graf_orlov33

Categories:

СВЯТ. ИОВЪ МОСКОВСКИЙ

Повесть о житии Царя Федора Ивановича и начало патриаршества

ПОВЕСТЬ  О ЧЕСТНОМ ЖИТИИ БЛАГОВЕРНОГО И БЛАГОРОДНОГО И ХРИСТОЛЮБИВОГО ГОСУДАРЯ  ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ВСЕЯ РУСИ ФЕДОРА ИВАНОВИЧА, О ЕГО ЦАРСКОМ  БЛАГОЧЕСТИИ И ДОБРОДЕТЕЛЬНЫХ ПРАВИЛАХ И О СВЯТОЙ ЕГО КОНЧИНЕ. ПИСАНО  СМИРЕННЫМ НОВОМ, ПАТРИАРХОМ МОСКОВСКИМ И ВСЕЯ РУСИ

Многие  проявления добродетелей святых и крестоносных преславнейших российских  Царей и великих Князей неисчислимы и непостигаемы. Если и сыщутся некие  знатоки глубокоразумного российского языка, если и будут они умудрены  искусством грамматики и силою красноречия, то и тогда о величии  добродетелей благочестивых этих Самодержавных Царей по достоинству  поведать не смогут.
Нам же, убогим и грубым разумом, хотя и не  подобает рассуждать об этом, но, призвав на помощь благодать  человеколюбивого Бога, имея наставником Святого Духа и сподобившись  малой толики добродетельных благодеяний, мы всех потчуем духовной  трапезой, да полезна будет каждому слышащему ясная наша нынешняя речь.

Итак,  было время, было, говорю вам, такое время, когда благочестивая и  православная христианская вера в Великой России сияла ярче солнца и  своими светозарными лучами освещала всю вселенную, по слову пророка, от  моря и до моря, и от рек до края вселенной слава ее простиралась, и  всевластие благочестивых и крестоносных христианских Царей Русской  державы величественно процветало, и благородный Царский корень долгие  годы не иссыхал,– от великого Августа, цесаря Римского, обладавшего, как  гласит история, всею вселенной, и до самого святого нынешнего  царствования богохранимой державы великого Российского государства, до  благоверного и христолюбивого Царя и великого князя всея Руси Федора  Ивановича. Он же, благочестивый Царь и великий князь всея Руси Феодор  Иванович, был сыном прославленного Государя и храброго Царя и великого  Князя всея Руси Иоанна Васильевича, который царствовал 49 лет и 9  месяцев на престоле великих князей всея Руси. Благочестивый же тот Царь и  великий Князь всея Руси Иван Васильевич был разумом и мудростью  украшен, и богатырскими победами славен, и в ратном деле весьма искусен,  и во всем царском правлении достохвально проявил себя, великие и  невиданные победы одержал и многие подвиги благочестия совершил. Царским  своим неусыпным правлением и многой премудростью не только подданных  богохранимой своей державы поверг в страх и в трепет, но и всех  окрестных стран иноверные народы, лишь услышав Царское имя его,  трепетали от великой боязни.

По достижении пятьдесят 53-го года  жизни приключилась благоверному Царю и великому князю всея Руси Ивану  Васильевичу тяжкая болезнь, и прозрел он в ней скорое свое к Богу  отшествие, и принял великий ангельский образ, и наречен был в иноках  Иона, и вскоре после этого покинул земное царство, отошел к Господу в  7092 (1584) году, марта в 19-й день, и по кончине своей оставил  превеликий скипетр Российского Самодержавного Царства и передал великий  царский престол благородному сыну своему, благочестивому и  христолюбивому Царю и великому князю всея Руси Федору Ивановичу. Царь же  и великий князь всея Руси Федор Иванович по преставлении вечной памяти  отца своего Царя и великого князя всея Руси Ивана Васильевича становится  по Божьему изволению и отеческому благословению преемником Царского  Престола всей Великой России. Возведен же был и венчан на царство  преосвященным митр. всея Руси кир Дионисием, который тогда правил  кормилом великой Соборной Церкви честного и славного Успения Пречистой  Богородицы и занимал в Москве престол великих Чудотворцев Петра, Алексея  и Ионы. Было в ту пору благочестивому Царю и великому князю всея Руси  Федору Ивановичу от роду лет двадцать семь.

Этот благочестивый  Самодержец, праведный и досточтимый и крестоносный Царь и великий князь  всея Руси Федор Иванович сравнялся в славе с благочестивыми древними  Царями, нынешним же являл собою образец светоносной красоты, будущим же  оставил по себе сладчайшую память, благостную слуха усладу, превзошел  всех не только в Российской богохранимой державе, но и во всем подлунном  мире <...> Еще с царственной юности своей преисполнился он  духовной премудрости. Окруженный безчисленными, редкостными и безценными  красотами бренного сего мира, он отвратил от них взор свой, никогда не  прельщаясь никакой роскошью. Одно было у него попечение – помнить о Боге  и всяческих добродетелях, пренебрегая житейскими красотами и  соблазнами, дабы не пригвоздить к ним душу, но насладиться вечных благ  от Создателя всех и Промыслителя, сподобиться Царствия Небесного. Хотя  он и обладал могущественным скипетром превысочайшего Российского  Царства, но всегда ум свой устремлял к Богу, неусыпно бодрствуя  душевными очами, а веру сердечную постоянно воплощая в благие дела. Тело  же свое всегда изнурял церковными службами, повседневными молитвами и  поклонами, всенощными бдениями, воздержанием и постом, душу же свою  царскую врачевал чтением и слушанием Божественных словес, прилежно  пестуя и украшая благие нравы.

Теперь же к слову хочется помянуть  и другие его царские достохвальные деяния, да не предано будет  словесному забвению то, что достойно памяти. При жизни незабвенного отца  его, благочестивого Царя и великого Князя всея Руси Ивана Васильевича,  бывало так, что нечестивые булгары, живущие близ русских рубежей по  реке, именуемой Волгою, с давних пор вторгались в пределы Русского  государства и много зла творили православным христианам, нападая на них и  захватывая людей и добычу. Год за годом шла эта война, подобно речной  быстрине текла кровь православных. Многих нечестивцы перебили, других  увели в полон, подвергая различным мучениям.

В 7061 (1553) году  Царь и великий Князь всея Руси Иван Васильевич, видя богомерзкое  нечестивцев ожесточение, устремился на них с большими силами и город их  стольный Казань взял, всеми землями казанскими завладел, несметное  множество нечестивых булгар истребил, избежавших же плена всех под свою  Царскую десницу покорил. Спустя немногие годы после этого похода Царь и  великий Князь всея Руси Иван Васильевич Божьею волею отошел к Господу, и  Российского Царства скипетр, как и прежде сказано было, принял  достохвальный сын его, благочестивый наш Царь и великий князь всея Руси  Федор Иванович. Нечестивые же булгары, гордыней бесовскою обуянные,  опять посягают на православный народ и, вступив в русские пределы, по  обыкновению своему уводят большой полон.

Видя это, преблагой  человеколюбивый Бог наш не дал вконец погибнуть крещеному народу, вложил  благочестивому Царю и великому князю всея Руси Федору Ивановичу в  сердце мысль, дабы избавил православных христиан от насилия нечестивцев.  Царь, истинный рачитель благочестия, воспламенился от этой Божественной  мысли и повелел мудрому своему правителю Борису Федоровичу послать  большое войско на нечестивых булгар. Достохвальный же правитель Борис  Федорович не мешкая приказ благочестивого царя выполняет, собирает  большое христолюбивое воинство, назначает воевод и, вооружив эту могучую  рать, посылает ее на булгар. Вторгшись в их область и захватив толпы  пленников, воинство благочестивого Царя с Божьей помощью в сражениях  одолело нечестивцев; множество их пало от мечей. Воочию узрев храбрость и  неукротимую решимость христолюбивого воинства и собственную погибель,  булгары вскоре изъявили благочестивому Царю рабскую покорность. Царь же и  великий князь всея Руси Федор Иванович повелел в их стране много своих  крепостей построить, и с той поры и доныне благодаря Царскому  благоразумному управлению все земли булгарские в полной покорности и в  рабском послушании под его Царскою десницей пребывают. Этой деснице  покорны и навеки подвластны не одни нечестивые булгары; ей подчинена вся  Сибирь, порабощены все живущие в сибирских землях язычники-сыроядцы;  получая от них каждый год различные оброки и дани, Царь разрушил все  бесовские капища, поставил много укрепленных городов, населил их  крещеными людьми, возвел православные храмы, и так утвердившееся при  царском управлении истинное богопочитание доныне нерушимым остается.

К  сему не умолчим и о прочих царских добродетелях: был он весьма  нищелюбив, опекал вдов и сирот, особливо же почитал священников и  монахов, всегда щедрой милостыней их оделяя. И таким ревностным был этот  поборник благочестия, что незатихающая его слава, подобно солнечным  лучам, простиралась не только по державе богохранимого его Царства, но и  по всей вселенной; и таково было его милосердие, что не только  богохранимой его державы нуждающиеся люди получали щедрое подаяние, но и  в дальние края земли нескудеющей рекою оно всегда изливалось. Говорю  вам, в Святую гору Афон, и в Александрию, и в Ливию, и в Великую  Антиохию, и во все святые места, и в самый Божий град Иерусалим богатая  милостыня всякий год Царем посылалась.

Слух о его благочестивых  добродетельных деяниях дошел и до царственного града Константинополя и  достиг ушей святейшего патриарха кир Иеремии. Тогда этот патриарх  Иеремия, услышав о добродетельной жизни и великом благочестии  благоверного Царя всея Руси Федора Ивановича, поспешил подвигнуться на  весьма долгий и трудный путь, прибыл в Великую Россию, желая видеть  необыкновенную красоту великой христианской Соборной церкви и великое  благочестие благоверного Царя. Как в древние времена южская царица  Сивилла приходила из восточных стран в Иерусалим, чтобы узреть  премудрость Соломона, так и сей святейший патр. Иеремия, возгоревшись  пылким усердием к благочестию, невзирая на маститую старость и  пренебрегши тяжкими трудами, вскоре к благочестивому Царю и великому  князю всея Руси Федору Ивановичу приходит...
Престол же великой Русской митрополии тогда занимал преосвященный кир Иов, митрополит всея Руси.

Царь  же и великий князь всея Руси Федор Иванович с великой любовью и  неизреченной радостью встречает патр. Иеремию, воздает подобающую  святительскому его сану честь, приемлет благословение и пожелание мира,  вволю от своих царских щедрот наделяет патриарха всем потребным для  повседневной жизни. Потом благочестивый Царь и великий Князь всея Руси  Федор Иванович намерение свое Царское изъявляет, да поставит патриарх  Иеремия в богохранимой державе Великой России Патриарха по Правилам  святых Апостолов и святых Отцов. Выслушав намерение благочестивого Царя,  патриарх был весьма удивлен тем, сколь велико Царское стремление к  благочестию, и стал размышлять, как бы возвести на престол Русской  митрополии патриарха, ибо по заветам св. Апостолов и заповедям Святых  Отцов надлежит быть только четырем Вселенским Патриархам: в Великой  Антиохии, в Иерусалиме, в Константинополе и в Александрии; пятый же  Патриарх – это папа в Риме. Зная, что римский папа много лет тому назад  от благочестия отступил и от истинной христианской веры отпал; памятуя  также, что ныне царственным градом Константина владеют неверные и что  они ненавидят благочестивую веру и повсюду ее преследуют; убедившись,  что в Великой России издревле процветает неколебимое Православие;  особенно же узрев неизреченную красоту знаменитейшего храма Успения  Божией матери, а в нем – многие священные вещи и всякие святыни; увидев в  благочестивом Царе и великом князе всея Руси Федоре Ивановиче сердечное  усердие и веру в Бога и великое прилежание и неустанное попечение о  благоденствии всех благочестивых народов, исповедующих православное  христианство, патриарх Иеремия, подивившись всему этому, воздав хвалу  всемогущему Богу и возложив упование на милость от превеликих его  щедрот, поставляет в 7097 (1589) году в Великой России на русскую  митрополию Патриарха – тогдашнего митр. Иова, нарекши его четвертым  среди Вселенских патриархов. Место же папы теперь занял патриарх  Константинопольский.
* * *
Источник: Полное Собрание Русских Летописей. Том 14. Часть 1. Санкт-Петербург, типография М.А. Александрова, 1910 г.

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Нам полтора века излагают историю - сплошную ложь. Иоанн Грозный -  зверь. палач, маньяк. Его сын слабоумный молитвенник монах, ничтожество.  Цари виноваты в отмене патриаршества, из за этого де все так плохо  стало на Руси. А на поверку - сплошное запудривание ума. Сам патр. Иов  называет Грозного благочестивейшим и мудрым Царем. Сына Грозного боялись  не меньше в Европе, чем его грозного отца. А из 10 веков 7,5 вообще не  было патриархов. И ничего. Благочестие при этом на Руси не уменьшалось.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened