graf_orlov33

Categories:

Беседы на Евангелие от Матфея

Святитель Иоанн Златоуст


* * * *
«Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». (Матф. 10:16)
* * * * *
Изъяснение  10:16–22. Новый закон брани, данный Апостолам. – Кроткие побеждают  силою благодати, хотя должны оказывать и свое содействие. – Что  разумеется под мудростью змииной. – Удобоисполнимость заповеди Христовой  подтверждается примером Апостолов. – Послушание Апостолов Христу. –
===============
1.  После того, как Господь благословил и обезпечил Апостолов относительно  их пропитания, и отверз им все дома, Он и самый вход их в чьи то дома  сделал честнЫм - достойным уважения, повелевая им входить не как  бездомным, скитающимся и нищим, но как таким людям, которые гораздо  почтеннее самих принимающих их. (Это именно дал Он разуметь как словами:  «трудящийся достоин пропитания» (Мтф. 10:10), так и повелением  осведомляться о достойных и у них оставаться, а равно повелением  приветствовать приемлющих и угрозой жестоких казней не приемлющим).  Когда, таким образом, Он освободил их от заботы о пропитании, вооружил  знамениями, сделал их как бы железными и адамантовыми, отрешив от всего  житейского попечения и освободив от всех временных суетных забот, –  тогда-то Он начинает говорить уже и о тех бедствиях, которые имели их  постигнуть в их апостольстве, и не только о тех, которые должны были  наступить вскоре, но и о тех, которые имели последовать по прошествии  многого времени, и таким образом заранее, приготавливает их к брани  против дьявола и его служителей. Этим достигалось многое: во-первых,  Апостолы узнали силу предведения Его; во-вторых, никто уже не мог  думать, что эти бедствия происходят от безсилия Учителя; в-третьих, те,  которые должны были терпеть эти бедствия, не могли ужасаться их, как  непредвиденных и неожиданных; в-четвертых, слыша это, Апостолы не должны  были смущаться и при наступлении времени крестных страданий, – как они  смутились в то время, когда Он, обличая их, говорил: «от того, что Я  сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше; и никто из вас не  спрашивает Меня: куда идешь» (Иоан. 16:6, 5)? Впрочем, Он о Себе еще  ничего не говорит; не говорит, например, что Он будет связан, мучим и  умерщвлен, чтобы этим не возмутить сердец их; а только предсказывает им  то, что имело с ними случиться. Далее: чтобы они поняли, что им  предлежит новый закон брани и чудный образ ополчения, Он, посылая их  фактически ни с чем, с одной одеждой, без обуви, без жезла, без меди при  поясе, без сумы, и повелевая самое пропитание получать от тех, которые  их принимают, и тем не кончил Своего слова, но, показывая, несказанную  силу Свою, говорит: вот как вам должно идти (на проповедь): показывайте  овечью кротость, хотя вы должны идти против волков, и не просто против  волков, но и посреди волков. И не только кротость овечью Он повелевает  иметь им, но и голубиное незлобие. Я покажу Мою крепость в особенности в  том, что овцы преодолеют волков и, находясь среди них и подвергаясь  безчисленным угрызениям, не только не истребятся, но преобразят и их  самих. А гораздо удивительнее и более значит – изменить расположение  воли и преобразовать ум, нежели умертвить, в особенности, когда овец  только двенадцать, а лютых волков полна вся вселенная.

Итак,  устыдимся поступать вопреки заповеди Христовой и нападать на врагов как  волки. Доколе мы будем овцами, дотоле будем побеждать; хотя бы и  бесчисленное множество волков нас окружало, но мы их преодолеем и  победим. Если же будем волками, – будем побеждены, потому что отступит  от нас помощь Пастыря (Он пасет не волков, а овец); Он оставит и  удалится от тебя, потому что ты не дашь открыться Его силе. Когда ты  показываешь в злостраданиях кротость, то вся победа Ему принадлежит; а  когда сам нападаешь и сражаешься, помрачаешь победу. Смотри же: кто те,  которым даются столь тяжкие и неудобоисполнимые повеления? Это люди  боязливые и простые, некнижные и неученые, вовсе не знатные, вовсе не  образованные по внешним законам, не занимавшиеся судебными делами,  рыбари, мытари, исполненные только безчисленных недостатков. Если эти  последние могли привести в замешательство и людей важных и великих, то,  как же не могли они привести в отчаяние и ужас людей вовсе неискусных и  никогда не помышлявших ни о чем достохвальном? Но они не привели их в  отчаяние. Но, может быть, иной скажет: так тому и быть надлежало, потому  что Он дал им власть очищать прокаженных и изгонять бесов. А я на это  скажу, что это-то самое и должно было привести их еще в большее  смущение, когда, несмотря на данную им власть воскрешать мертвых, им  следовало терпеть такие ужасные бедствия на судилищах, заключение в  темницы, нападение от всех, общую ненависть вселенной, и подвергаться  таковым бедствиям, имея власть творить чудеса. И какое было для них  утешение во всех этих бедствиях? Сила Посылающего. Потому-то Он прежде  всего и сказал: «вот, Я посылаю вас». Этого довольно для вашего  утешения; этого довольно для того, чтобы вас ободрить и чтобы вам не  бояться никого из противников ваших.

2. Видишь ли ты могущество?  Видишь ли власть? Видишь ли непреодолимую силу Божию? Слова Его имеют  такой смысл: не смущайтесь, говорит Он, что Я вас посылаю как овец среди  волков, и повелеваю, чтобы вы были как голуби. Я мог поступить иначе: Я  мог не попустить претерпевать вам какое-либо зло и не предавать вас как  овец волкам; Я мог сделать вас страшнее львов. Но лучше этому быть так:  это и вам приносит более славы, и Мою возвещает силу. Так же Он говорил  и Павлу: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в  немощи» (2Кор. 12:9). Такова Моя воля относительно вас. Итак, когда  Господь говорил: «вот, Я посылаю вас, как овец», – давал им разуметь: не  унывайте, Я знаю, Мне совершенно известно, что вы в особенности,  поступая таким образом, не будете никем побеждены. Далее, чтобы они  сколько-нибудь и сами от себя содействовали, чтобы не все казалось делом  одной благодати, и чтобы не подумали, что они получают венцы ни за что,  – говорит: «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». Но поможет  ли нам сколько-нибудь, скажут, наша мудрость в таких опасностях? И можно  ли иметь какую-либо мудрость, когда нас обуревают такие волны? Сколько  бы овца мудра ни была, но что она может сделать среди волков, и притом  среди такого множества волков? Сколько бы ни был незлобив голубь, но что  ему делать при нападении такого множества ястребов? Для безсловесных  тут нет никакой пользы, а для вас – польза величайшая. Но посмотрим,  какая здесь требуется мудрость. Мудрость змеиная. Как змей ничего не  бережет и, когда самое тело его рассекают на части, не сильно  защищается, чтобы только соблюсти голову, так и ты, говорит Христос, все  отдай: и имение, и тело, и самую душу – кроме веры. Вера есть глава и  корень; если ты сохранишь ее, то хотя бы и все потерял, опять все  приобретешь с большей славой. Вот почему Господь и повелел быть им не  простыми только и незлобивыми, и не мудрыми только, но совокупил то и  другое, чтобы из того и другого составилась добродетель: Он требовал  змеиной мудрости для предостережения от опаснейших поражений, а  голубиного незлобия – для предотвращения мстительности за обиды и  отплаты за наветы, потому что нет никакой пользы и в мудрости, когда она  не соединена с незлобием. Что может быть строже этих повелений? Не  достаточно только претерпевать бедствия: нет, – говорит, – Я не позволяю  тебе за то даже и гневаться (это и значит быть голубем). Походит на то,  как если бы кто-нибудь, бросив трость в огонь, повелевал ей не только  не сгорать в огне, но и погасить огонь. Но не будем смущаться: эти  повеления сбылись, исполнились, и самым делом совершились. Люди одного и  того же, а не другого с нами естества, бывали и мудры как змеи, и  незлобивы как голуби. Итак, да не почитает кто-либо этих повелений вовсе  неудобоисполнимыми. Господь лучше всех знает естество вещей; Он знает,  что дерзость погашается не дерзостью, но кротостью. И если хочешь  видеть, как это совершается на самом деле, то прочитай книгу Деяний  Апостолов, и увидишь, сколько раз, когда восставал против них народ  иудейский и скрежетал зубами, они, подражая голубю и отвечая иудеям с  надлежащей кротостью, угашали их ярость, прекращали неистовство, утишали  страсти. Так, когда иудеи говорили им: «не запретили ли мы вам накрепко  учить о имени сем» (Деян. 5:28)? – то апостолы, имея власть творить  бесчисленные чудеса, не сказали и не сделали ничего грубого, но со всей  кротостью защищались, говоря: «судите, справедливо ли перед Богом  слушать вас более, нежели Бога» (Деян. 4:19). Видишь ли голубиное  незлобие? Но вот и мудрость змеиная: «мы не можем не говорить того, что  видели и слышали» (Матф. 10:20). Видишь, какая потребна во всем  твердость, чтобы и в бедах не ослабеть, и не раздражиться в гневе?  Потому-то Христос и сказал: «остерегайтесь же людей: ибо они будут  отдавать вас в судилища и в синагогах своих будут бить вас, и поведут  вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и  язычниками» (Матф. 10:17–18).

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened