится прираженія лукаваго, пусть молится, чтобы не быть ему во власти лукаваго».[ 23 ] И такъ будемъ молиться, ибо въ молитвѣ мы приходимъ въ общеніе съ Богомъ и познаемъ Его.

8) Крестное знаменіе. — По выраженію церковной пѣсни: «Крестъ бѣсовъ губитель» (Канонъ Кресту, п. 3, тр. 2), «бѣсовъ отгонитель» (п. 6, тр. 4), «Крестъ воздвижется — и падаютъ духовъ бездушныхъ чинове» (п. 6, тр. 4). Преосв. Ѳеофанъ затворникъ говорить о значеніи и силѣ Креста Господня такъ: «Крестомъ примирено небо съ землею, низведенъ Духъ благодати въ освященіе всѣхъ, и вь обличеніе всѣхъ властью наступать (силою Креста) на всю силу вражію; почему бѣсы и не могутъ воззрѣвать на Крестъ: отъ одного вида его бѣгутъ, какъ предъ лицемъ вѣтра. Крестное знаменіе есть огражденіе вѣрующихъ и побѣдное оружіе на невидимыхъ враговъ».[ 24 ] Св. Іоаннъ Златоустъ говоритъ: «Не просто перстомъ должно Крестъ изображать, но должно сему предшествовать сердечное расположеніе и полная вѣра. Если такъ изобразишь его на лицѣ твоемъ, то ни одинъ изъ нечистыхъ духовъ не возможетъ приблизиться къ тебѣ, видя тотъ мечъ, которымъ онъ уязвленъ, видя то оружіе, отъ котораго онъ получилъ смертельную рану. Вѣдь, если и мы съ трепетомъ взираемъ на тѣ мѣста, гдѣ казнятъ преступниковъ, то представь, какъ ужасаются демоны, видя оружіе, которымъ Христосъ разрушилъ всю силу ихъ и отсѣкъ главу змію. Итакъ, напечатлѣй Крестъ въ умѣ твоемъ и обыми (мысленно) спасительное знаменіе душъ нашихъ. Когда при насъ Крестъ, тогда демоны уже не страшны и не опасны».[ 25 ] Св. Антоній Великій говоритъ: «что демоны особенно страшатся знаменія Креста Господня; ибо Крестомъ, отнявъ у нихъ силу, посрамилъ ихъ Спаситель» (Добр. ч. 3, стр. 236). Ту-же мысль выражаетъ и св. Ефремъ Сиринъ: «Никогда не забывай ограждать себя Крестомъ и расторгнешь сѣти, какія скрылъ для тебя діаволъ; ибо написано: «На пути, которымъ я ходилъ, они скрытно поставили сѣти для меня» (Псал. 41, 3). Запечатлѣвай всегда себя Крестомъ и зло не прикоснется духу твоему» (Добр. т. 7, стр 500). Св. Григорій Палама, Архіепископъ Солунскій говоритъ: «И не образу только Христа Бога покланяйся, но и образу Креста Его, потому что онъ есть знаменіе побѣды Христовой надъ діаволомъ и надъ всѣмъ полчищемъ сопротивныхъ силъ: почему они трепещутъ и бѣгутъ, когда видятъ его изображеннымъ» (Доброт. т. 5, стр. 307).

О томъ, что крестное знаменіе отгоняетъ діавола, сознался демонъ волхву Кипріану, по порученію котораго онъ думалъ одолѣть дѣвицу Іустину, но не успѣлъ въ этомъ. На вопросъ Кипріана: «Скажи мнѣ, какимъ оружіемъ она сопротивляется», тотъ отвѣчалъ: «Не можемъ зрѣть на знаменіе крестное, но бѣжимъ отъ него» (Чет. Мин. окт. 2).

9) Покаяніе и причащенiе. — Св. Ефремъ Сиринъ говоритъ: «Блаженны тѣ, которые, попавши въ сѣти врага, успѣли разорвать его путы и скрылись, бѣжавъ отъ него, какъ рыба, спасшаяся отъ мрежи. Рыба пока въ водѣ, если, будучи поймана, порветъ сѣть и скроется въ глубину, то спасается; а когда извлечена на сушу, то не можетъ уже помочь себѣ. Такъ и мы, пока еще въ этой жизни имѣемъ отъ Бога власть, разорвать на себѣ узы вражеской воли и покаяніемъ свергнуть съ себя бремя грѣховъ и спастись. А если застигнетъ насъ страшное оное повелѣніе и душа выйдетъ, и тѣло предано будетъ землѣ, то не въ силахъ уже мы помочь себѣ, какъ и рыба, извлеченная изь воды и заключенная въ сосудъ, не можетъ уже оказать себѣ помощи» (Добр. т. 2, стр. 351). Св. Іоаннъ Дамаскинъ говоритъ: «Отъ насъ зависитъ пребывать въ добродѣтели и повиноваться Богу, призывающему насъ къ оной, или удаляться отъ добродѣтели, т. е. жить порочно и слѣдовать діаволу, который насъ не противъ воли нашей влечетъ къ пороку. Покаяніе, — это возвращеніе отъ діавола къ Богу» (Книга 2, стр. 130-132).

Иноки Каллистъ и Игнатій говорятъ: «Іоаннъ Вострскій, мужъ святой и власть имѣющій надъ духами нечистыми, спросилъ бѣсовъ, жившихъ въ нѣкоторыхъ отроковицахъ бѣсноватыхъ и злодѣйствовавшихъ въ нихъ, говоря: «Какихъ вещей боитесь въ христіанахъ»? Тѣ отвѣтили: «Вы воистину имѣете три великія вещи (отгоняющія бѣсовъ): І-я та, что вы носите на шеѣ вашей; 2-я та, что омываетесь вы въ Церкви; 3-я та, что вкушаете вы въ собраніи». Тогда онъ спросилъ ихъ: «Изъ сихъ трехъ чего боитесь больше вы?» они отвѣтили: «если-бы вы добрѣ хранили то, чего причащаетесь, то никто изъ насъ не возмогъ-бы оскорбить христіанина». Эти вещи, коихъ боятся наши неистовые враги паче всего, суть: Крестъ, Крещеніе и Причащеніе» (Доброт. т. 5, стр. 448). Дѣйствительно, что можеть быть большимъ доказательствомъ вѣры въ Спасителя, какъ исполненіе Имъ завѣщаннаго общенія съ Нимъ черезъ Причащеніе, и что есть большая заслуга, какъ искреннее покаяніе передъ Богомъ? Мы, люди, и то не можемъ устоять въ гнѣвѣ на кающагося намъ въ проступкахъ своихъ противъ насъ человѣка. Мы и то всегда готовы простить искренно кающагося; развѣ это не доказательство тому, что есть спасеніе въ искреннемъ покаяніи?.. Итакъ, спасеніе душъ нашихъ отъ рабства загробнаго діаволу, заключается въ общеніи съ Христомъ Спасителемъ нашимъ, по завѣщанной Имъ намъ, на Тайной Вечери, заповѣди, и въ искреннемъ покаяніи Ему въ грѣхахъ нашихъ, при старанiи не повторять уже то, что сознано нами грѣхомъ; только въ этомъ послѣднемъ случаѣ мы можемъ доказать искренность покаянія. Покаяніе — это выраженіе познанія грѣха своего; а разъ узналъ человѣкъ, что есть грѣхъ его, развѣ онъ повторитъ этотъ грѣхъ, если онъ въ немъ искренно покаялся? а коль повторитъ, значитъ не искренно было его покаяніе.

10) Заклинаніе. — По опредѣленію св. Григорія Богослова. «Заклинаніе — есть изгнаніе демоновъ» (ч. 5, стр. 286). Св. Іустинъ мучен. говоритъ: «Мы, вѣрующіе въ Распятаго Іисуса Господа нашего, заклинаемъ всѣхъ демоновъ и злыхъ духовъ и держимъ ихъ въ нашей власти».[ 26 ] И еще: «всякій демонъ побѣждается и покоряется чрезъ заклинаніе именемъ Сына Божия».[ 27 ]

З А К Л Ю Ч Е Н І Е

Итакъ, вопросъ: существуютъ ли злые духи, какъ существа самостоятельныя, дѣйствительныя и личныя, и могутъ ли они входить въ людей, а тѣмъ болѣе въ христіанъ и мучить ихъ, — долженъ быть рѣшенъ въ томъ смыслѣ, что, во 1-хъ, злые духи, дѣйствительно существуютъ, какъ существа дѣйствительныя и личныя, во 2-хъ, что въ христіанъ, невнимательныхъ къ себѣ, и нерадиво исполняющихъ заповѣди Божіи, не живущихъ ревностно по закону Божію, — несомнѣнно по особому попущенію Промысла Божія, злые духи могутъ входить и мучить ихъ. Тѣ изъ христіанъ, которые, вмѣсто благой воли Божіей, предаются своей волѣ, злой и мятежной, кои изъ области духа ниспали подъ владычество плоти и крови, забывъ невидимое и вѣчное и поработившись видимому и тлѣнному, и начали жить такою жизнью, которая, по сравненію съ истинною святою жизнью, есть ложь и нравственное заблужденіе, такіе христіане, къ сожалѣнію, представляютъ удобное вмѣстилище для злыхъ духовъ. Таковъ былъ Іуда, таковъ былъ Коринфскій блудникъ, таковы были Именей и Александръ. Но вмѣстѣ съ тѣмъ изъ сихъ примѣровъ можно понять и благую цѣль, съ какою попускаются дѣйствія злыхъ духовъ на христіанъ. Коринфскаго грѣшника предали сатанѣ съ тою цѣлью, «äà äbõú ñïàñNòñÿ» (1 Кор. 5, 5). Именей и Александръ преданы были сатанѣ затѣмъ, чтобы они научились не богохульствовать (1 Тим. 1, 20). На основаніи сихъ примѣровъ можно полагать, что и въ настоящее время Гоcподь попускаетъ здымъ духамъ входить въ людей съ подобною же благою цѣлью — временнаго наказанія за грѣхи и нравственнаго исправленія. И опытъ показываетъ, что иногда подвергаются дѣйствію злыхъ духовъ люди и высокой нравственности. Свое несчастіе они переносятъ со смиреніемъ, съ терпѣніемъ и упованіемъ на помощь Того, Кто можетъ врачевать всѣ болѣзни и облегчать мучительныя страданія, отъ злыхъ духовъ. Такіе люди, за свои добродѣтели получаютъ исцѣленіе. Такъ исполняется слово Господа, говорящаго въ Откровеніи Іоанновомъ: «Кого я люблю, тѣхъ обличаю и наказываю. Итакъ будь ревностенъ и покайся» (Апокал. 3, 19). Всѣмъ христіанамъ эти печальные случаи одержанія злыми духами должны напоминать о необходимости большей трезвенности и большей внимательности къ своей духовно-нравственной жизни, во исполненіе словъ Спасителя: «áäBòå ¢ ìîëBòåñÿ, äà íå âíBäåòå âú íàïhñòü» (Матѳ. 26, 41).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments