graf_orlov33

Category:

СЛОВО ВО СВЯТЫЙ И ВЕЛИКИЙ ЧЕТВЕРТОК

свят. Прокл, патриарх Константинопольский

Настал  торжественный день святых Таинств. Возсиял вечер, светлейший всякого  дня. Ибо что в настоящий вечер не было исполнено ужаса и удивления?  Господь вечерял с рабами; отверз им рай таинств; дал им в пищу плоть  безгрешную; предложил питие, очищающее грехи; в образе раба умыл  Ученикам ноги, чтобы ободрить их к течению; подал хлеб, указуя  предателя; облобызал недостойного, чтобы отнять благодать от  нечестиваго; заранее предупредив, пошел на страдания, показывая тем, что  Он страждет не невольно. Ибо кто бы мог взять Его, если бы Он Сам того  не восхотел? Его, Который словом укрощал море, велением утишал ветры,  воздвигал смердящих мертвецов из гробов, Которому, как Господу,  поклонялись и бесы, – если бы не Сам Он, как человеколюбец, восхотел  подъять страдание не тем, что Он был, но тем, чем Он соделался? Но Его  берут – и Он терпит; потому что Он пришел не судить, но спасти мир; и  лобзание было знаком предательства. Посему-то Он приступившему предателю  говорит: «Иудо» (ибо ты исполнен яда – ἰοῦ γέμεις) «Иудо, лобзанием ли  Сына Человеческаго предаеши?» (Лук. 22, 48) Таким именем Он ударяет в  двери его совести, желая возбудить его, глубоко усыпленного  сребролюбием. Как бы так говорил ему Господь: Я избрал тебя в Апостола,  как же ты превратился в предателя? Иуда, ты жаждешь денег? – но ты  богаче всех царей. Демоны не страшатся царей, но твоего слова они  трепещут, как беглые рабы. Богатых снедают болезни, но твоя и тень  прогоняет все злострадания. Для сребролюбивых сокровище – злато, вам же  уготовано Небесное наследие. Если ты корыстолюбив, то уже теряешь власть  над болезнями: ибо душа не может совмещать в себе тину сребролюбия и  миро человеколюбия.

Нет ничего, братия, пагубнее сребролюбия; оно  вооружает кровных друг против друга, низвращает естество, возбуждает к  тиранству, испровергает стены, равняет с землею города, превращает  уставы природы, и кратко сказать, – оно вторглось в лик Апостолов и  дерзнуло продать Неоцененного. И так сребролюбие есть причина всех  зол... Посему-то Христос и Бог наш чрез Пророков укорял и говорил: овца  возъярилась на пастыря. Поистине, «корень... всем злым сребролюбие есть»  (1Тим. 6, 10). Почему и Пророк Захария говорил как бы от лица Господня:  «и реку к ним: – то есть, к неблагодарному народу, – аще добро пред  вами есть, дадите мзду мою, или отрецытеся» (Зах. 11, 12).
--Но какая может быть назначена мзда за Того, Кого продать нельзя? —Какая цена за Того, Кто выше всякой цены?
— Как можно продать Того, Кто превосходит всякое оценивание?
--«И  поставиша, – сказано, – мзду мою тридесять сребренник» (Зах. 11, 12).  Какое, о Иуда, ясное предсказание того, как ты разсвирепел до такой  ненасытности!
В то время, когда благочестивая и боголюбивая жена  изливала на вечери миро, ты, проникнутый сребролюбием, говорил:  «можаше... сие миро продано быти вящше трех сот пенязь, и датися нищым»  (Мк. 14, 5). Но Иоанн, сын громов, весьма ясно изобличил нечестивейшую  твою сребролюбивую мысль, сказав: «сие же рече, не яко о нищых печашеся,  но яко тать бе, и ковчежец имеяше, и вметаемая ношаше» (Иоан. 12, 6).  Почему Господь Иисус Христос, будучи всеведущ, яко Бог, видя Иуду,  побежденного злою страстию сребролюбия и желая препобедить чрезмерную  ненасытность его сердца, доверил ему получаемые от людей подаяния? Но  Иуда, пользуясь дарами благого Господа и не будучи лишен ни одного из  Божественных его дарований, не только не насытился, но еще, в замен  трехсот пенязей, захотел получить тридцать сребренников. О злонамеренный  и безумный Иуда! Ты слышал от животворящего Учителя Христа: «что пользы  имать человек, приобрет мир весь, себе же погубив, или отщетив?»  (Лук.9:25) – но, обрадовавшись на короткое время тридцати сребренникам,  продал Жизнодателя Христа беззаконным и свою душу осудил на Вечное  мучение. Посему-то Господь наш Иисус Христос и сказал: «горе... человеку  тому, имже Сын человеческий предается: добро бы было ему, аще не бы  родился человек той» (Матф. 26, 24).

Господь наш Иисус Христос  говорил сие, желая привести Иуду в чувство, чтобы он, образумившись,  бросил пагубное покушение на предательство, обратился к покаянию и  получил спасение. Но Иуда, предпочитая преслушание послушанию, соделал  себя жилищем змия – начальника зла. Посему Господь, видя, что он твердо  упорствует в безумном предательском намерении, предал его тому, кто  возжег в нем страсть сребролюбия. Ибо на вопрос искренних своих Учеников  за Вечерию: кто бы это был, кто замышляет предательство? – Господь  ответствовал: «той есть, емуже Аз омочив хлеб подам»; и после того, как  Иуда принял хлеб, сказано: «вниде в онь сатана» и Господь сказал ему:  «еже твориши, сотвори скоро» (Иоан. 13, 26–27). Видите ли, как Он,  будучи истинный Спаситель, охотно спешил на страдание для спасения рода  человеческого? Посему, так как свет и жизнь суть самые высшие, от Христа  получаемые, блага для человека, то и сам Он благоволил именовать себя  оными. Он есть Свет, яко Бог; Он есть Жизнь, яко Безсмертный; хотя же и  вкусил смерть, но по плоти, а не по Божеству.

Итак, будем все  удаляться корыстолюбия; отвергнем с сребролюбием и лицемерие. Желая  приступить к Божественным Тайнам, возлюбим друг друга от сердца; отринем  всякий гнев; очистим себя от всякого памятозлобия, дабы Господь,  вошедши в наши души, никого из нас не обрел исполненным, подобно Иуде,  лицемерия, но всех нашел чистыми, подобно Иоанну – с верою  богословствующими о Сущем в недрах Отчих (Иоан. 1, 18), подобно Павлу –  распявшимися миру (Гал. 6, 14), подобно Петру – благочестно  проповедующими и исповедующими: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго»  (Матф. 16, 16); дабы таким образом достигнуть нам блаженства, Господом  обещанного. Ибо сказано: «Блажен муж, емуже не вменит Господь греха,  ниже есть во устех его лесть» (Псал. 31, 2).
«И на кого воззрю»,  говорит Господь чрез Пророка, «токмо на кроткаго и молчаливаго, и  трепещущаго словес Моих?» (Ис. 66, 2) – и в Евангелии Спаситель учил  своих Учеников так: «блажени нищии духом, яко тех есть Царствие  Небесное» (Матф. 5, 3). О если бы всем нам сподобиться наследовать и  насладиться сего Царствия чрез Господа нашего Иисуса Христа, волею  благоволившего продать и предать Себя за нас, да освободит нас от  рабства невидимого врага! Тому слава, купно со Отцем и Святым и  Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
* * *
Источник:  По изданию: Святаго Прокла архиеп. Константинопольского Слово во святый  и Великий Четверток. Журнал «Христианское чтение, издаваемое при  Санкт-Петербургской Духовной Академии». – 1840 г.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

На Утрени. Чтение Евангелия (гл. 22)
 

Приближался праздник  опресноков, называемый Пасхою, 

2 и искали первосвященники и книжники,  как бы погубить Его, потому что боялись народа.
 

3  Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа  двенадцати, 

4 и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками,  как Его предать им. 

5 Они обрадовались и согласились дать ему денег; 

6 и  он обещал, и искал удобного времени, чтобы предать Его им не при  народе.
 

7 Настал же день опресноков, в который надлежало  заколать пасхального агнца, 

8 и послал Иисус Петра и Иоанна, сказав:  пойдите, приготовьте нам есть пасху. 

9 Они же сказали Ему: где велишь  нам приготовить? 

10 Он сказал им: вот, при входе вашем в город,  встретится с вами человек, несущий кувшин воды; последуйте за ним в дом,  в который войдет он, 

11 и скажите хозяину дома: "Учитель говорит тебе:  где комната, в которой бы Мне есть пасху с учениками Моими?" 

12 И он  покажет вам горницу большую устланную; там приготовьте. 

13 Они пошли, и  нашли, как сказал им, и приготовили пасху.
 

14 И когда настал  час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, 

15 и сказал им: очень  желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, 

16 ибо сказываю  вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием.  

17 И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между  собою, 

18 ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного,  доколе не придет Царствие Божие.
 

19 И, взяв хлеб и  благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за  вас предается; сие творите в Мое воспоминание. 

20 Также и чашу после  вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас  проливается. 

21 И вот, рука предающего Меня со Мною за столом; 

22  впрочем, Сын Человеческий идет по предназначению, но горе тому человеку,  которым Он предается. 

23 И они начали спрашивать друг друга, кто бы из  них был, который это сделает.
 

24 Был же и спор между ними,  кто из них должен почитаться большим. 

25 Он же сказал им: цари  господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, 

26 а  вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий —  как служащий.

27 Ибо кто больше: возлежащий, или служащий? не возлежащий  ли? А Я посреди вас, как служащий.
 

28 Но вы пребыли со Мною в  напастях Моих, 

29 и Я завещаваю вам, как завещал Мне Отец Мой, Царство, 

30 да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем, и сядете на  престолах — судить двенадцать колен Израилевых.
 

31 И сказал  Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу,  

32 но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда,  обратившись, утверди братьев твоих. 

33 Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я  готов и в темницу и на смерть идти. 

34 Но Он сказал: говорю тебе, Петр,  не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня.
 

35  И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви,  имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. 

36 Тогда Он сказал  им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого  нет, продай одежду свою и купи меч; 

37 ибо сказываю вам, что должно  исполниться на Мне и сему написанному: "и к злодеям причтен". Ибо то,  что о Мне, приходит к концу. 

38 Они сказали: Господи! вот, здесь два  меча. Он сказал им: довольно.
 

39 И, выйдя, пошел по обыкновению на гору Елеонскую, за Ним последовали и ученики Его.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened