graf_orlov33

Category:

СВ. ДИМИТРИЙ РОСТОВСКИЙ


В то время, в которое жили Евер и Неврод,  среди людей уже умножилось всякое зло, и всякий грех в них утвердился,  став как бы естественным явлением. Посему-то люди легче склонялись не к  доброму совету, а к злому, как к естественной себе некой вещи, «бывше, –  по Апостолу, – естеством чада гнева». Давал им Евер  добрый совет – угождать Богу, а не прогневлять Его, но сие богоугождение  им казалось какою-то странною вещью, ибо они не имели навыка в добрых  делах. Давал им Неврод противоположный совет, который не был угоден  Богу, и они ухватились за него, как за привычное им дело, ибо они  утвердились в богопрогневании, которое стало для них обычным.
И увлек Неврод легко за собою почти все роды...

Отсюда  мы можем видеть, во-первых, то, что небогоугодный человек (который не в  завете с Богом - прим.) скорее послушает злого совета, чем доброго, и  во-вторых, то что привыкший к некоторым смертным грехам не ужаснется  совершить и многие другие смертные и богопрогневительные дела. Злой  скорее послушает злого, нежели доброго, ибо зло в большем союзе  находится со злом, а не с добром. Доброе нравом своим настолько же  отстоит от злого, сколько отстоит восток от запада, а злое подобному  себе злу столь дружественно, сколь сродны тьма с мраком и болото с  калом. Посему злой скорее и послушает злого, чем доброго.

Удивляется  святой Иоанн Лествичник тому, что мы, грешные, имея всесильного Бога  помощником и святых ангелов Его пособниками, не легко склоняемся на  добрые дела, а на какое-либо злое дело нас может легко прельстить один  лукавый бес.

Причина сего не иная какая-либо, как только  вышеуказанная, а именно, что для человеческого естества, растленного  прародительским грехом и лишившегося первого добра, зло стало как бы  естественным, природным, ибо в нем человек и зачинается, и рождается: «В  беззакониях, – говорится, – зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя»  (Пс. 50, 7). А в чем человек рождается, того с детства и желает, о том и  помышляет, как свидетельствует и Писание, говоря: «Прилежит помышление  человеку на злая от юности его» (Быт. 8, 21). Поэтому-то мы и не склонны  к добродетелям, не слушаем добрых увещаний, а на злое дело весьма  скоры.

Сколь много добрых советов и полезных увещаний,  наставляющих нас на добродетель, мы имеем в книгах Пророческих,  Апостольских и Святоотеческих, сколь много их мы слышим от духовных  Учителей, и мало кто из нас бывает послушлив, мало кто исправляется,  немногие спасаются! Для злых же дел не требуется многих учителей: если  какой-либо один бес приступит и пошепчет, то тотчас ему грешник  повинуется. Но и самое грехолюбное естество легко увлекает всякого к  желанию своему, а дружба со злыми, какому злу она не научит человека? В  большинстве случаев бывает, что один для другого служит бесом, поучая и  прельщая друг друга на злое.

Кроме вышесказанного мы можем видеть  также и то, что если кто войдет в греховный обычай, тот уже не боится  Бога и не страшится совершать какие-либо богопротивные дела. Свыклись те  люди со злыми делами, и не страшно им было сопротивляться Богу  созиданием Вавилонской башни.
Для нас же здесь пусть будет  предостережение – не свыкаться с грехами, но скоро восставать от  грехопадения. Если кто однажды в какой-нибудь смертный грех впадет и не  скоро восстанет от него с покаянием, тот легко вторично и в третий раз  впадет в тот же грех; ибо страшно согрешить только в первый раз, но  согрешивший однажды не ужаснется согрешить и во второй, и в третий раз, а  повторяя много раз один и тот же грех, он решится и на более тяжкие  грехи. Причина же сего безстрашия и дерзновения в повторяемых  согрешениях та, что человек после своего первого падения не восстал  тотчас же с покаянием...
*****
СВ. ИОАНН ЗЛАТОУСТ:
Вот –  причина всех зол; то особенно вредит добродетели и ослабляет ревность  многих к добру, когда некоторые не только не обличают грешников, но еще  сорадуются им. Это НЕ МЕНЬШЕ самого греха. Послушай Павла, который  говорит: «не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим.1:32).  Немаловажен и тот грех, когда кто-нибудь, хотя сам не делает зла, но  сорадуется злу. Согрешающий может указать на крайность, сослаться на  бедность, хотя такие оправдания не основательны, а ты почему одобряешь  сделанное им, даже не получая от того никакого удовольствия? Он, может  быть, рас­кается; а ты затворяешь для себя и эти двери, отвергаешь и это  врачество, лишаешь себя и этого утешения, заграждая для себя со всех  сторон путь к покаянию. Когда он увидит, что ты, не участвующий в грехе и  обязанный обличать, не только не обличаешь, но и прикрываешь, и не  только прикрываешь, но и содействуешь, – то, что он подумает о себе  самом, что – о сделанном поступке?
Многие из людей часто не по  одному собственному соображению судят о том, что должно делать, но и  соблазняясь мнением других. Если согрешивший увидит, что все отвращаются  от него, то подумает, что он сделал великое зло; а если увидит, что  другие не только не оскорбляются и не отвращаются, но кротко сносят и  благосклонно обращаются с ним, то, исказив суд своей совести, при  содействии одобрения многих неправому его мнению, на что он не решится?  Когда же он осудит себя и перестанет гре­шить безбоязненно?
Итак,  кто делает зло, тот должен осуждать самого себя, потому что это путь к  удалению от зла; и кто не делает добра, тот должен хвалить добро, потому  что готов­ность есть путь к деятельности.

Если порок, будучи  обли­чаем, так цветет, а добродетель, будучи прославляема, едва вызывает  своих деятелей на подвиги, то что было бы, если бы этого не было? То же  не редко можно видеть и в сонме свя­щенников. Но если это тяжкий грех в  учениках, то тем более в учителях.
****

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Здесь св. Иоанна Златоуст прямо обличает одну и главнейших лжей  блудословящего Моспатриархата, говоря, что обличать зло есть долг  христианина. Мы помним чему нас учили в детстве зловерные батюшки МП. Не  смотри за другими никогда. Не важно кто и как грешит, затворись в себе и  не суйся к другим. Особенно не обращай внимания на грехи и мерзости  поповские. Ты будешь отвечать только за свои грехи, потому сиди ниже  травы и тише мыши.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened