graf_orlov33 (graf_orlov33) wrote,
graf_orlov33
graf_orlov33

Categories:

О ПОДВИГЕ ИСКУПЛЕНИЯ



Милость исполняет Закон
Господь наш Иисус Христос говорит «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф 5:17)
Как же понимать слово «исполнить»?

Греческое слово "плиросис" буквально переводится "наполнение, насыщение, укомплектование". Значит, "исполнить" можно понимать не только в смысле "выполнить в точности все предписания", а и в смысле "восполнить, довести до совершенства". Такое значение получается подобным тому, как мы читаем в молитве Духу Святому: «вся исполняяй» - то есть «наполняющий».
Закон – путеводитель слепых, страхом ограждающий смиряющихся под него.
Чем исполняется (дополняется) Ветхозаветный закон?
Во- первых – высотой совершенных, выполнивших Закон и взявших на свои плечи то, что СВЕРХ Закона.
Это – дела не раба, но сына, который исполняет не только необходимое ко спасению, заповеданное Отцом, но и все, что только может, стремится сделать к славе Его. Таково – вышеестественное житие, явленное мiру в монашестве.
Во- вторых, Закон дополняется Милостию одних несовершенных к другим (милости хочу, а не жертвы).
Жертва – находится в пределах Закона – как наказание за грех. Она неотвратима, неизбежна. Ведь - если нет наказания – значит, нет и Закона.
Милость – выше Закона: если прощаю тому, кто нарушил Закон по отношению ко мне, то творю милость. И если готов принести себя в жертву за брата, нарушившего Закон против Бога и другого какого-то человека – творю милость.
Закон ветхозаветный говорит: «око за око, зуб – за зуб». Евангелие свидетельствует: «А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую; и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду; и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.» (Мф 5:39-41)
Разрушает ли Евангелие Закон? Нет. Свидетельствуя о требованиях Закона, Оно говорит о том, что можно прощать ближнего, не требуя от него по Закону. Это – не отрицание Закона, а Милость, которая выше Его. Вот почему и говорит Господь о исполнении (дополнении) Закона – говорит о дополнении Закона Любовью, Которая прощает.
Любовь не могла бы существовать без Закона: потому что Закон – фундамент Любви. Закон – требует, а Любовь – приносит себя в исполнение требования. Если все дозволено и нет Закона – пропадает Любовь и остается пристрастие, расположение. Понимая так, можно осознать, что такое – искупительная жертва Христова. Кому Сладчайший Иисус приносит Свою Жертву в умилостивление? Отцу? Но Бог-Отец не нуждается в жертве. Врагу рода человеческого? Но это невозможно – ведь Творец не нуждается в том, чтобы умилостивлять тварь – к тому же тварь падшую. Ключом понимания Христовой жертвы служит Закон. Закон не может быть нарушен, потому что Бог не творит лжи. И если цена греху – смерть, то Христова вольная Жертва ради спасения всего Человека – это исполнение требования Закона, данного Самим Богом. Исполнение, чтобы не нарушился Закон. Чтобы спасение не рождало ложь. Итак, безгрешный Бог принес Себя в жертву требованиям Закона, чтобы, страдая безвинно, принять на Себя вину падшего Человека.

Любовь, хотя и содержит в себе Закон, но приносит себя в добровольную жертву за падающих, как служащий, который больше возлежащего.
И без Закона – не могло бы быть проявлений Любви, ибо Любовь начинается там, где Закон требует жертвы.
Точно так же, «любовь», которая не содержит в себе Закона – не от Бога, ибо разрушает Закон своим всепрощением. Разрушая Закон, она отвергает необходимость жертвы за грех и тем вносит ложь. Итак – «любовь», не содержащая в себе Закон – есть попущение на безвозмездный грех.


О подвиге искупления
Целью подвига искупления всегда является освобождение от греха тех, ради кого подвиг и предпринимается.
Божие благословение на этот подвиг выражается словами: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал.6:1,2), и еще: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.» (Ин 15:13)


Итак - жертва «за други своя» - не Единого только Подвигоположника к нам искупительная милость, но и заповеданная нам возможность дерзновения.


Существо подвига искупления состоит в том, что одна личность, свободной своей волею, «положит душу свою», то есть несет наказание за грех, совершенный другой свободной личностью (или родом, или народом своим), будучи сама свободной от этого греха.


Цена, приносимая за грех другого, то есть – жертва искупительного подвига – по неизреченной милости Милующего, не всегда смерть. Кровь – высшая цена в уплату за грех. Но если тому, кто виновен, грех простился бы в покаянии и соответствующей покаянию епитимье, то как Человеколюбец потребует большего с невиновного? Но в вопросе платы, цены искупления, важнее всего то, как сам согрешивший относится к своему греху:


Если он искренне раскаивается в нем, но по определенным причинам не может сотворить «дела, достойные покаяния» (Деян., 26:20), покаяние за него может быть, если Бог благоволит, и делом искупления.


Другое, когда согрешивший противится покаянию, не видит себе необходимости каяться, не считает содеянное и грехом. В этом случае – искупление его вины – как «греха к смерти», (Ин 1, 5:16) – есть дерзновение великое, и, как спасающее от смерти, может иметь ценою смерть. Итак, именно поэтому можно сказать, что русский народ, не убивавший своего Государя, тем, что не приносил должного Покаяния перед отверженным природным Самодержцем, а взамен этого, радовался жидовской «свободе», своей нераскаянностью побудил пойти Царя на добровольную смерть в качестве искупительной жертвы. Имея на то Божье благословение, Царь поступил так ради необходимости восстановления, воскресения Святой Руси, ради того, чтобы даровать саму возможность спасения Своему любимому, пусть и обольщенному, народу. Тот же, кто отрицает искупительный характер подвига Государя, должен признать, что в соответствии с Соборным Обетом 1613 года, Русский народ должен быть уничтожен как соборный бунтовщик, попустивший свержение Законной власти. Однако, как мы знаем, этого не произошло: Сама Пресвятая Дева взяла согрешившую Русь под Свой омофор (явление иконы Б.М. «Державная» в день сошествия Царя со Престола). И то, что Владычица встала на защиту Руси, говорит только о том, что Государем была принесена жертва во исполнение Закона. Иначе нам пришлось бы вменить Соборный Обет, целование Креста и св.Евангелия ни во что (да не будет!).


Искупление - это всегда – Покаяние, принимаемое на себя. Если Господь принимает Покаяние как просьбу дерзающего на искупительный подвиг, Он Сам возлагает вину виновного на рамена дерзающего, и свидетельствует о том. Поэтому - цена, которую принимает на себя дерзающий на искупительный подвиг, должна быть ему по силам. Пример искупления как жертвы за ближнего, мы можем увидеть в Житии блж. Ксении Петербуржской, что, как известно, вполне «приняла на себя» жизнь внезапно скончавшегося мужа, посвятив остаток своих дней Покаянию «от его имени». Тем самым, приняв имя мужа, сама она словно бы исчезла как личность – ради спасения его.


Можно, по-видимому, признавать искупительным и подвиг Моисея, который непрестанно молил Бога о прощении, о милости к своему развращенному народу. И, будучи сам невиновен, пострадал за народ – так как Господь не допустил его в Землю обетованную.




Подвиг искупления – не произволен. Подвиг, совершенный Государем, спасающим Свой народ, мог совершить только Он. Так, свт.Иоанн Златоуст говорит: «умереть за народ может только Царь». Господь Сам выбирает и цену, и способ уплаты, и Сам – потребляет грех, если подвиг совершен по Божиему благословению. Без такого Божия благословения – не может быть и потребления, оставления греха, а значит - не может быть и самого подвига искупления).




Подвиг искупления отличается от подвига мученичества тем, что призывает свободного к ответу за грех раба. Призывает зажиточного к уплате за того, кто сам не может уплатить, или даже и вовсе не знает о своем долге. Тогда как мученики всегда считали, что ради Имени Христова «достойное по делом своим приемлют». Мученичество – это следование, повторение Страстей Христовых (по подобию). Мученичество есть освобождение от собственного греха через страдание и стяжание венцов, свидетельство Веры собственной кровию. Так мученик Тимофей, сказавший открыто мучителю: “Дух Иисуса Христа обитает во мне”, также сказавший, что Ангелы Божии присутствуют при его мучении, и укрепляют его, - приглашал юную супругу свою, Мавру, к участию в мученическом подвиге следующими словами: “Оставив кратковременное, иди, о Мавра, со мною на этот прекрасный подвиг, за который мы сподобимся принять от Спасителя нашего, Бога, венцы, и Он простит нам все согрешения наши, когда мы добровольно предадим себя на смерть за Него”. Мавра, исполнившись Святого Духа, предстала дерзновенно пред мучителя, и исповедала Христа. По повелению мучителя-игемона, исторгнуты были волосы у мученицы. Она сказала игемону “Ныне узнала я, игемон, что Христос мой усвоил меня Себе, не помянув греха моего, сделанного в неведении и состоявшего в том, что я, послушав твоего лукавого совета, украсила мои волосы на обольщение моего блаженного мужа. Ты хорошо поступил, исторгнув мои волосы: с отнятием их отъят от меня великий грех”. Когда, по повелению мучителя, отсечены были святой Мавре ручные пальцы, она сказала ему: “И этим ты сделал мне благодеяние: отъемля у меня персты, которыми я возлагала на себя суетные украшения, ты устроил для меня освобождение от второго греха моего”. Когда мученица была ввергнута в котел с кипящею водою, она сказала игемону: “Опять благодарю тебя за то, что ты повелел омыть меня от грехов моих, соделанных в мире, да чистым сердцем приступлю к Богу моему, и прииму венец жизни”. Блаженная Мавра совершала многотрудный подвиг мученичества, исповедуя свою греховность, и признавая мученичество очищением греховности. Так мыслила и говорила она, несмотря на то, что кипящий котел не причинил ей никакого вреда, а отсечение перстов она вынесла без всякой боли. Святые Тимофей и Мавра окончили жизнь, будучи распяты на крестах, один против другого. Пред кончиною мученица сказала предстоявшему народу: “Братия и сестры! памятуйте, что мы поступали по-человечески, живя между человеками; также, что мы совершили после этого дело Божие, будучи рабами Бога, и уже приемлем венцы от Господа нашего Иисуса Христа. И вы, живя сообразно естеству человеческому, потщитесь совершить и то, что угодно Богу, да получите прощение грехов, и примете венцы от того же нашего Владыки” (Четьи-Минеи, 3 мая.)




Еще одно отличие состоит в том, что подвиг искупления, рассматриваемый по отношению к человеку как подражателю Подвига Христова, носит частный характер, то есть принимает ответственность за определенный грех, поскольку для искупления требуется невиновность в этом грехе дерзающего на искупление. Ибо «несть человек, иже поживет и не согрешит». Так, святой Царь Николай Второй Александрович, венчанный на Царство, Собственной и Своей святой Семьи мученической смертью искупил именно грех неверности Своего народа как невиновный в этом грехе – чем даровал возможность покаяния Своему народу. Чем исполнил изреченное Ему через праведников Божие благословение.
Итак, словом сказать: искупление есть подвиг заповеданной Христовой Любви.
1. Писание свидетельствует, что только Господь может прощать грехи. Поэтому можно говорить об искупительной жертве (в Подобие Жертвы Христовой), только как о добровольном принятии на себя наказания тем, кто невиновен, за того, ради кого совершается подвиг. Итак, для того, чтобы искупительный подвиг состоялся, нужно:
- добровольное согласия подвижника (но не того, кто виновен во грехе – его согласия не требуется);
- благословение Господа на подвиг;
- невиновность подвижника в том грехе, о прощении которого брату он подвизается.




По совершении подвига, Бог потребляет грех, если Ему будет угоден подвиг. Только в таком отношении возможно говорить о подвиге искупления. Но ведь и не всякий подвиг мученичества принимается Богом – об этом тоже необходимо помнить.
2. Цена греха – не всегда смерть.
Мы не можем предполагать, что наказание подвижника во искупление греха брата должно быть больше, чем наказание, положенное Законом виновному, о ком тот подвизается. Потому подвигом искупления вины брата может явиться епитимия, иные формы наказания за грех, предусмотренные Церковью. Сложность состоит в том, что подобный подвиг не может приниматься человеком на себя произвольно: должно быть явлено Божье благословение на форму искупительного подвига. Иначе грех в гордостном, самочинном подвижничестве не будет потреблен.


3. Если предположить, как возражают некоторые, что «Единый искупитель – Господь Иисус Христос», и что, якобы, невозможно подвижничество искупления по подобию Христовой жертвы, то придется признать безсмысленными любые жертвы за други своя. Но мы имеем примеры тому, как жертва за брата побеждает грех.


4. Подвиг мученичества воплощает исполнение первой главнейшей Заповеди, а подвиг искупительный являет вершину воплощения Заповеди второй.
Ибо мученичество - это страдания и смерть ради Бога, а искупление - добровольное мученичество и смерть за други своя.
И первое, и второе исполнения – есть действия одной и той же Любви.
В первом случае – заповеданной любовью к Богу (всем сердцем, всею душою, всем существом). Во втором – любовью к ближнему, как к самому себе. И на сих двух – стоят весь Закон и Пророки, и ими же двумя – Закон сверху наполняется – Пришествием Христовым, давшим нам евангельский образец того, что же такое – любовь к Богу и к ближнему.
Аминь.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мученик Евстратий

    10 АПРЕЛЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ СОВЕРШАЕТ ПАМЯТЬ ПРЕПОДОБНОГО МУЧЕНИКА ЕВСТРАТИЯ ПЕЧЕРСКОГО, УМУЧЕННОГО ИУДЕЯМИ При нашествии…

  • Идёт подготовка...

  • Пасха Христова в Ливадии

    Кинохроника в цвете: Император Николай II христосуется в в Итальянском дворике Ливадийского Дворца. Крым, 6 апреля 1914 года.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments