graf_orlov33

Category:

Единство Веры Церкви во всем мире

Священномученик Ириней Лионский
Обличение и опровержение лжеименного знания (Против ересей)

1.  Церковь, хотя рассеяна по всей вселенной даже до концов земли, но  приняла от апостолов и от учеников их веру в единого Бога Отца,  Вседержителя, сотворившего небо и землю, и море, и все, что в них, и во  единого Христа Иисуса, Сына Божия, воплотившегося для  нашего спасения, и в Духа Святого, чрез пророков возвестившего все  домостроительство Божие и пришествие и рождение от Девы, и страдание и  воскресение из мертвых и вознесение во плоти на небо возлюбленного  Христа Иисуса Господа нашего, а также явление Его с небес во славе  Отчей, чтобы «возглавить все» (Еф. 1:10) и воскресить всякую плоть всего  человечества, да пред Христом Иисусом, Господом нашим и Богом, Спасом и  Царем, по благоволению Отца невидимого, «преклонится всякое колено  небесных и земных и преисподних, и всякий язык исповедает Ему»  (Флп. 2:10), и да сотворит Он праведный суд о всех: духов злобы и  ангелов, согрешивших и отпадших, а также и нечестивых, неправедных,  беззаконных и богохульных людей Он пошлет в огонь Вечный, напротив  праведным и Святым, соблюдавшим заповеди Его и пребывшим в любви к Нему  от начала или по раскаянии, дарует жизнь, подаст нетление и сотворит  Вечную славу.

2. Принявши это Учение и эту веру, Церковь, хотя и  рассеяна по всему миру, – как я сказал, – тщательно хранит их, как бы  обитая в одном Доме; одинаково верует этому, как бы имеет одну душу и  одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у ней  были одни уста. Ибо хотя в мире языки различны, но сила предания одна и  та же. Не иначе верят, и неразличное имеют Предание Церкви, основанные в  Германии, в Испании, в Галлии, на Востоке, в Египте, в Ливии, и в  средине мира. Но как солнце – это творение Божие во всем мире одно и то  же, так и проповедь истины везде сияет и просвещает всех людей, желающих  придти в познание истины. И ни весьма сильный в слове из предстоятелей  церковных не скажет иного в сравнении с сим Учением, ибо никто не выше  Учителя, – ни слабый в слове не умалит предания. Ибо, так как вера одна и  та же, то и тот, кто многое может сказать о ней, не прибавляет, и кто  малое, не умаляет.

3. Большее же или меньшее знание некоторых, по  мере разумения, состоит не в изменении самого содержания, – не в том  чтоб измышляли иного Бога, кроме Создателя. Творца и Питателя сей  вселенной, как будто не довольствуясь Им, или иного Христа, или иного  Единородного; но в том, что тщательно исследуют мысль сказанного в  притчах и соглашают с содержанием веры, – в том, что раскрывают ход дел и  домостроительство Божие относительно рода человеческого; показывают,  что Бог явил долготерпение к отступничеству преступных ангелов и к  преслушанию людей; объясняют, почему один и тот же Бог сотворил одно –  временное, другое – вечное, одно – небесное, другое – земное;  уразумевают, почему Бог, будучи невидим, являлся пророкам не в одном  виде, но различным различно; показывают, почему было много заветов с  родом человеческим, и учат, какое отличительное свойство каждого из  заветов; исследуют, почему «Бог заключил все в неверии, чтобы всех  помиловать» (Рим. 11:32); с благодарным чувством изображают, для чего  Слово Божие стало плотию и пострадало; возвещают, почему пришествие Сына  Божия открылось в последние времена, то есть, в конце, а не в начале;  раскрывают, что содержится в Писании о конце и о будущем; не умалчивают и  о том, почему не имевшие упования народы сотворил Бог «сонаследниками,  составляющими одно тело, и сопричастниками со святыми» (Еф. 3:6);  возвещают, как «сие смертное тело облечется в безсмертие, и тленное в  нетление» 1Кор. 15:54); проповедуют, в каком смысле (Господь) говорит:  «не народ стал народ и невозлюбленная – возлюбленная (Ос. 2:23); каким  образом гораздо «многочисленнее чада у одинокой, нежели у имущей мужа»  (Ис. 54:1). Об этом-то и подобном воскликнул апостол: «о глубина  богатства и премудрости и знания Божия! Как непостижимы суды Его, и  неисследимы пути Его» (Рим. 11:33)!
* * * *
Об устроении нашего  спасения мы узнали не чрез кого другого, а чрез тех, чрез которых дошло к  нам Евангелие, которое они тогда проповедовали (устно), потом же, по  воле Божией, предали нам в Писаниях, как будущее основание и столп нашей  Веры. Неприлично же утверждать, что они проповедовали прежде, чем  получили «совершенное знание», как осмеливаются некоторые говорить,  выдавая самих себя за исправителей Апостолов. Ибо, после того как  Господь наш воскрес из мертвых, и они облечены были свыше силою  нисходящего Св. Духа, исполнились всеми (дарами Его) и получили  совершенное знание, – они вышли в концы земли, благовествуя о благах,  (дарованных) нам от Бога, и возвещая небесный мир людям, которые и все  вместе и каждый порознь имеют Евангелие Божие.

2. И все они  проповедали нам Единого Бога, Творца неба и земли, возвещенного Законом и  Пророками, и Единого Христа, Сына Божия; и кто не согласен с ними, тот  презирает причастников Господа, презирает и Самого Христа Господа,  презирает и Отца, и сам собою осужден, противясь своему собственному  спасению, что делают все еретики.
* * * *
Еретики не следуют ни Писанию, ни Преданию.

1.  Когда обличают (еретиков) из Писаний, то они обращаются к обвинению  самых Писаний, будто они неправильны, не имеют авторитета, различны по  изложению, и (говорят), что из них истина не может быть открыта теми,  кто не знает предания. Ибо (говорят) истина предана не чрез письмена, но  живым голосом, и потому будто Павел сказал: «мы говорим премудрость  между совершенными, премудрость же не мира сего» (1Кор. 11, 6). И этою  премудростью каждый из них называет изобретенный им самим вымысел, так  что, по их понятию, истина находится то в Валентине, то в Маркионе, то в  Керинфе, а потом в Василиде, или в каком другом противоречащем им  (учителе), который не мог ничего сказать, относящегося ко спасению. Ибо  каждый из них, будучи совершенно превратного направления, не стыдится,  искажая Учение истины, проповедовать себя самого.

2. Когда же мы  отсылаем их опять к тому Преданию, которое происходит от Апостолов и  сохраняется в Церквах чрез преемства пресвитеров, то они противятся  Преданию, говоря, что они премудрее не только пресвитеров, но и  Апостолов, и что они нашли чистую истину. Ибо (говорят) апостолы к  словам Спасителя примешали нечто от закона: безстыднейшее богохульство  против Творца! Итак, выходит, что они не согласны ни с Писаниями, ни с  преданием.

3. С такими-то людьми мы должны, любезный друг,  сражаться, – людьми, которые, подобно змеям, стараются отовсюду  ускользнуть. Поэтому, должно противостать им со всех сторон, дабы  некоторых из них выбить из их убежища и привести к обращению к истине.  Ибо, хотя не легко обратиться душе, объятой заблуждением, но не совсем  невозможно освободиться от заблуждения, как скоро представлена истина.


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened