graf_orlov33

Categories:

Речи высших иерархов-февралистов на приход новой демократической власти в Россию


* * * *
Из  проповеди к пастве викария Ярославской епархии епископа Рыбинского  Корнилия (Попова), 3 марта 1917 года: «…Мы с вами словно грозой  встревожены печальным известием о страшной междоусобной брани в  Петрограде. Причиной всему Царское Правительство. Оно уже  свергнуто волей народа, как не удовлетворявшее своему назначению и  допустившее страну до голода и безпорядков (продукты прятали  революционеры, и жел.дор. стачками был искусственно перекрыт подвоз в  столицу провианта - прим.). Государственная Дума по требованию народа  избрала новое правительство из представителей народа, чтобы это новое  правительство вывело русский народ и русскую армию на путь победы и  славы».
* * * *
Из поучения архиеп. Харьковского и Ахтырского  Антония (Храповицкого) в Успенском соборе Харькова, 5 марта 1917 года:  «…Меня спрашивают, почему я не отозвался к ожидающей моего слова пастве о  том, кому же теперь повиноваться в гражданской жизни и почему перестали  поминать на молитве Царскую фамилию. Отвечаю, но отвечаю по  собственному почину… Итак, от 28-го февраля по 3[-е] марта я ничего не  говорил потому, что не знал, какова воля Государя, которому мы  присягали. Имя его по-прежнему возносилось в молитвах; 3 марта стало  известно, что он отрекается от престола и назначает Государем своего  брата; тогда 4 марта в собрании духовенства было выработано нами  поминовение Михаила Александровича, как Российского Государя. Однако  через час стал известен Манифест об его отречении (не отречении, а об  отложении - прим.) впредь до избрания его Учредительным собранием, если  таковое избрание состоится. Вместе с тем новый государь повелел  повиноваться Временному правительству… С этого момента означенное  правительство стало законным в глазах всех монархистов, то есть  повинующихся своим Государям русских граждан. И я, как пастырь Церкви,  обязанный всегда увещевать народ свой повиноваться предержащим властям,  призываю вас к исполнению сего долга теперь, то есть к послушанию  Комитету новых министров и его главе… Теперь второй вопрос: почему не  молимся за Царей? Потому, что Царя у нас теперь нет и нет потому, что  оба Царя от управления Россией отказались сами, а насильно их невозможно  именовать тем наименованием, которое они с себя сложили. (Ложь.  Перестали поминать самою Царствующую Династию и Самодержавный строй -  прим.) Если бы Царь наш не отказался от власти и хотя бы томился в  темнице, то я бы увещевал стоять за него и умирать за него, но теперь  ради послушания ему и его брату мы уже не можем возносить имя его, как  Всероссийского Государя» (Ложь. Государя противозаконно арестовали 8  марта, и где призывы? - прим.)
* * * *
Из воззвания к пастырям и  пастве еп. Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского), 5  марта 1917 года: «Темные силы толкали Родину к гибели… И в эту годину  испытаний Промыслу Божию, пути коего неисповедимы, угодно было указать  дорогой Родине путь спасения, вверив судьбы России правительству из  представителей народных в Государственной думе, которым прекрасно  известны современные недуги и нужды нашего Отечества».
* * * *
Из  обращения к духовенству Епархии еп. Костромского и Галичского Евгения  (Бережкова), не позднее 6 марта 1917 года: «Свершился великий переворот в  Отечестве нашем: пала Императорская власть. Таковы судьбы Промысла  Божия! Призываю духовенство епархии подчиниться и признать Временное  правительство, взявшее по воле народа и воинства Всероссийского в свои  руки управление страной».
* * * *
Обращение архиеп. Тверского и  Кашинского Серафима (Чичагова) к членам духовной консистории и  благочинным города Твери «По вопросу о перемене государственного строя»,  7 марта 1917 года:
«Милостию Божиею, народное восстание против  старых, бедственных порядков в государстве, приведших Россию на край  гибели в тяжелые годы Мировой войны, обошлось без многочисленных жертв и  Россия легко перешла к новому государственному строю, благодаря  твердому решению Государственной Думы, образовавшей Временное  Правительство, и Совету рабочих и солдатских депутатов (который возглав.  Большевики - прим.). Русская Революция оказалась чуть ли не самой  короткой и самой безкровной из всех Революций, которые знает история.  Поэтому долг и обязанность каждого православного гражданина Русской  земли, во-первых, всемерно и любовно поддержать новую власть во всех ее  начинаниях по водворению порядка и законности в городах и во всей  стране, …».
* * * *
Из речи архиеп. Симбирского и Сызранского Вениамина (Муратовского) 8 марта 1917 года (спустя 5 дней после Отречения):
«…Совершилось  величайшей важности историческое событие! Волей Божией наша дорогая и  многострадальная Родина вступила на новый путь своей государственной  жизни. Посему-то мы сегодня и собрались в этот величественный храм,  чтобы помолиться и испросить у Господа Бога благословение на начало  новой, свободной во всех отношениях жизни, дать при этом твердое  обещание всецело подчиниться Временному нашему Правительству и в  точности исполнять все его благие предначертания».
* * * *
Обращение  к благочинным Епархии еп. Енисейского и Красноярского Никона  (Бессонова), члена IV Государственной думы, 10 марта 1917 г.: «Я буду  очень краток. Я не желаю стеснять ваше действование. Я призываю Вас  только к работе успокоения страстей, «крайностей», и к работе, работе на  пользу народа. Я полагаю, что в России должна быть Республика, но не  демократическая, а общая, вообще Республика; в управлении участвуют все  классы, а не одни «пролетарии». Английский образ правления, по-моему,  наилучший [конституционная монархия], но он не для нас, не для России, в  которой монархи не завоевали себе доверия. Кто бы ни был монарх —  Михаил Александрович или Николай Николаевич — он окружит себя родными и  близкими, опять пойдет «свое», камарилья».
* * * *
Радостно  приветствовал Революцию и член IV Государственной Думы еп. Енисейский и  Красноярский Никон (Безсонов). Известия о Революции в Петрограде дошли  до Красноярска 2 марта. «Взволнованный и обрадованный», как сообщала  епархиальная пресса, Никон сразу отправил поздравительные телеграммы М.  В. Родзянко, князю Г. Е. Львову, А. И. Гучкову и новому обер-прокурору  Синода В. Н. Львову.
4 марта владыка выпустил воззвание к пастве:  «Враги русского народа, некоторые представители старой власти исполнили  меру своих беззаконий и переполнили чашу терпения Государственной Думы,  народных избранников... Новая, только что народившаяся власть нуждается в  нашем полном доверии, нашей всемерной поддержке... Отцы, братия и  сестры! Вас зовет на помощь растерзанная, истомившаяся Мать... Бросим  всякие корыстные и партийные расчеты... будем спокойно работать для  Родины, для армии, для победы, для процветания и вечного мира во всем  мире!». В тот же день еп. Никон писал обер-прокурору Львову: «Я уже не  утерпел, телеграфировал вам о моем личном отношении к «свершившемуся».  Иначе поступить было нельзя. Сами довели себя до краха. Иродиада  бесновалась (императрица Александра Федоровна. – П.Р.), и наша дорогая  Мать-Родина стояла на краю пропасти...»
Через несколько дней владыка  направил еще одно письмо об. прок. Львову, со своей оценкой реакции  высшего духовенства на Революцию. «"Архиереишки» – простите за слово! –  набрали в рот воды, запрятались по норкам... Грустно, очень тяжело!.. А  работы будет масса, работы новой, хорошей. Я почти утерял было веру в  нашу Русскую Церковь, а теперь оживаю»...
* * * *
Один из  авторитетнейших иерархов, тамбовский архиеп. Кирилл (Смирнов) выпустил в  виде листовки послание с призывом хранить верность присяге Императору  Николаю II и оставаться в «полном послушании действующим его именем  властям». Тамбовский Исполнительный Комитет доносил обер-прокурору, что  по получении 28 февраля телеграммы от председателя Государственной Думы  владыка выступил главным противником публикации последней: «Стуча  кулаком по столу, кричал, что русская Революция – водевиль и завтра  исчезнет как дым».
Но уже 4 марта Кирилл выпустил новое "Послание",  где напоминал свой призыв ждать «решающего слова, того, которому вручена  была Самим Господом власть. И вот сегодня дождались мы этого слова,  дождались гораздо больше, чем ожидали». Не забыл архиепископ упомянуть и  о старом строе, когда «мы жили под постоянным надзором приставленных к  нам опекунов». Спустя некоторое время Кирилл писал уже о «заре новой  жизни», а в своем слове от 7 марта, призывал паству к спокойствию,  восклицая: «Но как быть спокойным... когда всякий нерв трепещет от  восторга, когда от избытка чувств уста сами глаголют».
* * * *
Из  речи архиеп. Нижегородского и Арзамасского Иоакима (Левицкого) на  собрании духовенства Нижнего Новгорода, 23 марта 1917 года:
«…Мне  ставят в вину то, что я сочувствовал Союзу русских людей. Но как же я  мог не сочувствовать этому Союзу, когда на его знамени было написано: за  Православие, Самодержавие и русскую народность. Мне кажется, что и вы  все должны были сочувствовать этому знамени. Как я мог не служить  православию, как я мог не любить русскую народность, как я мог искренно  не поддерживать Самодержавие, когда у нас был самодержавный строй  гражданского управления?
Теперь у нас другое правительство, и я  опять не за страх, а за совесть служу новому правительству. И вам то же  самое предлагаю, «несть бо власть, аще не от Бога» [Рим. 13, 1].
--Но я никогда не работал в Союзе русских людей».
* * *

--------------------------------------------------------------------------------------------------

ЧТО ЖЕ ГОВОРИТЬ О ФЕВРАЛИСТАХ еретиках имяборцах Иерархах, противниках  Божьего установления, клятвоизменниках, нарушителях ОБЕТА Великого  освященного Московского Собора 1613 г. попавших под свою же Анафему и  виновных в крови Самодержца?
==============================================
Не думаю, чтоб в среде священников было много спасающихся; напротив - гораздо больше погибающих.
Мы  гоняемся за священством так же точно, как за мирскими должностями.  Из-за того, чтобы быть в славе, чтобы достигнуть почестей у людей, мы  погибаем пред очами Божиими. И что пользы в почести?
Теперь у нас уже  нет борьбы с теми, кто угнетает бедных; мы не берем на себя труда  ратовать за свое стадо, но, подобно тем пастырям, о которых упоминается у  Иезекииля, мы лишь закалаем и едим. Кто из нас выказывает такую же  заботливость о стаде Христовом, какую имел Иаков о стадах Лавана? Кто  может похвалиться чем-нибудь таким, что могло бы равняться перенесению  ночного холода? Не называй мне всенощных бдений наравне с этою великою  заботливостью. Нет, теперь все совсем иначе. Начальники округов и  местные правители не пользуются такою большою честью, какою -  начальствующий в Церкви. Войдет ли он в царский дворец, - кому первое  место? Будет ли в знатных домах, - никому другому нет большего перед ним  почета. Все погибло, все испорчено!
/Святитель Иоанн Златоуст//.
Беседы на Деяния Апостольские, беседа третья.

============

Князь Н.Д. ЖЕВАХОВ
Прошло уже 10 лет с момента этой гибели, а между  тем и до сих пор нет единства в понимании причин ее. Каждый по-своему  объясняет катастрофу, оправдывая себя и обвиняя других, однако же все  вместе откровенно или прикровенно сваливают всю ответственность за  гибель России на Государя Императора, обвиняя Царя в самых разнообразных  преступлениях и не догадываясь о том, что эти обвинения  обличают не только их собственное недомыслие, но и являются именно тем  преступлением, какое и вызвало гибель России.
Так, один из виднейших  иерархов Православной Церкви, обвиняя Государя Императора в нежелании  восстановить патриаршество в России, говорит:
"Господь покарал  Государя и Государыню, как некогда праведнейшего Моисея, и отнял у них  царство за то, что они противились Его воле, ясно выраженной Вселенскими  Соборами касательно Церкви"... (Неверное по существу, обвинение и  безпочвенно, ибо Государь Император не только не был принципиальным  противником восстановления патриаршего чина, а, наоборот, Сам стремился к  иночеству - Н.Ж.)
Государственная Дума обвиняла Царя в нежелании  даровать ответственное Министерство, иначе в нежелании Государя  Императора сложить с себя Свои обязанности Царя и Помазанника Божия и  тем нарушить данные Богу при священном миропомазании обеты.
Ожидовленная  общественность, устами своих передовых людей, давно уже кричала о том,  что Самодержавие, как форма правления, устарело и что уровень  "культурного" развития русского народа давно уже перерос эту форму, как  пережиток восточного деспотизма и абсолютизма...
В соответствии с  таким пониманием, Самодержец стал рассматриваться как заурядный носитель  Верховной власти и к Нему начали предъявлять ся самые разнообразные  требования, отражавшие абсолютное непонимание Его священной миссии  Помазанника Божия, связанного обетами к Богу и призванного творить волю  Божию, а не "волю народа", обычно выражающую собою волю злонамеренных  единиц.
Даже самые благожелательные люди, убежденные монархисты,  глубоко понимавшие значение русского Самодержавного строя и высоко  ценившие личность Государя Императора, и те вторили общим крикам,  отражавшим прикровенное и откровенное недовольство Царем и обвиняли Царя  в безхарактерности, говоря, что Государь слишком добр, слаб и  снисходителен и не обладает качествами, коими должен обладать каждый  носитель власти.
Словом, к моменту разразившейся катастрофы слились  воедино самые разнообразные обвинения, направленные и против личности  Государя Императора, и против общего строя и уклада русской  государственности, а в связи с ними и самые нелепые и преступные  требования, предъявляемые к Государю и Его правительству, включительно  до требования во имя блага России, Отречения Царя от Престола.
Уступая  насилию, Царь подчинился такому требованию, но... благодать Божия,  осенявшая священную Главу Помазанника Божия и изливавшаяся на всю  Россию, вернулась к Богу...
Россия лишилась Божьей благодати...  Свершился акт величайшего преступления, когда-либо бывшего в истории.  Русские люди, восстав против Богом данного Помазанника, тем самым  восстали против самого Бога. Гигантские размеры этого преступления  только и могли привести к гигантским результатам и вызвали гибель  России...
Поразительнее всего то, что в этот момент разрушения  Православной русской государственности, когда руками безумцев  насильственно изгонялась благодать Божия из России, хранительница этой  благодати Православная Церковь, в лице своих виднейших представителей,  молчала. Она не отважилась остановить злодейскую руку насильников, грозя  им проклятьем и извержением из своего лона, а молча глядела на то, как  заносился злодейский меч над священною Главою Помазанника Божия и над  Россией, молча глядит и сейчас на тех, кто продолжает делать свое  антихристово дело, числясь православным христианином.

============

ПИСЬМО 12-ЛЕТНЕГО ЮНОШИ ГЕОРГИЯ НИКОЛАЮ II. 10 Мая 1917 г.

Всемилостивейший Государь!
Николай Александрович!

Если  Вам тяжко переносить заключение своё, верьте и знайте, что миллионы  русских сердец оплакивают Вас, как страдальца за Святую Русь. На нашей  планете, начиная Спасителем, немало было страдальцев; и не только на  Вашу долю выпала эта горькая чаша. Люди злы, но миллионы русских сердец  возносят мольбы к Богу об утешении Вас. Молитесь же и бодрствуйте!
Верный и неизменный Вам 12-летний

Георгий.

ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 2281. Л. 78. Рукопись. Подлинник.

Подобных  писем заключенному под стражу Царю было несколько тысяч, хотя писать  было смертельно опасно в то время по известным причинам...


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened