graf_orlov33

Category:

АРХИПЕЛАГ ГУЛАГ

А.Солженицын 

В авг. 1918 г., за несколько дней до покушения на него Ф. Каплан, Владимир Ильич в телеграмме к Евгении Бош и пензенскому губисполкому (они не умели справиться с крестьянским восстанием) написал: "сомнительных" запереть в Концентрационный Лагерь вне города". А кроме того "…провести безпощадный массовый террор…"

(это ещё не было декрета о знаменитом Красном терроре).

А 5 сент. 1918, дней через десять после этой телеграммы, был издан Декрет СНК о Красном Терроре, подписанный Петровским, Курским и В. Бонч-Бруевичем. Кроме указаний о массовых расстрелах в нём в частности говорилось: "обеспечить Советскую Республику от классовых врагов путём изолирования их в Концентрационных Лагерях ".
Так вот где — в письме Ленина, а затем в декрете Совнаркома — был найден и тотчас подхвачен и утверждён этот термин — Концентрационные Лагеря — один из главных терминов XX века, которому предстояло широкое международное будущее!
И вот когда — в августе и сентябре 1918 года. Само-то слово уже употреблялось в 1-ю мировую войну, но по отношению к военнопленным, к нежелательным иностранцам. Здесь оно впервые применено к гражданам СОБСТВЕННОЙ СТРАНЫ.

Перенос значения понятен: Концентрационный Лагерь для пленных не есть тюрьма, а необходимое предупредительное сосредоточение их. Так и для сомнительных соотечественников предлагались теперь внесудебные предупредительные сосредоточения. Энергичному ленинскому уму, увидев мысленно колючую проволоку вокруг неосуждённых, спопутно было найти и нужное слово — Концентрационные! Впрочем, глава Реввоентрибуналов так и пишет: "Заключение в Концентрационные Лагеря получает характер изоляции военнопленных."

То есть откровенно: по праву захвата, все черты военных действий — только против собственного народа.

И если Лагеря принудительных работ НКЮ вошли в класс "общих мест заключения", то Концлагеря никак не были "общим местом", но содержались в прямом ведении ЧК для особо-враждебных элементов и для заложников . В Концлагеря в дальнейшем попадали правда и через трибунал; но само собою лились не осуждённые, а лишь по признаку враждебности . За побег из Концлагеря срок увеличивался (тоже без суда) в десять раз!
(Это ведь звучало тогда: "десять за одного!", "сто за одного!").

Стало быть, если кто имел пять лет, бежал и пойман, то срок его автоматически удлинялся до 1968 года. За второй же побег из Концлагеря полагался расстрел (и, конечно, применялся аккуратно).
На Украине Концентрационные Лагеря были созданы с опозданием — только в 1920 году.
Глубоко сидели лагерные корешки, только потеряли мы их места и следы. О большей части первых Концлагерей нам уже никто не расскажет. Лишь по последним свидетельствам ещё неумерших тех первых концлагерников можно выхватить что-то и спасти. Излюбили тогда власти устраивать Концлагеря в бывших монастырях: крепкие замкнутые стены, добротные здания и — пустуют (ведь монахи — не люди, их всё равно вышвыривать).
Так, в Москве Концлагеря были в Андрониковом монастыре, Новоспасском, Ивановском. В петроградской "Красной газете" от 6 сент. 1918 читаем, что первый Концентрационный Лагерь "будет устроен в Нижнем Новгороде, в пустующем женском монастыре… В первое время предположено отправить в Нижний Новгород в Концентрационный Лагерь 5 тысяч человек" (курсив мой — А. С.).

В Рязани Концлагерь учредили тоже в бывшем женском монастыре (Казанском). Вот что о нём рассказывают. Сидели там купцы, священники, «военнопленные» (так называли взятых офицеров, не служивших в Красной армии). Но и — неопределённая публика (толстовец И. Е-в, о чьём суде мы уже знаем, попал сюда же). При Лагере были мастерские — ткацкая, портновская, сапожная и (в 1921 так и называлось уже) — "общие работы", ремонт и строительство в городе. Выводили под конвоем, но мастеров-одиночек, по роду работы, выпускали безконвойно, и этих жители подкармливали в домах. Население Рязани очень сочувственно относилось к лишенникам ("лишённые свободы", а не заключённые официально назывались они), проходящей колонне подавали милостыню (сухари, варёную свёклу, картофель) — конвой не мешал принимать подаяния, и лишенники делили всё полученное поровну. (Что ни шаг — не наши обычаи, не наша идеология.) Особенно удачливые лишенники устраивались по специальности в учреждения (Е-в — на железную дорогу) — и тогда получали пропуск для хождения по городу (а ночевать в Лагере). Кормили в Лагере так (1921): полфунта хлеба (плюс ещё полфунта выполняющим норму), утром и вечером — кипяток, среди дня — черпак баланды (в нём — несколько десятков зёрен и картофельные очистки).

Украшалась лагерная жизнь с одной стороны доносами провокаторов (и арестами по доносам), с другой — драматическим и хоровым кружком. Давали концерты для рязанцев в зале бывшего благородного собрания, духовой оркестр лишенников играл в городском саду. Лишенники всё больше знакомились и сближались с жителями, это оказывалось уже нетерпимо, — и тут-то стали «военнопленных» высылать в Северные Лагеря Особого Назначения

Глава Персты Авроры


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened