graf_orlov33

Category:

НЕИЗДАННЫЙ ДНЕВНИК От. ИОАННА КРОНШТАДСКОГО


28 июня. Вторник. Служил  Литургию вдвоем с отцом Феофаном без диакона; он был вместо диакона и за  второго священника. Читал я каноны: умилительный, покаянный, Предтече и  безсребреникам Киру и Иоанну. Благодарю Господа за дар Литургии и за  причащение Святых Тайн; причастил и служащих на пароходе.

Господи,  еще я сильно тяготею к земле „еще я ревную к лукавнующим и  обогащающимся быстро за счет бедного русского народа лесопромышленникам  Архангельским, преимущественно немцам, евреям и отчасти русским (Николай  Осипович Шаврин). Последний особенно богат: забыл Бога, Церковь,  бедных. Суди их, Боже Праведный!
Господи, за все благодарю Тебя, и за немощи и болезни. Благодарю Тебя, что они сносны и терпимы.
*
9  июня 1907 г. Доселе еще я не научился ненавидеть грех, доселе еще я  сочувствую греху в себе или в других, хотя скоро опамятоваюсь и осуждаю  себя и признаю нелепость и противность его заповеди Божией и моему  истинному благу. Окаянен я человек, кто мя избавит от тела смерти сея?

Враг  безплотный, внутри нас, в сердце нашем гнездящийся, постоянно старается  высмеивать, осквернять мысленно природные необходимые члены, созданные  Творцом для естественных отправлений, а то и святые лица и предметы,  достойные всякого уважения, а уж какие истории делает над ними во сне,  какие строит химеры, описать невозможно. Вспоминаю бесовские хвастовства  у Игнатия Брянчанинова: "Наше время, наши годы". Да, ваше время и  область тьмы! (Мк. 7,21–22).

Как наяву, так и во сне, враг нагло  льстит и борет души и мою душу безчисленными греховными мечтаниями.  Господи! Помоги мне побороть его. В Будущей Жизни и на ум не придут  такие грехи и погибнет память их, но будет тогда только правда и  святость, мир и блаженство нескончаемое.
*
13 июня. Каждый час и  минуту я должен внимать себе, чтобы не дать воли дикому ослу — моему  ветхому человеку — исполнить свою ослиную пагубную волю и подвергнуть  меня безчисленным опасностям греха и нарушить праведную и блаженную волю  Бога моего.
*
11 июня. 1907 г.

Проклинаю мирскую, плотскую  страсть неподобную и хочу всем сердцем возненавидеть ее и не мечтать о  ней, и благоговеть пред законом чадородия и пред вратами жизни, коими я  вошел по милости Божией.
Господи, проклинаю все сладострастное,  безсмысленное и пагубное и не хочу исполнить его. Но грешен я пред  Господом, делая уступку плоти, в чем и окаяваю себя.

Ветхий,  безсмысленный, страстный человек всем соблазняется и от всего смущается,  даже всеми святыми вещами соблазняется и собственным телом. Как надо  постоянно презирать своего ветхого человека, не следовать ему, распинать  его, по меткому выражению церковной песни: "…и дея учил еси презирати  убо плоть, преходит бо…" (тропарь преподобному).

Господи! Прости  мне мое сладострастие: я пожалел приготовленного для меня меду для  питья, выпитого в пути со мной. 24 июня 1907 г.
*
25 июня. Каким  бедам и насмешкам подвергает меня враг во сне, какие мечтания  неподобные, нелепые сновидения внушает — высказать невозможно! Уж и  лиходей проклятый! Но причины таких вражьих мечтаний находятся во мне,  многострастном.
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей.
*
27  июня 1907 г. Ну, уж и враг рода человеческого. Хитер он на выдумки и  мечтания во время моего сна! То с папами и кардиналами вводит меня в  любезное общение, непременно любезное, заискивающее — с моей и их  стороны, то с царскими чиновниками разных рангов и на свидание с самим  Царем влечет, как бы требующими от меня материальных жертв, а я жертвую  скупо, неохотно, ссылаясь на мои монастыри, требующие материального  пособия.

Господи, расположи сердце мое к памяти бывшего  митрополита Исидора, сурово, гордо всегда принимавшего меня, а впрочем, и  не лишавшего меня земных наград и тщетных славиц — крестов и орденов.
Вечная ему память!
*
23  июня 1907 г. Когда будет конец многострастной, несмысленной, похотливой  плоти моей, навыкшей с юности всякому греху? Когда я прокляну и  совершенно презрю ее, окаянную, богопротивную, лживую, льстивую,  пагубную? Ведь она, окаянная, отвлекает меня от любви Божией и нудит не  радеть о душе безсмертной, которая создана по образу Божию. Что за  безсмыслие! Что за безумство! Что за навыки! Господи, помилуй!

Мне  ли ревновать, обогащенному Богом всеми дарами Неба и земли, ежедневному  причастнику Божественных Тайн, имеющему в обетовании Вечную Жизнь,  создавшему обители во славу Божию, храм великолепный на родине, школу  церковно-приходскую, получившему в удел для обителей множество земли с  лесом и всякими угодиями, имеющему подворье монастырское в городе  Архангельске, получившему от Бога добрую славу и великое повсюдное  расположение ко мне простых верующих людей русских, имеющему достаток,  всякую пищу и одеяние как священное, так и мирское? Главное же это то,  что я обладаю Источником Неоскудевающим — Богом, Который дал Себя Самого  мне в достояние неотъемлемое. Итак, помилуй, Господи, меня, раба  Твоего! И не дай мне ревновать лукавнующим и творящим беззаконие, ибо,  как трава, они скоро иссохнут и, яко зелие — злак, скоро отпадут. Да  взираю на Небо и на уготовленные мне блага.
Господи, отврати очи мои, еже не видети суеты!

Господи,  благодарю Тебя, ибо Ты изменил душу мою изменением благодатным, даровав  мне мир и пространство сердечное с правотою духа моего.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Хотя святой Иоанн и предстает здесь смиренно в образе немощного  человека, кающегося в своих слабостях, в нем просматривается огромная  внутренняя сила (единение с Богом) и глубокое внимание к самому себе на  уровне самой малой мысли, самого малого сердечного сочувствия греху. Он  воспринимает самый ничтожный внешне, всего лишь секундный  помысел-приражение, как собственное страшное падение. Вот главная  причина его духовной высоты, благодатности служения и величайших даров.  Самовоззрение и внимание себе — чистота сердца.

============

Так и есть. Это практика всех Святых. Так было всегда.

Свят. Димитрий Ростовский:
...если  кто войдет в греховный обычай, тот уже не боится Бога и не страшится  совершать какие-либо богопротивные дела. Для нас, верных, пусть будет  предостережение – не свыкаться с грехами, но скоро восставать от любого  грехопадения - пусть и самого малого и незначительного. Если кто однажды  в какой-нибудь смертный грех впадет и не скоро восстанет от него с  покаянием, тот легко вторично и в третий раз впадет в тот же грех; ибо  страшно согрешить только в первый раз, но согрешивший однажды не  ужаснется согрешить и во второй, и в третий раз, а повторяя много раз  один и тот же грех, он решится и на более тяжкие грехи. Причина же сего  безстрашия и дерзновения в повторяемых согрешениях та, что человек после  своего первого падения не восстал тотчас же с покаянием и не очистился в  очах Божиих...

============

Свят. Исайя Отшельник:

Кто пал когда-либо, тот находится ПОД  ЗАКОНОМ покаяния. Он не может успокоиться и перестать от плача, доколе  не узнает наверно, что прощен ему грех его.
***
Не обвини и не укори кого-либо поспешно и необдуманно... в этом падение твое.
Свят. Игнатий Брянчанинов
* * *
Совершающий  великие знамения и исцеления, имеющий разум духовный и воскрешающий  мёртвых , если прежде этого подвергся падению , то он, как состоящий В  РАЗРЯДЕ КАЮЩИХСЯ (т.е. под ЗАКОНОМ ПОКАЯНИЯ), не может быть без печали о  вечной участи своей...
Свят. Исайя Отшельник

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened