graf_orlov33

Category:

Пасха Ветхозаветная и Пасха Новая Христианская

Долго томился  избранный народ Божий в рабстве египетском и терял уже всякую надежду на  освобождение. Сколько великий вождь сего народа Моисей ни являл, силою  Божией, чудес перед фараоном, царь оставался непреклонным, не хотел  слушать гласа Бога Израилева и отпустить от себя народ Его.  Наконец, когда и после девяти язв, ниспосланных на египтян, сердце  фараоново осталось ожесточенным, тогда Господь объявил Моисею, что  намерен послать еще одну, последнюю, страшную казнь на Египет и царя  его: истребление всех первенцев, начиная от первенца фараонова до  первенца последней рабыни его и даже до первенца всякого скота, – и этой  казнью упорство фараона будет, наконец, сокрушено, и он немедленно  отпустит израильтян (см.: Исх. 11, 1, 4, 8). Вместе с тем, дабы навсегда  сохранить в народе Своем память об избавлении его от ига египетского,  Бог заповедал учредить праздник. В 10-й день месяца Авива каждый отец  семейства должен был избрать из своих овец лучшего (совершеннейшего)  однолетнего мужского пола агнца, а в 14-й день к вечеру заколоть его и,  омочив кисть иссопа в крови агнца, помазать ею порог своего дома и  двери, дабы погубляющий, когда приидет поражать первенцев египетских,  видя знаки крови, проходил мимо домов еврейских и не вносил в них  истребления; потом испечь агнца на огне и, собрав всех домашних, съесть  его, не сокрушая ни одной его кости, с неквашеным хлебом (опресноками) и  горькими травами, в знак поспешности отхода и в воспоминание горестной  жизни и тяжелого рабства в Египте. Ядущие должны были представлять вид  готовящихся в путь: иметь чресла перепоясанными, сапоги на ногах, жезлы в  руках и вкушать агнца стоя, с благоговением, потому что это пасха  Господня (см.: Исх. 12, 11).
 

Еврейское слово «пасха», по  объяснению одних, означает напутственное; по толкованию других, –  прехождение; по переводу же третьих, – спасение первородных. Все эти три  значения применимы к праздновавшемуся событию. Пасха вкушалась вечером,  накануне исхода народа Божия из Египта; в эту ночь Ангел, погубляющий  первенцев египетских, проходил мимо запечатленных кровью агнца домов  израильтян, и первенцы их были спасены.
 

Как некогда реки  наполнялись первенцами еврейскими, так теперь гробы египетские  наполнились первенцами египетскими. Плач и рыдание огласили все жилища,  начиная от чертога царского до убогой хижины: всякий плакал о своем  первенце, начатке сынов своих. Устрашенный фараон не только решился  отпустить израильтян, но даже понудил их идти скорее и взять с собой все  их имущество. И воздвигся Израиль, пробыв в плену египетском 430 лет, и  на берегу моря, чудно им пройденного, и поглотившего фараона со всем  его воинством, воспел Богу, Спасителю своему, торжественную песнь хвалы и  благодарения! (см.: Исх. 12, 31, 33, 37, 40; 14, 31).
 

В память  этого великого события израильтяне ежегодно, в 14-й день Нисана,  торжественно совершали пасху, т. е. вкушали пасхального агнца, которого  по Закону должно было закалать не иначе, как в святилище: сначала в  скинии, а потом в храме Иерусалимском.
 

Законно праздновалась  пасха иудейская до тех пор, пока имел силу Закон Моисеев. Но когда он  был заменен законом благодати, когда образ уступил место Первообразу,  когда, вместо закалаемого ежегодно в каждом семействе агнца, заклан был  на Голгофе, единожды навсегда и за всех, Агнец Божий, взявший на Себя  грехи всего мира, тогда пасха иудейская перестала быть законной, уступив  место Пасхе христианской!
 

Что же значит Пасха христианская? На  этот вопрос отвечает апостол Павел. Пасха наша – Христос, принесший  Себя за нас в жертву Богу (ср.: 1Кор. 5, 7)! Господь наш Иисус Христос  принял на Себя плоть человеческую ни для чего иного, как чтобы умереть  за нас, и если бы Он не подверг себя смерти, то не последовало бы и  преславной победы над смертью, и не было бы Светлого Воскресения! Итак,  празднуя в нашу Пасху Воскресение Господа, мы вместе празднуем и смерть  Его.
 

В древней Церкви день Распятия Господа считался между  великими праздниками; некоторые церкви на Востоке за три дня до Пасхи  воскресной праздновали другую Пасху, Крестную, в воспоминание крестных  страданий Господа. Ныне же Церковь, соединяя воспоминание Воскресения и  смерти Иисуса Христа в один торжественный праздник Пасхи, приглашает к  этому радостному празднованию небо, землю, весь видимый мир и невидимый,  ибо Христос восстал – веселие вечное! И вместе с тем песнословит Христа  – Пасху новую, очистительную, Жертву живую, Агнца Божия, Который волею  принес Себя за всех на заклание! К такому соединению – воспоминанию  славы Воскресения Господа с уничижением Его до крестной смерти и  погребения – призывает нас один из святителей. «Торжествуя Христу, –  говорит он, – для нас воскресшему, да взираем в то же время умиленным  сердцем на Христа, за нас распятого, страдавшего, умершего и  погребенного, чтобы радость не забылась и не сделалась неосмысленною.  Только тот имеет полную и неотъемлемую радость Воскресения Христова, кто  со Христом и сам воскрес внутренне и имеет надежду воскреснуть  торжественно, а сию надежду имеет только тот, кто приемлет участие в  Кресте, страданиях и смерти Христовой... Праздничная радость, которая  забывает Крест и смерть Христову, призывающие нас к распинанию плоти со  страстями и похотями, находится в опасности – начатое духом окончить  плотью, и празднующих Воскресение Христа превратить в распинающих Его  вторично!».
 

А каково должно быть празднование Пасхи  христианской, очевидно – торжество наше настолько же должно быть святее и  совершеннее торжества иудейского, насколько Пасха наша святее и  совершеннее пасхи иудейской! Основанием пасхи иудейской было благо  временное – освобождение народа израильского от рабства египетского;  основание же Пасхи христианской есть благо вечное – освобождение всего  рода человеческого от рабства греха и смерти! Учреждая праздник пасхи  ветхозаветной, Бог внушал иудеям особенную важность этого праздника и  заповедал совершать его со всею торжественностью. «Законно, – говорит  Он, – вечно празднуйте его! Душа, нарушившая святость сего праздника,  погубится от сонма сынов израильских» (см.: Исх. 12, 14, 19). При этом  иудеям во время празднования пасхи поведено было, также под опасением  смерти, беречься всякого квасного, почему они, еще за несколько дней до  пасхи, оставляли употребление кваса и в продолжение семи дней вкушали  неквашеный хлеб – опресноки. Законодатель Нового Завета не благоволил  повелеть ученикам Своим, чтобы они в Священных книгах Евангелия  начертали какие-либо правила о праздновании Пасхи христианской; Пасха  Христова празднуется без всякого закона, повеления и учреждения и будет  праздноваться вечно до кончины мира и составлять сама по себе праздник  праздников и торжество торжеств!
 

Один только апостол Павел  оставил нам наставление, как праздновать Пасху достойным образом, чтобы  празднованием угодить Воскресшему Господу. «Станем праздновать, –  говорит он, – имея в виду обычай иудейский и строгость Церкви  Ветхозаветной, – станем праздновать не с ветхою закваскою, не с  закваскою порока и лукавства, – но с опресноками чистоты и истины!»  (см.: 1Кор. 5, 7–8). Иудей берегся кваса вещественного, христианин  должен беречься кваса духовного – злобы и лукавства; иудей вкушал  опресноки, бывшие только символом чистоты, а христианин должен питаться  самою вещью – иметь чистоту духовную. Почему и праздничная радость  христианина должна быть духовная, мирная, возвышающая душу. Если  христианин вообще должен вести себя так, чтобы в мыслях, чувствах,  словах и делах его постоянно отражался образ жизни и дух нашего  Спасителя, то тем более в дни, назначенные для празднования Пасхи, чем  ему лучше заняться, как не воспоминанием великих событий Евангельских –  смерти и Воскресения Иисуса Христа, которые и составляют именно предмет  настоящего празднования?


Прот. Григорий Дьяченко


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened